Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=59 |
Распечатать |
Когда духовный ученик в течение продолжительного времени прилагает усилия на пути проникновения в духовный мир, он вновь и вновь оказывается в той ситуации, что не может охватить открывающийся ему мир во всех его многосторонних аспектах Поэтому не удивительно, что, описывая переживания ученика на пути духовного ученичества, Рудольф Штайнер вынужден был часто прибегать к таким изложениям своих мыслей, которые многими воспринимаются как очень сложные и требующие многократных упражнений, лишь постепенно приводящих к конкретному пониманию происходящего. К изложениям такого рода можно отнести многочисленные описания встреч духовного ученика с "Малым" и "Большим" Стражами порога. В дальнейшем мы попытаемся подробнее рассмотреть эти непростые для понимания, но очень важные рассмотрения.
Двойник как "Малый Страж порога"
В своей основополагающей книге "Как достигнуть познания высших миров" Рудольф Штайнер показывает, каким образом духовный ученик благодаря медитативным упражнениям создаёт новые органы восприятия, как он при этом вырастает из своего низшего, повседневного Я и находит себя пробужденным в новом душевном центре, в своей истинной, вечной сущности, прошедшей через смерти и рождения. Благодаря этому развитию он переживает "второго человека в себе, который, будучи духовным существом и сознательно наблюдая свои духовные переживания", видит, как при этом расширяется его сознание, как в нём постепенно начинает просветляться то, что живёт в подсознательных глубинах его душевной жизни. Ярчайшим переживанием при этом расширении сознания является встреча со "Стражем порога". Рудольф Штайнер так говорит об этом: "По сути, существует не один, но два "Стража порога": Малый и Большой". "Первого человек встречает тогда, когда начинают расторгаться связи между волей, мышлением и чувством внутри тонких тел (астрального и эфирного). "Большого Стража порога" он встречает, когда расторжение этих связей распространяется также и на физические части тела (поначалу на мозг)".
"Малый Страж порога" — самостоятельное существо. Человек не может встретиться с ним, прежде чем им не будет достигнута соответствующая ступень развития. Рудольф Штайнер делает при этом важное замечание: "Описанный "Страж порога" является тем (астральным) существом, которое открывается пробужденному высшему зрению духовного ученика. Вид этого стража потому так ужасен, что он является порождением собственной прошлой жизни ученика, его собственным характером, пробуждённым к самостоятельной жизни вне его самого. Такое пробуждение происходит благодаря взаиморасторжению воли, мышления и чувства. Это глубокое переживание необыкновенно значительно: человек впервые чувствует, что он даёт рождение некоему духовному существу".
Итак, мы все несём напечатлённым в своей низшей природе существо, которое образовалось благодаря последствиям наших собственных деяний в прежних и теперешней земных жизнях. Преобразовать его (нашу низшую природу), чтобы оно могло постепенно соединиться с нашим истинным существом и стать единой, совершенной, прекрасной сущностью — наша человеческая задача. "Малый Страж порога" своим появлением показывает нам то, что покоится в глубинах души и должно стать преобразованным в ходе земных жизней. В сплетениях его имагинативного образа становится видимым и наше истинное Я — вечная сущность, которую мы начинаем сознательно переживать благодаря пробуждению в ядре своего существа. "Малый Страж" показывает нам в нашем отражении то, что мы собой являем: низшее Я и зачатки высшего существа. Тем, кто знаком с Драмами-мистериями, можно напомнить, что в двойнике Иоанна Томазия его отражение выражено таким образом, что его двойник носит ту же одежду и выражает себя подобными жестами.
