Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=372 |
Распечатать |
Мои дорогие друзья!
В первую очередь я хотел бы поговорить с вами о том, что касается медицинского обучения как такового. Сегодня оно строится на естественнонаучном мировоззрении или, лучше сказать, на естественнонаучном подходе, не дающем возможности приблизиться к знанию о человеке и совершенно непригодном для того, чтобы на его основании судить о человеке. Так, молодые медики приходят к больным и даже входят с ними в контакт, не имея, собственно, каких-либо реальных представлений о человеке здоровом. Ведь если анатомию и физиологию изучать так, что в результате образуется представление, будто наиболее существенным в человеческом организме являются выступающие в твердых очертаниях органы или системы органов, такие, как костная или мышечная, и если по обыкновению рассматривать эти системы именно в тех устойчивых очертаниях, в которых их обычно изображают, то в результате образуются совершенно ошибочные представления о человеке. Ведь то, что обычно изображают в книгах и затем в том же виде рисуют в воображении, то, что, собственно, считается содержанием познания, находится в непрестанном процессе становления, в непрестанном созидании и разрушении, в непрестанном становлении, возникновении и исчезновении. И представляя себе это возникновение и исчезновение, мы сможем заключить, что в отношении человеческого организма от всего, имеющего контуры, строго очерченного, нам необходимо перейти к текучему, лишенному строгих границ, что мы должны представлять себе человека как результат, скажем так, потока, постоянно проходящего через те или иные части человеческого организма. К тому, что является лишь малой частью человека, нам нужно добавить, если можно так выразиться, «жидкого» человека, не подчиняющегося тем законам, которым подчинено его строго очерченное тело.
Сегодня на основе анатомо-физиологических представлений бытует мнение, что если человек принимает в себя жидкость для утоления жажды и затем все больше и больше увеличивает ее количество, принимая четвертый, пятый стаканы воды, то эта добавочная жидкость претерпевает в организме тот же процесс, что и первый стакан воды. Однако это не так. Первый стакан воды проходит в организме через сложный процесс, и он длится до тех пор, пока немного не стихнет жажда. Второй стакан воды, принимаемый когда жажда уже не так сильна, проходит через организм, минуя этот процесс и гораздо быстрее, чем первый. Он не проходит того сложного пути, которым прошел первый стакан воды, и в случае со вторым стаканом мы в большей мере имеем дело, если можно так выразиться, просто с продолжением потока в «жидком» человеке.
Итак, истинное познание человека должно считаться, во-первых, с существованием строго очерченных органов, но также и со всем тем, что есть в организме текучего. На это, конечно, указывают, но при этом находящиеся в движении соки и вообще всю конфигурацию жидкостей в человеческом организме пытаются объяснить исключительно из законов динамики или механики. Это никому не удается, потому что в тот момент, когда начинаешь принимать во внимание существование «жидкого» человека, в свои права вступает так называемое эфирное тело человека.
Физическое тело человека является, собственно, тем, что приводится в анатомических рисунках, что можно встретить в анатомических атласах и книгах по анатомии. Но здесь нам следует отвлечься от всего, относящегося к движению жидкости в человеческом организме, которое не зависит от земных сил. Вмешательство земных сил здесь также имеет место, но по самой своей сути движение жидкости в человеческом организме независимо от земных сил. Оно находится в сильной зависимости от тех планетарных сил, о которых я уже говорил в одной из своих лекций.*
Итак, мы должны отметить, что пока мы имеем дело со строго очерченными органами и системами органов, во внимание принимаются лишь земные силы. Когда же мы имеем дело с тем, что циркулирует, будь то циркуляция питательных соков либо уже превращенных в кровь питательных соков, то в качестве направляющих сил здесь выступают не земные, а планетарные силы. Об этом мы еще будем говорить более подробно. Здесь же затрагивается только принципиальная сторона вопроса.
Итак, по существу мы имеем «твердого» человека, сопряженного с физическим телом, и «жидкого» человека, сопряженного с эфирным телом. Но в человеческом организме принимает участие также и воздушный, газообразный элемент, и притом в гораздо большей степени, чем это может показаться на первый взгляд. Его организующая и животворящая роль в организме всецело зависит от астрального тела, так что, например, дыхание человека в его физическом проявлении нужно понимать как функцию астрального тела.
