Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=588 |
Распечатать |
У современных людей душевные силы мышления, чувства и воли, находясь в плохом состоянии, часто не соотносятся друг с другом. Время между смертью и новым рождением они проводят «как во сне», и потому оно укорачивается. Чем тяжелее «кармический багаж» человека, тем больше человек после смерти остается привязанным к земле и тем скорее рождается вновь: его кармический багаж становится все тяжелее, а перевоплощения наступают все быстрее. И когда приходит крайнее ухудшение, человек достигает поворотного пункта. Если смотреть на историю развития человечества, этот поворотный пункт для очень большого числа душ пришелся на XX столетие, приведя к различного рода земным катастрофам. Для миллионов душ таким поворотным пунктом стал холокост. В 60-е годы многие из них были уже «опять здесь», но теперь обладая сильным импульсом вновь найти свою душевную и духовную родину и сознательно приступить к своим земным задачам. Раввин Yonassan Gershom собрал много подобных случаев, описав их в своих книгах. Люди принесли с собой сильную потребность нового поиска собственной гармонии и правильного образования членов своего существа. Они знали о своих проблемах, ощущали свои чувства неподходящими и искали терапию. Массовое уничтожение людей при холокосте, а также убийство миллионов людей во времена Сталина, Мао и Пол Пота остаются непостижимыми и ничем не оправданными. И всё же для многих душ это было тем временем, которое для них стало решающим.
Для лучшего понимания «поворотного пункта» как шага к развитию обратимся еще раз к четырем ступеням развития. Как в макрокосмосе, так и в человеке мы находим минеральное, растительное, животное и собственно человека. Как выглядят переходы из одного состояния в другое?
Растение не только содержит в себе минеральное, оно обращает его в противоположное: на месте жесткой, твердой плотности и связанности с силой тяжести оно вырастает вверх, становясь всё свободнее, растворяясь в конце концов в цвете, запахе и цветочной пыльце.
Животное не только содержит в себе минеральное и растительное, оно превращает зеленый сок в красную кровь. Вместо отдачи ветвей и листьев солнцу и дождю животное закладывает всё вовнутрь, образовывая в себе новый мир: оно строит собственные органы относительно своим потребностям.
Человек заключает и преодолевает в себе камень, растение и животное, строя во внешнем мире свои «органы»: храмы, бюро, средства передвижения, бытовые приборы, компьютеры, больницы, вооружение – всё по своим потребностям. Человек может изживать свой эгоизм или полностью отдать себя «высшему». Он может давать и брать, вести и следовать, подавлять и служить, строить и уничтожать. Он может целиком следовать своему телу и своей земной природе или своему духу и связи с божественным. В настоящее время усиленно подчеркивается земное – материальное, потому что господствующая наука ничего другого не признает. Одновременно уже существует противоположный полюс новой физики и биологии, где в квантовой физике сегодня поддерживается существование нечувственной действительности.
Для человека правильный поворотный пункт означает тот факт, что он находится между двумя полярностями: между сном и бодрствованием, вдохом и выдохом, мышлением и действием, духом и телом, добром и злом. Он должен научиться преодолеть и заключить в себе эти полярности.
В его сердце течёт кровь, которая во всё тело вливает тепло и несёт в себе душу. Интересны многочисленные, документально подтвержденные изменения личности после трансплантации сердца, при которых часто установлено принятие на себя больным особенностей жертвователя. Dr. Paul Pearsall, директор клинического исследовательского центра, на основе своих исследований делает такой вывод: «Сердце – важнейшая организационная сила тела. Оно нас укрепляет, оно образует форму, которую мы называем «Я», и является катализатором духа, который мы знаем как «мы». Оно прежде всего носитель воспоминания, ибо пациенты с чужим сердцем часто описывают воспоминания именно жертвователя, слыша их как бы исходящими из сердца».
Встреча с собой как пра-знание «Я» имеет свой праобраз во время между земными жизнями. В древней Египетской культуре, 2000 лет до рождения Христа, это изображалось в сцене взвешивания сердца: Анибус и Thot берут сердце умершего человека и кладут его на чашу весов. На другой чаше весов лежит истина (Feder der Maat). Здесь лежат суждение и поворотный пункт. Сегодня, 2000 лет после Рождества Христова, мы сознательно переживаем эти весы в земном теле, поскольку мы сами находимся «на поворотном пункте».
