Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=373 |
Распечатать |
Мои дорогие друзья!
Поскольку в нашем распоряжении восемь часов времени, я могу продвигаться медленнее, чем мне пришлось бы это делать в случае спешки. Это, несомненно, послужит пользе дела.
Сегодня я хотел бы продолжить изложение вчерашней темы таким образом, чтобы рассказать вам об особенностях отдельных членов человеческого организма.
Вчера я обратил ваше внимание на то, что человека как целостное явление мы можем рассматривать только следующим образом, а именно: мы должны различить в нем физическое тело, приведя его в непосредственную связь со всем тем, что предстает в человеке в твердых очертаниях. Затем мы имеем то, что я хотел бы назвать «жидким» организмом. Этот «жидкий» организм проникнут, пронизан силами эфирного тела, которые как некие первоначальные компоненты связаны с физическим телом. Этот «жидкий» человек пронизан эфирными силами. Они суть периферические, отовсюду действующие силы. Далее мы имеем астральное тело, для рассмотрения которого одного лишь пространственного аспекта будет недостаточно, поэтому нам необходимо уяснить себе следующее: астральное тело мы должны рассматривать в чисто качественном отношении; количественное его рассмотрение нам ничего не даст. Астральное тело действительно необходимо представлять себе находящимся в некоем мире, не являющемся миром пространственным, известным нам первоначально, но находящемся вне этого пространственного мира.
И тем более мы должны вспомнить о Я-организации. Легче всего прояснить для себя эти вопросы, исходя именно из Я-организации. Что же представляет собой Я-организация? В физическом мире Я-организация воспринимается в облике физического тела. В физическом мире она может восприниматься не иначе, как только во внутреннем и внешнем строении физического тела. Но рассматривая физическое тело человека, мы должны уяснить себе, что в том виде, в каком оно явлено как физическое тело в физическом мире, оно, собственно, не имеет ничего общего с силами, действующими в физическом мире. Ибо в тот момент, когда человек проходит через врата смерти и, следовательно, Я-организация покидает физическое тело, последнее начинает уступать действию сил внешнего мира, а это означает, что оно не строится, а разрушается. Поразмыслив над тем, что под воздействием сил внешней природы физическое тело разрушается, вы непременно поймете, что в процессе формирования оно никак не может подпасть силам физического мира. Итак, поскольку Я-организация образует, формирует физическое тело, то это значит, что она ограждает его от действия сил, обычно находящихся в земном окружении человека.
Другими словами, Я-организация есть нечто в корне отличное от того, что мы находим в физическом мире. В действительности Я-организация глубоко родственна смерти. А это означает: то, что наступает вместе со смертью, постоянно и непрерывно происходит во время земной жизни благодаря действию Я-организации. Человек, собственно, постоянно умирает, но только эта смерть все время компенсируется, уравновешивается.
Чтобы наглядно представить себе это, рассмотрим проблему, обратную той, с которой столкнулась Пенелопа. Допустим, вы каждый день выгребаете кучу земли, сваленную рядом с вашим домом. И ночью, в ваше отсутствие, кто-то снова сгребает землю в кучу, и до тех пор, пока это продолжается, вам приходится ее выгребать. Если благодаря вашим действиям эта куча будет постепенно уменьшаться и в конце концов совершенно исчезнет, вам уже нечего будет делать с ней. Примерно такова роль Я-организации по отношению к физическому телу. Питая свое физическое тело, вы доставляете ему субстанции из его физического окружения. Эти субстанции обладают внутренними силами, они имеют определенную силовую конфигурацию, и если вы, к примеру, в качестве пищевой добавки принимаете поваренную соль, то она, будучи взятой из внешнего мира, прежде всего обладает внутренней активностью, присущей ей во внешнем мире. Уже в полости рта вы отнимаете у нее это качество, и, таким образом, в результате достаточно полного воздействия Я-организации от того, чем являлась поваренная соль во внешнем мире, в конце концов не остается ничего. Она превратится в нечто совершенно иное. Деятельность вашей Я-организации заключается именно в преобразовании принимаемых вами продуктов питания. Когда же вы в своем физическом теле уже не имеете возможности принимать пищу, тогда и ваше Я больше не имеет задач, подобно тому, как вам нечего больше делать, если землю не сгребают в кучу. Именно в силу неспособности принимать пищу тепловая деятельность в физическом теле становится для Я невозможной. Можно сказать, что именно невозможность преобразовывать внешние субстанции таким образом, чтобы в них не оставалось ничего от того, чем они являлись как таковые и благодаря этому полностью находились во власти Я-организации, влечет за собой смерть.