Следовательно, «физический» человек сопряжен с физическим телом, «жидкий» человек — с эфирным телом, «газообразный» человек — имея в виду деятельность всего газо- или воздухообразного — с астральным телом. Что же касается четвертого, «теплового» человека, то нисколько не вызывает сомнений, что в пространстве, занимаемом физическим человеком, и даже несколько вне его наличествует дифференцированная теплота. Измерив температуру за ухом или под мышкой, вы обнаружите вполне дифференцированный тепловой организм. Температура везде будет различной. Температура печени или органов кишечника будет столь же определенной, сколь и их местоположение. Температура печени сильно отличается от температуры других органов, так как печень обладает совершенно особой тепловой организацией.
Тепловая организация изначально связана с Я-организа-цией. И теперь вы, собственно, впервые получаете возможность представить себе человека, человека, который несет в себе вещества, обычно встречающиеся на Земле, в твердом, жидком, газообразном и тепловом состоянии. Все то, что имеет в человеке тепловой характер, управляется Я-организацией. И когда что-либо находится в определенном тепловом состоянии, оно воздействует на то, что проникает в это тепло, и здесь мы уже имеем дело с действительным состоянием Я-организации. То, что Я-организация обычно производит в человеческом организме, происходит опосредованно, через его тепловую организацию.
Рассмотрим ситуацию, когда я хожу, просто хожу. При этом я из своей Я-организации оказываю воздействие на тепловую организацию своего организма. То, что совершает в нем тепло — в той мере, в какой ноги содержат в себе жидкость, наполняющую их твердые составные части, — является следствием опосредованного воздействия Я-организации, в то время как непосредственное влияние Я-организация оказывает только на тепловой организм.
Таким образом, во всем организме, в его твердой, жидкой, газообразной и тепловой организации, мы видим воздействие Я-организации, но воздействие происходит лишь через посредство тепловой организации. Опять же во всем организме мы замечаем влияние астрального тела, но непосредственно оно воздействует только на нашу воздушную организацию, и так далее. Остальное вы можете представить себе сами.
Заметьте, что при таком способе рассмотрения перед вами открывается совершенно новая возможность. Если вы принимаете то, что вам предлагают сегодня физиология и анатомия и что они так красиво изображают и выдают за цельного человека, итак, если вы принимаете это, то вы никогда не получите возможности от подобного человека перейти к душевному и тем более к духовному началу. Разве найдется во всем мире что-либо душевное или духовное по своей природе, которое захотело бы иметь хоть какое-нибудь отношение к человеку, изображаемому сегодняшней физиологией или анатомией? Отсюда и возникли всевозможные, на первый взгляд хорошо продуманные теории о взаимодействии душевно-духовного начала с телесным. Остроумные, равно как и сумасбродные — в наше время эти характеристики часто означают одно и то же, — они происходят из концепции психофизического параллелизма, согласно которой душевно-духовные и телесные процессы протекают одновременно и параллельно по отношению друг к другу. Здесь и не пытаются отыскать связь между ними. Но в тот момент, когда вы приходите к пониманию упорядоченной тепловой дифференциации и в этой упорядоченной тепловой дифференциации обнаруживаете деятельное участие Я-организации, вы можете сказать: да, вполне возможно, что в тепловом эфире действует Я-организация и тем самым опосредованно, через тепловую организацию, она может действовать во всем человеке вплоть до его строго очерченной физической структуры.
Связь между физическим и душевным началами в человеке не обнаруживается лишь по той причине, что никто не учитывает, что человек обладает этим последовательным рядом уровней организации, в которых опять же деятельна духовно-душевная организация. В действительности дело обстоит так, что когда вы, к примеру, испытываете страх, то это простое душевное состояние в первую очередь оказывает воздействие на вашу тепловую природу. Трудно представить себе, что душевное переживание страха приводит в трепет члены вашего тела, — это невозможно, ведь в этом случае вам пришлось бы обратиться к чему-то наподобие психофизического параллелизма. Но вполне возможно представить себе, что под влиянием страха душевная организация, внедренная в тепловой эфир, возбуждается и что страх изживает себя в указанных изменениях теплового состояния. Через это тепловая организация переносит свое воздействие на дыхание, а затем уже и на «жидкого», и дальше вниз, вплоть до «твердого» человека. Только таким образом вы получаете возможность перекинуть мост от физического элемента к душевному.