Через реинкарнационную терапию мы узнаём, что наше Я – не только то, что мы имеем сегодня, но и то, которым мы обладали в Средние века или в Древнем Египте, или в других жизнях как мужчины, женщины, дети, смелые и трусливые, ленивые и прилежные. Разумеется, мы учимся говорить об этом Я. И если в этом случае мы говорим «Я», мы имеем в виду то Я, которое всеохватывающе и всегда находится в становлении.
С конца Второй мировой войны возникло много направлений терапии, ведущих к трансформации человека. Какие-то из них исходят из психоанализа, другие развиваются совершенно самостоятельно. О некоторых я хотела бы здесь упомянуть. Это психосинтез (Assagioli), кататимез переживания образа (Leuner), терапия, центрирующая клиентов (Rogers), гипнотерапия (Эриксон). Существенный вклад в этом направлении внесли R. Bandler и Y. Grider с нейролингвистическим программированием. Все эти выдающиеся аналитики, наблюдая «говорящего человека», точно указывают на то, где «завязаны узлы».
Язык всегда становится сбивчивым и неясным, если душа, тело и дух не гармонируют друг с другом. Многие люди ощущают, что что-то не ладно уже при разговоре, этой чувствительной области души. Человек приходит к терапевту со словами: «Я не могу себя выразить в группе, я хочу нечто выразить, но слова застревают во мне, они не звучат…» Тогда человек часто получает опыт из прошлой жизни в виде картины, где он стоит перед группой людей (судом инквизиции, караульным подразделением, верховным советом деревенской общины), которая по его приказу была лишена жизни. Это воспоминание бессознательно в нём присутствует, когда он из собственной души опять хочет проявить себя перед группой людей…
Храм
Наше повседневное Я мы идентифицируем с телом, душевными особенностями и биографией. Но в своих идеалах и устремлениях мы ощущаем и праобраз этого земного Я – высшее Я духовного мира. Так же как солнце является средоточием планетарной системы, так это Я – средоточие нашей души. Душа живёт в духовном и душевном мирах, она чередует чисто духовные состояния с земными воплощениями. Часть души полностью погружается, и духовное Я проецируется в физическое тело.
Душа сравнима с облаком – её края растянуты и открыты и могут более или менее глубоко инкарнироваться в самых различных временах и областях Земли. После смерти часто не все собранные ею опыты могут быть преображены в способности и таланты; возникает карма, и в душе остаются непереваренные (непродуманные) переживания: травматические события, вина, насильственные устремления. Необходимое воплощение несёт тогда такую накопленную карму, которая проявляется в форме болезней, неспособностей, необоснованной ярости, страданий и т.д.
Взгляд на Гётеанум
Человек гармоничен, когда его дух приведён к единству с душой и телом. Прообразом этого является храм. В каждой религии найдены собственные формы, показывающие образ идеального человека. С точки зрения архитектоники конечности человека (вместе с обменом веществ и размножением, то есть областью, где он что-то делает, областью телесной в собственном смысле или областью морали) отнесены к области лестниц, входа и преддверия. Внутреннее помещение, где собираются верующие для молитвы и пения, принадлежит душе. Пространство алтаря – сфера духа. Здесь, в храме, всегда усиливается связь земного человека с его идеалами и его духовно-душевной родиной.
Как новый вид храма в начале ХХ века Рудольф Штейнер представил миру постройку Гётеанума. Построенный из дерева Первый Гётеанум сгорел, но его мыслеформа существует духовно. У западного входа в верхней части лестницы, так же как сегодня в новом Гётеануме, находилось большое красное окно с изображением огромного взирающего лика. Его взгляд в высшей степени сознателен и сконцентрирован, а «третий глаз», так же как чакры гортани и сердца, выделены. С волей и светящимся красным цветом связано сознательное мышление…
Марианна Каролюс
Info 3 №6/2005
Перевод с нем. М.К.