Наша низшая природа, проявляющаяся в образе "Малого Стража" или Двойника — не единообразная сущность. То, что мы, проходя через инкарнации, претворяем в различных душевных образах, может выступать как в целом, так и в отдельных формах. В Драмах-мистериях мы видим не только двойника Иоанна Томазия, но и часть его самого, которая, благодаря кармическим обстоятельствам, становится самостоятельной, проявляясь как дух его юности. Но в глубинах своей души мы все носим ещё одного, совершенно особенного двойника, который связан с тем, что мы являемся людьми. Этому двойнику Рудольф Штайнер посвятил особый доклад, прочитанный 16 ноября 1917 года: "Тайна Двойника. Географическая медицина", в котором он говорит, что короткое время перед рождением нашим телом завладевают духи Аримана. Эти существа имеют "чрезвычайно высокий интеллект и особо развитую волю, но не обладают душой, той душой, которую мы называем человеческой". "Мы проходим свою жизнь таким образом, что имеем, собственно говоря, душу и Двойника; Двойника, который более умён и развит, чем мы, с мефистофелевским, ариманическим интеллектом и ариманической волей, очень сильной волей, более близкой к природным силам, чем наша человеческая воля, действующая через чувство". Эти существа сопровождают нас за порогом нашего сознания, и лишь одного они абсолютно не могут вынести — смерти." Поэтому они должны покинуть человеческое тело, в котором закреплены, прежде, чем его настигнет смерть, что всегда является для них горьким разочарованием. Этот двойник при определённых условиях тоже может стать видимым для духовного ученика, как духовная сущность.
Двойник становится Стражем порога
Описывая пути ученичества в "Очерке Тайноведения", Рудольф Штайнер упоминает, что человек имеет в себе нечто, препятствующее ему на пути глубокого самопознания. Этим препятствием становится стремление человека, выработав в себе благодаря самопознанию новое качество и не желая относительно себя питать иллюзий, тотчас это качество переработать. Если он поддается этому импульсу, если он не удерживает внимания к своему собственному Я, но остаётся тем, чем он был, он лишается возможности в соответствующий момент познать себя. Но если человек удерживает в себе то или иное качество, то он либо в состоянии его в себе развить, или понимает, что в нынешнем положении своей жизни он этого сделать не может. В последнем случае его душу подстерегает чувство, которое можно охарактеризовать, как чувство стыда". Стыд — это сила, которая побуждает человека скрывать нечто в своём внутреннем, не давая ему возможности быть воспринятым. Благодаря духовной науке можно проследить много далеко идущих последствий, связанных с тем внутренним душевным переживанием, которое родственно чувству стыда. Можно увидеть, что в глубинах души существует род скрытого стыда, который не осознаётся человеком в физически чувственной жизни. Это скрытое чувство препятствует тому, чтобы внутренняя сущность человека могла быть воспринята людьми. Если бы этого чувства не было, человек смог бы увидеть себя таким, каков он в действительности, он воспринимал бы свои представления, чувства и волю не только внутренне, но так же, как он воспринимает камни, животных и растения. Таким образом, чувство стыда закрывает человека перед самим собой, а вместе с этим закрывает его перед всем духовно-душевным миром.
Подобное сокрытие является благодеянием для человека, так как без духовного ученичества он был бы не в состоянии "перенести восприятие собственной сущности в его действительном облике". Благодаря духовному ученичеству он учится переносить образ своего собственного существа и может с полной решимостью встретиться с Двойником, когда тот показывает ему его истинный облик. Восприятие своей истинной сущности имеет большое значение, так как самовосприятие неотделимо от восприятия остального духовно-душевного мира. Чтобы иметь возможность объективно воспринимать духовный мир, ученик должен научиться не смешивать действия собственного Я и находящегося вокруг него духовно-душевного мира. Он сможет это не иначе, как приобретя познание о том, что он сам вносит в новый мир.
"Двойник действует в жизни человека в физически-чувственном мире таким образом, что при приближении человека к духовно-душевному миру он, благодаря обозначенному чувству стыда, делает себя невидимым. Как Страж, стоит он перед этим миром, чтобы преградить вход в него тому, кому не подобает ещё в него вступить. Поэтому он может быть назван "Стражем порога духовного мира".