Не усвоив подобных знаний о человеке, вы никогда не сможете от здорового человека, от рассмотрения здорового человека перейти к рассмотрению человека больного. Рассмотрим какой-либо орган человеческого тела, скажем, печень или почки, которые, находясь в так называемом нормальном организме, определенным образом несут в себе импульсы Я-организации, причем эти импульсы пронизывают вначале тепловой организм, а затем направляются вниз до четко очерченной печени или четко очерченных почек, и так далее. Мы можем видеть, что здесь не исключена возможность того, что действие Я-организации через тепловуюорганизацию внезапно усилится и будет отличаться от обычного и Я-организация в отношении печени или почек будет воздействовать на тепловую организацию слишком сильно, то есть так, как она не должна этого делать. Человеческий организм устроен так, чтобы в нем могла действовать Я-организация. Если организация человеческого организма проявляется неправильным, произвольным образом, то возникает возможность заболевания. Если представить себе человеческий организм так, как его сегодня описывает анатомия или физиология, то возможность заболеть для него исключена. Но ведь должно же болезненное состояние откуда-нибудь возникнуть. В организме каким-то образом должна присутствовать возможность возникновения болезни.
Рассмотрим случай, когда Я-организация должна сильно воздействовать, например, на сердце, — воздействовать опосредованно, через тепловую организацию. Если в силу определенных обстоятельствах то, что опосредованно, через тепловую организацию должно происходить в сердце, происходит в печени или в почках (вы можете также и во внешнем мире нечто, являющееся тепловым состоянием, не желая этого, дисгармонично направить в какое-либо другое место), — значит в организме происходит то, что и должно было произойти. Однако происходит это в другом месте, и возможность возникновения заболевания здесь налицо.
Только приняв во внимание все сказанное выше — и никак иначе, — придете вы к пониманию возможности возникновения заболевания. Вы должны сказать себе: все происходящее в человеческом организме есть естественный процесс. Но болезнь также является естественным процессом. Где же прекращается здоровый процесс? Где начинается болезненный процесс и как возможен переход от здорового к болезненному? Ответить на эти вопросы, оставаясь в рамках того, что предлагается обычной физиологией и анатомией, совершенно невозможно. Только если вам известно, что нездоровое в печени является здоровым в сердце и должно находиться здесь, — если, конечно, речь идет о человеке в целом, — вы получите представление о возможности заболевания. Ведь если бы человеческий организм не мог из Я-организации вызвать тепловую организацию, которая должна находиться в области сердца, то этот человеческий организм не мог бы, к примеру, ни думать, ни чувствовать. Но поскольку он проникает в организацию печени или почек, то возникает необходимость изгнать его оттуда и водворить его, так сказать, в первоначальные границы. И посмотрите, мои дорогие друзья, для этого в природе имеются субстанции и субстанциональная деятельность, которые могут просто взять на себя функцию того или иного органа и оказывать воздействие на деятельность эфирного тела, деятельность астрального тела, деятельность Я-организации. Итак, мы говорим, что Я-организация неправомерным образом проникает в почки, — все это должно сегодня послужить нам лишь введением. В ближайшие дни мы поговорим об этих вещах на профессиональном уровне.