Что же, собственно, делает Я-организация с физическим телом? Она постоянно разрушает его, она действует так же, как действует смерть, но это постоянно компенсируется способностью физического тела принимать в себя внешние субстанции в качестве пищи, поэтому можно сказать, что Я-организация и питание полярно противоположны. Но Я-организация означает для человека то же самое — правда, в текучей, непрерывной деятельности, — что и смерть, наступающая единожды, как бы подводя итоги. Благодаря своей Я-организации вы постоянно умираете; это означает, что вы разрушаете свое физическое тело изнутри, в то время как внешняя природа уже после того, как вы прошли через смерть, разрушает ваше физическое тело извне. Физическое тело подвержено разрушению с двух различных направлений, и Я-организация есть просто сумма разрушительных сил, действующих изнутри. Поэтому можно сказать, что Я-организация имеет своей задачей приносить с собой смерть, — позднее мы увидим, почему это так, но вначале может показаться, что у нее действительно нет иной задачи, что она стремится непременно привести человека к смерти, которая предотвращается только благодаря принятию новой порции пищи, и, таким образом, эта деятельность, ведущая к смерти, каждый раз начинается заново.
Итак, мы имеем Я-организацию, которая качественно идентична смерти, и физическую организацию, которая качественно идентична питанию. Для начала изобразим это в виде схемы и затем поговорим об этом более подробно.
Я-организация = смерть
Физическая организация = питание
Оба этих процесса, которые как полярные процессы совершаются в человеке, разворачиваются между эфирным и астральным телами. Между Я-организацией и физическим организмом находятся астральное и эфирное тела. Обратите внимание, что астральное тело непосредственно действует только в газообразной среде человеческого организма и уже оттуда, через эфирное тело, оно действует на «жидкий» организм и организм питания, или физический организм. В каждом человеческом органе происходит взаимодействие эфирного и астрального организмов. Воздействие эфирного организма на какой-либо орган можно обнаружить в том, что орган от этого эфирного организма получает ростки расцветающей, бьющей ключом жизни. Все, что как жизненная сила присутствует в каждом отдельном органе или организме, идет от эфирного организма.
Что касается астрального организма, то в каждое мгновение жизни этот астральный организм проявляет тенденцию подавлять, не убивать, а именно подавлять процессы роста, расцветающую жизнь. Я-организации свойственно стремление постоянно убивать организм и его отдельные органы, чему нужно противопоставить прием постоянно стимулирующих и оживляющих организм питательных веществ, что, кстати, особенно активно происходит в детстве и юности человека.
Эфирным импульсам противостоит деятельность астрального тела, которая, собственно, постоянно подавляет эфирную деятельность. Представьте себе, что в вашем организме имела бы место только эфирная деятельность, — расцветающая, полнокровная жизнь: вы никогда не смогли бы прийти к душевной жизни, никогда не смогли бы развить сознание. Вы влачили бы растительное существование. Все бы росло, распускалось, цвело, но в этом голом росте, прорастании и цветении сознание не развивается. А чтобы оно развилось, необходимо подавить эфирную, дающую всходы, развивающуюся жизнь. И потому в органе, который подвергается подобному давлению, даже при нормально протекающем процессе жизнедеятельности организма, мы, собственно, всегда находим завязку болезни. Вы не можете развить в себе сознания, не развивая при этом постоянной тенденции к заболеванию. Быть только здоровым — это возможно, но тогда пришлось бы довольствоваться растительным существованием.