Двойник как седьмая духовно-душевная сущность
В "Очерке тайноведения" говорится о том, что, благодаря проработке своих душевных сил в медитативном творчестве, духовный ученик создаёт новые душевные члены. Его самостоятельное, живое мышление даёт импульс к появлению особой, четвёртой душевно-духовной сущности — непосредственному вхождению в человека потоков, подобных мыслям. Весь мир здесь можно увидеть построенным из мыслей, он так же проявлен, как мир растений и животных на физически-чувственном плане. Подобным же образом чувства и воля, отделённые друг от друга, пробуждают в душе две силы, которые тоже могут действовать как самостоятельные существа. К ним добавляется ещё и седьмая сила, или сущность, которая подобна Я. Она в определённом отношении есть ни что иное как Двойник, сам "Страж порога". Это ставит перед духовным учеником особую задачу: провести через вновь рождённое Я то, что есть в его обычном Я и то, что возникает перед ним в образе. Происходи нечто вроде борьбы с Двойником, постоянно стремящимся его себе подчинить. Если человек способен поставить себя в правильное к нему отношение, не позволять ему действовать ни в чём, что находится под влиянием вновь рождённого Я, то этим он укрепляет и свои человеческие силы". Появление Двойника доказывает ученику, что на своём духовном пути он достиг значительной ступени развития — седьмой сущности души, и ему надлежит неуклонно пробиваться к изменению своей низшей природа.
Появление Большого Стража порога
При встрече с "Большим Стражем порога" духовному ученику открывается иной мир, в котором ему навстречу впервые выступает иерархическая сущность, раскрывающая перед ним нечто большее, чем только отображение его собственного существа. Рудольф Штайнер говорит о "Большом Страже порога" при первой постанове драмы "Страж порога" в докладе 27 августа 1912 года: "Этот Страж порога такой же живой, как человек. Он подобен конкретному, живому существу. Встречаясь с ним, человек знакомится с той категорией существ, которые определённым образом содействовали жизни до зарождения Земли, но впоследствии не пережили того, что переживает человек как душевное существо. В драме-мистерии "Страж порога" подобное существо высказывается такими словами:
Знаком ли тебе тот, кто этого мира порог
С начала зарождения Земли должен охранять?
Его переступить сможет лишь тот,
Кто принадлежит к твоему времени и к твоему роду.
Другой род и другие времена имеют те существа, которые со времени образования Земли идут разными с людьми путями. При встрече с таким существом человек говорит себе: "Я вижу перед собой существо, много знающее и пережившее в мире, но оно не может пережить того, что может пережить на Земле человек в любви, страданиях, ошибках и аморальном; оно ничего не знает и не хочет знать о том, что разыгрывалось до сегодняшнего дня в глубинах человеческого существа". В христианском предании сказано, что до таинственного появления человека эти существа скрывали свой лик. В различии между ними и людьми выражен весь мир. И приходит непосредственное ощущение: благодаря тому, что ты прошёл через культуру Земли, ты неизбежно приходишь к несовершенству, но ты должен опять вернуться к первоначальному состоянию, должен найти на Земле путь, и данное существо тебе этот путь укажет, ибо оно не воспринимает твои ошибки. Теперь эта величественная сущность стоит перед человеком с немым укором, побуждая его к изменениям. Эта сущность принадлежит к разряду высших ангелов — архангелов. Такая совершенно реальная встреча приводит к тому, что человек внезапно видит своими глазами, чем он стал, как земной человек, в своём чувственном бытии. Он видит себя таким, каков он есть, и таким, каким он должен стать.
Однако встреча с "Большим Стражем порога" происходит лишь в конце длинного пути внутреннего развития. Долгое время при своём врастании в духовный мир человек встречается лишь с "Малым Стражем порога". Относительно встречи Иоанна Томазия с "Большим Стражем" Рудольф Штайнер говорит в предисловии к драме "Страж порога". Процессы, происходящие в этой драме, разыгрываются приблизительно через тринадцать лет после того, что происходило в драме "Врата посвящения". Отсюда следует, что Иоанн Томазий, способный духовный ученик, встречается с "Большим Стражем" в результате долгого пути развития. "Большой Страж" претерпевает всё же одну метаморфозу. "Он стоит перед духовным учеником, как постоянное требование работать дальше. Он становится для него примером, которому ученик хочет следовать. Постепенно ученик получает возможность узнать, кто, собственно, стоит перед ним. "Страж порога" в восприятии духовного ученика преображается в образ Христа. Ученик становится сам посвящён в великую тайну, которая связана с именем Христа. Христос является ему как великий прототип земного человека". В чистейшем образе Христа видит он перед собой образ и цель своей человеческой сущности.
Эрнест Сутер-Шальтенбранд
"Дас Гётеанум" №43/2000