Итак, допустим, что Я-организация почек чрезмерно деятельна. Прописав больному Equisetum arvense (полевой хвощ), мы предоставляем почке возможность сделать то, что в этом аномальном, болезненном состоянии обычно выполняет Я-организация. Итак, вы видите, что во время болезни в почечную организацию проникает Я-организация. При этом она проявляет себя так, как она должна проявлять себя только в сердце, а не так, как это должно было бы происходить в почках. И здесь происходит процесс, которому здесь не место и который возникает оттого, что сюда чересчур интенсивно вторгается деятельность Я-организма. От него можно избавиться только в том случае, если искусственным образом возбудить в почках процесс, равнозначный деятельности Я-организма. Вы достигнете этого, если вам удастся правильным образом доставить к почкам Equisetum arvense, сохранив при этом все его свойства и специфику воздействия. Почка имеет большое сходство с полевым хвощом. И в тот момент, когда он переносит свою деятельность на почку, Я-организация изгоняется оттуда. Однако в дальнейшем, когда деятельность, развиваемая заболевшим органом, уже станет иной, а Я-организация вновь вернется к исполнению своих собственных задач, эта Я-организация будет действовать уже оздоровляющим образом. Вы сможете вызвать к оздоровляющей деятельности так называемые высшие тела только в том случае, если сумеете изгнать их из больного органа, а затем вновь вернете их к исполнению их собственных задач. Тогда они будут действовать посредством реактивной силы, которая воздействует на больной орган оздоровляющим образом. Если вы хотите познать эти силы, если вы хотите изучить человеческий организм в его отношении к устройству Космоса, к трем царствам природы, составляющим окружение людей на Земле, то возникает необходимость в ином естествознании, отличном от того, которое повсеместно распространено сегодня.
Я хочу привести вам один пример. Все вы знакомы с муравейником. Вы знаете, что из муравьев добывают муравьиную кислоту. На сегодня это все, что могли бы сказать о муравьиной кислоте химики, а также, пожалуй, и химики-фармацевты, но сверх этого они ничего не знают. Им, например, неизвестно, что если в лесу нет муравьев, которые выполняли бы свою работу, то из-за гниения корневищ, а также всего того, что подвержено гниению, природе наносится страшный ущерб. А это в свою очередь наносит огромный ущерб всему земному развитию. Земля погибает от накопления своих истлевающих органических остатков. И теперь представим себе — я привожу это, не вдаваясь в подробности, — что дерево, переставшее развиваться и перешедшее, скажем так, в некий род минерального состояния, гниет, превращается в труху. Благодаря жизнедеятельности муравьев в области леса в почве и в воздухе в исключительно высокой потенции всегда содержится муравьиная кислота. Она проникает во все, затронутое гниением, и лишь благодаря тому, что возникает как результат действия муравьиной кислоты, дальнейшее развитие Земли вновь бывает спасено и таким образом земной прах не разлетается по Вселенной, а может послужить материалом для дальнейшего развития Земли. Стало быть, те вещества, которые, казалось бы, являются всего лишь выделениями насекомых или других животных, на самом деле, если только верно понимать их функции, являются спасительными для дальнейшего земного развития.
Теперь вы видите, что простое исследование веществ, проводимое сегодня химиком, не может привести к постижению их мировых задач. Однако не постигнув мировых задач тех или иных субстанций, невозможно познать назначение веществ, вводимых внутрь человеческого организма. То, что совершенно незаметно происходит в природе с муравьиной кислотой, постоянно протекает также и в человеческом организме. В одной из своих лекций я уже имел возможность подчеркнуть следующее**: человеческому организму предуказано всегда содержать в себе определенное количество муравьиной кислоты, поскольку она восстанавливает подверженную процессу старения человеческую вещественность. Поэтому в отдельных случаях приходится констатировать, что количество муравьиной кислоты в организме того или иного человека недостаточно. Здесь нужно принять во внимание, что содержание муравьиной кислоты в различных органах неодинаково. Затем нужно выяснить, какому из органов человека ее недостает, и ввести ее в организм. Впрочем, иногда муравьиная кислота не помогает, в то время как в других случаях она действует весьма эффективно. Бывает и так, что организм прямо-таки защищается, обороняется от непосредственного введения муравьиной кислоты, но в то же время он обнаруживает сильную склонность, при повышенном содержании в нем щавелевой кислоты, самостоятельно вырабатывать из щавелевой кислоты муравьиную. В тех случаях, когда посредством муравьиной кислоты не удается достичь результата, часто бывает необходимо предпринять лечение щавелевой кислотой, ибо из нее в человеческом организме вырабатывается муравьиная кислота. Все это должно послужить лишь указанием на то, что необходимо изучать не только строго очерченные органы, но также соко-жидкостные процессы, изучать их как вовне, в Космосе, так и в самом человеческом организме во всех подробностях.