Для того, чтобы развить душевную жизнь, развить сознание, сперва нужно пройти через вегетативную жизнь, а затем — подавить ее. Итак, эфирный и астральный организмы противостоят друг другу, хотя и не так сильно, как физический организм и Я-организация, и при этом астральный организм должен постоянно подавлять то, что вызывается эфирным. И потому так важно то, что изо дня в день совершает астральный организм, непрерывно тяготея к болезни. Результатом деятельности эфирного организма является бьющее через край здоровье. И если можно абстрактно сказать, что человек состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела и Я-организации, то ту же мысль можно выразить и иначе, сказав, что человек состоит из процессов питания, из несущих жизнь процессов оздоровления, из постоянно действующих в нем процессов болезни и из того, что есть постоянное умирание, которое непрестанно сдерживается до тех пор, пока смертоносные процессы не «просуммируются», то есть из них не образуется как бы интеграл и не наступит смерть.
Рассмотрим этот астральный организм, который неизменно проявляет тенденцию провоцировать болезнь как в отдельных органах, так и во всем человеке. Практикуя подлинно здоровое самонаблюдение, вы сами придете к тому, что это так: ведь иначе, не будь у вас астрального организма, у вас не могло бы возникнуть какого-либо чувства. Попытайтесь представить себе: вот эфирный организм, он дает жизнь; но есть и астральный организм, который подавляет ее. Во время бодрствования — о сне я еще буду говорить — складывается неустойчивое равновесие между эфирным и астральным телами. Благодаря этому человек может чувствовать. Он бы ничего не чувствовал, если бы не эти колебания. Теперь вообразите, что астральная деятельность не находит немедленного отражения со стороны деятельности эфирной. Если она отражается, если in statu nascendi натиск астрального тела сразу же отбивается эфирной деятельностью, то возникает нормальное чувствование. На физическом плане это связано с деятельностью желез. Если же астральная организация усиливается настолько, что орган в своей эфирной деятельности не может реагировать на нее должным образом, то он чересчур сильно охватывается астральной деятельностью и вместо колебаний из одной стороны в другую наступает деформация органа, и как следствие того, что астральное тело воздействует сильнее, чем оно вправе это делать, то есть подавляет то, что вновь и вновь уравновешивается in statu nascendi, в астральном теле мы имеем причину болезни. Болезнь действительно настолько глубоко связана с чувствованием, что мы можем сказать: жизнь чувств человека есть просто душевное отражение жизни болезни. Если во времени имеет место колебание в ту и другую сторону, то в основе жизни чувств всегда лежит начало, status nascendi, момент возникновения того процесса, который при преобладании астрального является не чем иным, как процессом болезни.
Но может случиться и так, что астральное отступит и верх возьмет эфирное. Тогда возникают процессы безудержного роста, опять-таки приводящие к болезни, но как бы уже с другой стороны. Если преобладание астрального вызывает воспалительные состояния, то преобладание эфирного приводит к безудержному росту. И можно утверждать, что при нормальной жизни чувств имеет место постоянное неустойчивое равновесие между процессами разрастания и воспалительными процессами. Человеку для нормальной жизни возможность заболеть прямо-таки необходима, однако здесь должно происходить постоянное уравновешивание. Благодаря всему этому появляется возможность — при умении правильно видеть — обнаружить в жизни чувств человека то, что находит свое выражение в процессе болезни. Умея наблюдать подобные вещи, можно, обнаружив нарушение в жизни чувств, задолго до появления возможности физического диагностирования болезни констатировать ее приближение. Болезнь есть лишь ненормально протекающая жизнь чувств человека.