Здесь нужно отметить, что определенные, порождаемые деятельностью человека, процессы в природе доступны наблюдению, но при естественнонаучном объяснении всего их значения понять невозможно.
Я хочу указать вам на одно достаточно обычное явление. В южных странах растет смоковница (инжир). Есть смоковницы, приносящие дикую смокву, но есть и такие, особым образом возделанные, которые приносят сладкие плоды. Люди, надо сказать, сильно изощрились в получении сладких плодов смоквы. Они делают следующее: они побуждают определенный вид ос откладывать яйца в уже достаточно созревший плод, в результате чего из осиного зародыша появляется личинка, которая затем окукливается. Этот процесс прерывается людьми, и теперь уже молодые особи побуждаются к тому, чтобы откладывать яйца. Таким образом, благодаря тому, что в том же году родившееся поколение ос вторично откладывает яйца в те же плоды, они становятся значительно слаще. Южане проделывают следующее: они берут смоквы, близкие к созреванию, попарно связывают их и подвешивают к ветвям. Фрукты эти прокалываются осами, отчего их созревание сильно ускоряется. Благодаря этому очень быстро развивается также и первое поколение ос, которое переходит к другим, несорванным фруктам, в результате чего последние также становятся значительно слаще.
Это очень важный процесс, мои дорогие друзья, поскольку то, что в сжатом, концентрированном виде происходит в самой природе, в субстанции смоквы, происходит и тогда — но уже не локализовано, — когда оса или пчела забирает из цветка медовый сок, вносит его в улей и готовит из него мед. В действительности весь этот процесс, начинающийся с цветка и заканчивающийся приготовлением меда, в свернутом виде протекает в смокве благодаря тому, что люди вызывают процесс образования меда в ней, побуждая молодое поколение ос проколоть ее. Смоква, проколотая молодым поколением ос, вбирает в себя процесс производства меда. Здесь перед нами метаморфоза двух природных процессов, один из которых протекает растянуто и во время которого пчела издалека приносит в улей медовый сок и из него здесь готовится мед. Другой процесс протекает в дереве, на котором были попарно подвешены смоквы. Эти последние созревают быстрее, быстрее появляется и новое поколение ос, которые, в свою очередь, начинают прокалывать другие плоды, в результате чего они становятся сладкими.
Эти процессы необходимо изучать, ведь они принадлежат к числу тех природных процессов, которые необходимо принимать во внимание. В человеке происходят процессы, о которых сегодняшние анатомия и физиология не имеют никакого понятия, поскольку они не обращают внимания на природные процессы, подобные тем, которые я вам только что описал. Здесь речь идет о том, чтобы, пронаблюдав эти тонкие процессы в природе, затем перейти к действительному познанию человека.
И все же обладать истинным, внутренним чувством природы — значит уметь охватить взором тепловые явления, потоки воздуха, его потепление и охлаждение, игру лучей солнца в атмосфере, водяные пары, чудесную утреннюю игру росы на цветах, на растениях, удивительные процессы, происходящие, скажем, в чернильных орешках, которые возникают благодаря тому, что оса прокалывает листья некоторых деревьев и откладывает в них яички. Но все это нужно рассматривать «макроскопическим» взором. Именно в этом и заключается чувство природы. И оно явно отсутствует, когда одно отрывается от другого, как это делает сегодняшняя наука, рассматривая препараты в микроскоп. Ведь при этом вещи просто отрываются от природы. Посуществу, мы имеем здесь дело со страшной иллюзией. Чего, собственно, добиваются люди, прибегая к помощи микроскопа? Они хотят увидеть то, чего не увидишь обычным глазом. Им кажется, что, увеличивая размеры объекта, они наблюдают ту самую деятельность, которую он развивает, будучи маленьким. На самом же деле они видят совершенно фальшивый, неистинный объект. Микроскопирование имеет смысл только в том случае, если вы обладаете столь сильным чувством природы, что после рассмотрения объекта в микроскоп вы в состоянии внутренне трансформировать его обратно в соответствующее уменьшение. Тогда дело будет обстоять совершенно иначе, и вы увидите нечто совершенно иное. Рассмотрев предмет в увеличении, вы затем должны, просто благодаря своей подвижной внутренней жизни, вновь уменьшить его в себе. Обычно этого не делают. В большинстве случаев понимание того, что соотношения величин природных объектов не релятивны, просто отсутствует. Теория относительности величественна, но во многих областях она просто неприменима. Тем более в отношении человеческого организма!
Как-то три года назад я участвовал в профессорской дискуссии. Эти люди совершенно не понимают, когда им говоришь, что человеческий организм не мог бы быть вдвое больше того, что он есть в действительности. Он просто не смог бы тогда существовать; размеры, которыми он обладает, определены для него Космосом не относительно, а абсолютно. И при ненормально больших размерах, как в случае с великанами, или ненормально маленьких, как у карликов, мы уже видим болезненное состояние. И нужно сказать, что, разглядывая что-либо в микроскоп, вначале видишь ложь, которую нужно суметь привести к истине. Но привести ее к истине можно только в том случае, если обладаешь чувством природы, направленным на то, что происходит вне нас, в самой природе.
Рассматривать и изучать такие вещи, как пчелиный улей, важно уже потому, что одна отдельно взятая пчела «глупа». Она обладает инстинктами, но она глупа; в целом же весь пчелиный улей чрезвычайно мудр.
Недавно у меня состоялась очень интересная беседа с рабочими. Они хотели, чтобы в неделю два раза, если это позволит мне время, я читал им лекции. Мы говорили о царстве пчел***, и во время беседы всплывали очень интересные вопросы. Пчеловоду прекрасно известно их значение. Если, например, пчеловод любим пчелами и он заболеет или умрет, то весь пчелиный улей придет в беспорядок. И это действительно так. Один из присутствующих, размышляющий в духе современных воззрений, сказал: но ведь у пчелы нет развитого зрения, у нее нет представлений о пчеловоде, каким же образом у нее может возникнуть такое чувство единства, сплоченности? Более того. Допустим, в этом году пчеловод заботился об улье, но ведь в будущем году в нем будут уже совершенно другие пчелы, да и все совершенно изменится, вплоть до пчелиной матки. Как же там может возникнуть это чувство?
Я ответил следующее: тот, кто знает человеческий организм, знает также, что за определенный период все вещества в нем сменяются. Предположим, что вы знакомы с человеком, который уехал в Америку и вернулся десять лет спустя. Вы встретите уже не того человека, которого вы знали десять лет назад. Вы найдете, что все вещества в нем сменились, вы обнаружите совершенно иную взаимосвязь между ними. Здесь происходит то же самое, что и в примере с пчелиным ульем, когда пчелы сменяются, но между ульем и пчеловодом сохраняется взаимная связь. Эта связь основывается на том, что в пчелином улье живет огромная мудрость. Улей — это не просто кучка отдельных пчел, он действительно имеет конкретную собственную душу.
Вот, наконец, то, что необходимо все вновь и вновь вбирать в свое чувство природы. Это — воззрение, согласно которому улей обладает душой. И тогда станет возможным эти несомые истинным, действительным чувством природы воззрения распространить дальше, на что-нибудь еще. Лишь обладая познанием, вытекающим от такого чувства природы, которое умеет не только «микроскопировать», но и, если так можно выразиться, «макроскопировать», можем мы прийти к рассмотрению как здорового, так и больного человека. Этим мы займемся в ближайшие дни, обращая при этом особое внимание на то, что я бы назвал моралью в изучении медицины, моралью в медицинской науке. Этим мы займемся в ближайшие дни.
__________
* ... от тех планетарных сил, о которых я уже говорил в одной из своих лекций. — Неясно, о какой лекции здесь идет речь. Ср. лекцию от 2 марта 1920 года, приведенную в Библ. 321 «Духовнонаучные импульсы для развития физики. Второй естественнонаучный курс: Теплота на границе позитивной и негативной материальности».
** В одной из своих лекций я уже имел возможность подчеркнуть следующее... — см. «Человек и мир. Действие Духа в природе. О пчелах», Библ. 351.
*** Мы говорили о царстве пчел... — ср. «Человек и мир. Действие Духа в природе. О пчелах». Библ. 351.