Жизнь чувств удерживается в душевной сфере, так как в эфирном теле постоянно происходит уравновешивание. Стоит только равновесию нарушиться, как жизнь чувств прорывается вниз, в физическое тело, соединяется с телом, и как только она врывается в какой-либо из органов, наступает болезнь. Таким образом, если человек умеет хранить чувства в своей душе — он здоров; если же он этого не умеет и чувства проникают в какой-либо из органов, возникает болезнь.
Я вкратце остановился на этом вопросе, чтобы вы могли ощутить, каким тонким видением душевной жизни человека должен обладать врач. Развить способности диагностирования, не обладая прозрением в душевную жизнь человека, в сущности невозможно. Об этом мы еще будем говорить более подробно.
Как же теперь обстоит дело в отношении Я-организации и физического организма? Прежде всего обратите внимание на процесс питания. В ходе этого процесса постоянно уничтожается нечто, являющееся субстанцией во внешнем мире. Астральный организм подавляет то, чем благодаря своему эфирному организму является человек в своем внутреннем существе. В этом и состоит установление внутреннего равновесия между астральным и эфирным организмами. Между Я и физическим организмом, то есть между внешним и внутренним миром, также устанавливается равновесие. Так что можно сказать: соль в том виде, в каком мы ее знаем, есть внешний мир. И если она охватывается процессом питания и Я-организацией, то Я-организация должна быть в состоянии преобразовать ее полностью — так, чтобы от того, чем была соль во внешнем мире, не осталось и следа. Если что-либо останется не преобразованным, это будет означать наличие инородного тела в человеческом организме.
Не следует думать, что инородное тело непременно должно иметь четкие контуры. Так бывает нечасто. Инородное тело может быть также внешним теплом. В сущности говоря, организм не может нести в себе тепла, которое бы не было проработано Я-организацией. Представьте себе, что перед вами стоит человек и что некоторые участки его тела подверглись внешнему воздействию тепла, то есть тепла, выработанного не им самим — подобно тому, как внешнему тепловому воздействию может быть подвергнут кусок древесины. Вам нужно понять, что внешнее тепловое состояние является для человека не только раздражителем, в результате воздействия которого человек вырабатывает собственное тепло, но внешние тепло или холод непосредственно подступают к человеку. И вы этот внешний холод или тепло также должны рассматривать как инородное для себя тело. Поэтому можно сказать: внутреннее равновесие между болезнью и здоровьем вызывается благодаря астральному и эфирному организмам, в то время как равновесие между человеком и миром — благодаря полярной противоположности между физическим телом и Я-организацией.
Здесь речь идет о том, чтобы выработать верный взгляд на деятельность этих четырех членов человеческого организма. Ибо, как вы видите, исходя из рассмотрения внешнего физического организма познать природу болезни невозможно. То, чем является болезнь, полностью разыгрывается в сверхчувственной области. Прежде чем приблизиться к пониманию болезни, необходимо уже иметь представление об астральном организме.
Если мы сегодня в качестве предварительного ознакомления рассматриваем подобные тривиальные понятия, то мы должны исходить также из другого факта. Предположим, в одном из органов возникла боль. При слишком мощном астральном теле орган может деформироваться и появится боль. Если орган сразу же компенсирует влияние астрального тела in stalu nascendi, то рождается чувство. Но боль, в сущности, и есть чувство, только чувство усиленное, возникающее вследствие деформации. Теперь становится понятным, почему болезнь сопровождается болью. Здесь, как правило, возникает вопрос: а почему, собственно, с наступлением болезни появляется боль? Ответ приходит сам собой, если знать, что болезнь живет только при столь сильном проявлении чувства, что сама жизнь этого чувства оказывает деформирующее воздействие на орган. В дальнейшем вы поймете, что можно верно судить о всех проявлениях чувств, исходя из тщательного наблюдения человеческой душевной жизни. Но мы сможем увидеть эти вещи в истинном свете только в том случае, если скажем себе: все это, конечно, проявляется в человеке по-разному и зависит от того, какой именно орган захвачен чрезмерной активностью астрального тела.
Рассмотрим случай, когда астральное тело чрезмерно воздействует на печень. Печень ведет себя совершенно не так, как другие органы. Она может в значительной мере деформироваться астральным телом, и не вызывать при этом ощущения боли. Болезни печени так скрыты и коварны именно потому, что они не возвещают о себе посредством боли. Это связано с тем, что печень это орган, который благодаря всей своей конституции, является, собственно, анклавом в человеческом организме. В печени происходят процессы, которые из всех -происходящих в организме процессов наиболее схожи с процессами внешнего мира, так что в печени человек фактически меньше всего является человеком. В печени он перестает быть человеком. Он становится внешним миром. Внутри себя он имеет часть внешнего мира.
Это очень интересные факты. Вот внешний мир (см. рисунок), вот человек, и в человеке мы находим нечто, являющееся как бы частью внешнего мира. Это похоже на то, как если бы в человеческом организме каким-то образом было проделано нечто вроде дыры. Если бы астральное тело «давило» на этот вот кусок ткани, это, конечно, не вызвало бы боли. Точно так же боль не возникает и тогда, когда астральное тело оказывает давление на печень. Астральное тело может разрушить ее, но причинить боль оно в данном случае не в состоянии, поскольку печень является органом, в котором, как в некоем анклаве, явлена часть внешнего мира.
Не углубляясь в подобные вещи, человеческий организм понять невозможно. В обычной физиологической и анатомической литературе вы найдете много различных сведений о печени. Вы сможете понять их, зная, что печень является тем органом человеческого организма, который более всего чужд человеку.
Однако почему это так? Рассмотрите человеческий глаз (или какой-либо другой орган чувств), и вы найдете, что он представляет собой как бы отверстие, тянущееся из внешнего мира во внутреннее существо человека. В глазу происходят процессы, почти объяснимые с позиций физики. Изучая человеческий глаз, очень легко стать на позицию физика. Вот вы набрасываете рисунок, делаете несколько штрихов, являющихся, в сущности, чудовищной бессмыслицей и дающих вам представление о процессе преломления света и получения изображения в случае с обычной линзой. Точно так же люди изображают глаз. Они рисуют луч света, который, проходя через линзу, преломляется и в глазу на заднем плане образует изображение, и так далее. Люди рассматривают глаз исключительно с позиций физики, а со времен Гельмгольца уже и ухо чуть ли не превратилось в фортепьяно.*
Итак, методы, применяемые для изучения внешнего мира, мира природы, довольно широко применяются и для изучения органов чувств. Здесь, во внутреннем, продолжается нечто, идущее из внешнего. И это оправдано даже с точки зрения истории развития. У некоторых низших животных вы можете увидеть, как глаз образуется благодаря впячиванию (Hineinstulpung) с последующим заполнением извне. Так что глаз в каком-то смысле как бы «прорезан» в организме, но не образован из него.
Итак, органы чувств — это часть внешнего мира в нашем организме. Но они раскрыты вовне, и внешний мир проникает в организм через органы чувств, которые образуют для него как бы «заливы». Что же касается печени, то, будучи замкнутой со всех сторон, она является тем органом чувств, который обнаруживает высокую, но не доходящую до сознания чувствительность по отношению к питательной ценности принимаемых нами веществ. И мы должны подчеркнуть, что все происходящее в процессе питания, пищеварения будет понято лишь в том случае, если вопреки устоявшимся представлениям происходящие в печени процессы перестанут принимать за одни лишь физические. Последние являются лишь выражением духовно-душевного. Мы должны видеть в печени внутренний орган чувств, чуткий к процессам питания. И поэтому она — обратите на это внимание — гораздо ближе к земным субстанциям, чем наши обычные органы чувств. С помощью глаза мы в первую очередь воспринимаем эфир как деятельность, с помощью уха — воздух, печень же непосредственно имеет дело с качествами веществ внешнего мира, она воспринимает их с качественной стороны.
Совершенно иным органом чувств является сердце. В то время как печень в силу своей способности восприятия занимается проникающими в человека внешними субстанциями, сердце выступает как орган чувств, всецело предназначенный для восприятия внутреннего мира человека. Мнение о том, что сердце — это своего рода насос**, который гонит кровь по кровеносным сосудам, является полной бессмыслицей (мне уже приходилось говорить об этом). Движение крови происходит благодаря Я и астральному телу, и сердце является исключительно тем органом чувств, который воспринимает циркуляцию от низшего человека к высшему.
Итак, печень предназначена для того, чтобы распознавать ценность того или иного углевода для человека. Сердце же реагирует на то, как астральное тело и Я действуют в человеке. Таким образом, сердце является исключительно духовным, печень же — исключительно материальным органом чувств. И мы должны уметь различать подобные вещи. В познании органов мы должны достичь видения их качественных сторон.
Как же поступает сегодня естественная наука, лежащая в основе медицины? С полным безразличием берется ткань из какой-либо части организма, скажем, из сердца или печени.
Исследованию подвергаются внешняя физическая структура и свойства этой ткани. Вот, предположим, я исследую два ножа: один и другой. Если я буду изучать их форму, затем сумею выяснить, как, собственно, выглядит нож, обнаружив, что, скажем, на обратной стороне он имеет ребро, спереди лезвие, закрепленное в ручке, и так далее, то я лишь приду к выводу: и то и другое является ножом. Если же я буду исходить из другого рода исследования, если я соотнесу некое частное свойство с целым, то затем я смогу найти различие между столовым ножом и бритвенным. При одном только внешнем рассмотрении бритвенный нож может сойти за столовый. Итак, по одному только внешнему виду я не могу узнать, имею ли я дело с бритвенным ножом или столовым, мне необходимо каждый предмет рассматривать во всех его взаимосвязях. Точно так же я не могу из одного только рассмотрения органа (что сегодня практикуется) узнать что-либо о его назначении, для этого я должен рассматривать его во всех его взаимосвязях. Одно только исследование структуры и свойств органа ничего не даст. В основу необходимо положить рассмотрение человека, в корне отличное от того, которое основано на химии и исследует только химические свойства и силы.
В этом отношении люди сегодня страшно наивны. В одном известном физиологическом институте хотели выяснить, могут ли мыши питаться молоком. Мыши лакомились вволю и прекрасно развивались. Они стали толстыми и жирными. И вместе с тем, чтобы доказать, что в молоке кроме известных составных частей содержится нечто еще, мышам решили давать отдельные составные части молока. Был проведен такой вот эксперимент. Через три-четыре дня мыши подохли — их не удалось спасти. Как же поступили люди? Они сделали вывод: значит, сказали они, в молоке помимо известных нам составных частей содержится еще одно вещество — витамин. Так это вещество и было изобретено. Но сейчас речь не об этом. Дело в том, что, когда рассмотрению подвергаются составные части молока, это похоже на то, как если бы кто-то сказал: вот часы с цепочкой, я узнаю золото, серебро, другие имеющиеся в часах металлы, стекло и так далее. Но стекло, золото, серебро и другие металлы — это еще не часы. Часы — это то, что из всех этих компонентов творит мысль механика. Мысль механика присутствует и в том случае, когда я рассматриваю молоко и его составные части и вижу, что в составных частях содержатся земные качества, качества, которые отдельные составные части молока взяли от земли. Наряду с этими составными частями в течение определенного времени здесь еще присутствуют периферические силы, идущие от эфирного тела.
Необходимо, наконец, решиться воспринимать эти вещи глубже, поскольку они не сводятся к тому, что есть по эту сторону бытия. Ни для кого не секрет, что нечто так или иначе было изобретено, но такое вещество, как витамин, является изобретением, посредством которого просто констатируется то, что есть именно «тут». Здесь необходим совершенно иной метод рассмотрения.
Даже зная состав углеводов в картофеле, вы ничего не можете знать о том воздействии, которое он оказывает на ваш организм. Углеводы, содержащиеся не в корневищах, а, например, в листьях или же в плодах, перерабатываются в пищеварительном тракте. Но картофель — это что-то совершенно особенное. Он входит со своими силами в человеческий организм так глубоко, что то, что в случае, например, с фасолью происходит в пределах пищеварительного тракта, тут происходит в мозгу, где также постоянно идут пищеварительные процессы. Я указываю на эти вещи, чтобы позднее вам их пояснить. Итак, кто ест слишком много картофеля, тот в известном смысле требует слишком многого от своего мозга. Процессы, которые должны происходить гораздо ниже, он переносит в мозг. Овладев подобным подходом!, мы вновь получаем возможность почерпнуть из медицины нечто для нашей гигиены, вообще для всей нашей социальной жизни, исходя при этом не из химических свойств тех или иных веществ, а из познания тех мировых взаимосвязей, в которых состоят люди и окружающая их материя.
Есть очень большая разница между тем, где содержится вещество: в листьях или в корневище. Знание о том, из какой именно части растения оно получено, гораздо важнее знания о наличии тех или иных углеводов в растении. Корневища больше связаны с головной организацией человека, в то время как цветки и листья — с «низшим» человеком. При этом химический состав вовсе не играет решающей роли. Чтобы иметь верные сведения о том, что приносит исцеление или вызывает болезнь, и, следовательно, о веществах, вызывающих болезнь, и лечебных средствах, необходимо, познавая отношение человека к окружающему его миру, исходить из совершенно иных вещей. Все то, что предлагается оторванной от жизни химией, постепенно закрывает саму возможность какого бы то ни было познания человека, поскольку из одного только знания химического состава того или иного вещества связь человека с окружающим его миром нисколько не проясняется.
Рассмотрим другой пример: всецело основанный на химии способ рассмотрения говорит о том, что присутствие кислорода в воздухе необходимо, но наличие азота как бы не столь и важно. И из того, что сегодня люди думают о кислороде и азоте, можно предположить, что для дыхания не столь существенно, если в воздухе содержится слишком мало азота, лишь бы хватало кислорода. Но выясняется, что если в воздухе азота слишком мало, то человек сам начинает выделять его*** из организма, чтобы возместить его нехватку в воздухе. Человек устроен так, что между содержанием азота в его организме, с одной стороны, и в окружающем воздухе — с другой, совершенно независимо от его дыхания существует определенное соотношение.
Все эти вещи имеют огромнейшее значение в деле познания человека. Но кем бы они ни исследовались и ни познавались, они не принесут пользы современному обществу, если не будет основы, которая бы позволила вчленить человека в окружающий его мир. Этой проблемой мы и займемся в наших рассмотрениях, что поможет нам осветить вопросы, касающиеся здорового и больного человека.
Я-организация — смерть
Астральная организация — болезнь
Эфирная организация — здоровье
Физическая организация — питание
__________
* ...а со времен Гельмгольца уже и ухо чушь ли не превратилось в фортепьяно. — См. Hermann von Helmholtz, 1821-1894. «Die Lehre von den Tonempfindungen», Braunschweig 1862, 5. Aufl. 1896.
** ...что сердце — это своего рода насос... — см. лекцию от 22 марта 1920
года, приведенную в Библ. 312 «Духовная наука и медицина».
*** ...если в воздухе азота слишком мало, то человек сам начинает выделять его ... — об этом малоизвестном феномене см. Bethe-Bergmann-Embden, «Handbuch dor normalen und pathologischen Physiologie», Bd. II 1928.