Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=36
Распечатать

Эрхард Фуке. Познания, «терзающие сердце».



Природные катастрофы как символ времени: в чём их смысл?

Огромные разрушения, вызванные природными катаклизмами – наводнением вследствие цунами или ураганом в Нью-Орлеане – беспрецедентны, они глубоко потрясли людей. Современное понимание мира не позволяет осознать скрытый смысл таких катастроф и судьбы почти 300000 погибших, перешедших в результате наводнений в духовный мир. Тем не менее всех будоражит вопрос: как отыскать причины, предопределившие весь этот хаос? Вот почему мы просто обязаны вспомнить хотя бы фрагментарно, что говорит о подобных эпохальных явлениях духовная наука.

Мысль о том, что судьбой было предопределено всем этим людям погибнуть именно в тот роковой день, кажется на первый взгляд ошибочной. (Такое возражение еще в древности выдвигали против астрологии. По современным астрологическим данным человек погибает лишь в случае строго определенного сочетания астрологических факторов: они, однако, могут быть усугублены геодетическим гороскопом места, где находится человек, и тяжелейшими транзитами – примеч. перев.) Следовательно, идея только индивидуальной кармы не может объяснить происшедшее. В этой не поддающейся описанию трагедии – наводнении, вызванном цунами – проступают контуры общечеловеческой кармы. Что же следует понимать как общечеловеческую карму? Какие актеры исполняют роли при ее формировании? Рудольф Штейнер называл результаты подобных исследований познанием, «терзающим сердце».

Космическая и земная история человечества являются проявлением общечеловеческой  кармы. При этом в качестве действующих лиц выступают прежде всего духи трех иерархий. Они в течение эонов самым различным образом воздействуют на духовно-душевое и физическое формирование человека. Какие жертвы приносятся при этом! В качестве излюбленного примера можно напомнить о жертве Престолов на древнем Сатурне. Правомерные духи связали себя с человечеством наиболее внутренним образом; они напечатлевают величественные интуиции о цели человеческого развития.

Но существуют и другие духи: они отказались от намерений правомерных духов и противодействуют их влияниям. Последнее отпадение такой группы духов совершилось на древней Луне. Эти люциферические духи противостояли правомерным, отпали от их интуиций, преследуя в этой игре свои собственные цели. Их мощные импульсы имели существенные последствия для общечеловеческой кармы. Например, члены человеческого существа были дисгармонизированы, в их взаимодействии произошел сдвиг. Следствием этого в сознании человека произошло постепенное помрачение духовного мира. В конце XIX века «сумерки Богов» достигли апогея и материализм праздновал свой триумф. Человеческое сознание было и остается связанным с люциферическим падением; оно оказалось направленным исключительно на чувственный мир.

Правомерные духи боролись с интенциями люциферических духов и, отражая их удары, сохранили добрый характер человеческой кармы. Насколько драматична картина, описывающая, как Дух Христа боролся с люциферизацией человеческого существа и еще до своего деяния на Земле благодаря трем жертвам смягчил сдвиг членов существа человека! А разве все Его более поздние деяния на Земле не стали определяющими в этой борьбе? Как бы иначе смогло возникшее в человеческом сознании помрачение созерцания богов стать предпосылкой для импульса общечеловеческой свободы? Люцифер пробудил индивидуальное познание, посредством которого мы только и можем стать свободными людьми, ибо свободным можно назвать лишь того, кто действует на основе познания. Но данный процесс сопровождается возможностью ошибок и заблуждений, что вызывает неуверенность, даже страх по отношению к душевной жизни. Построение человеческой кармы исполнено драматизма.

Гибель Лемурии и Атлантиды

Итак, при формировании общечеловеческой кармы одним из главных действующих лиц оказывается Люцифер. Так, например, именно он пропитывает астральное тело желаниями. Это происходит в лемурийскую эпоху, когда душевная жизнь человека еще связана с природными элементами, стихиями. Благодаря задаткам «Я» человека, благодаря огненным искрам Духов Форм сложилась особо тесная связь между душевным развитием человека и элементом огня.

Мы знаем, как из-за люциферического влияния, с одной стороны, и связи человеческой души с природными элементами-стихиями, а особенно с элементом огня, с другой стороны, произошла первая природная катастрофа на Земле: гибель Лемурии. Разыгралась невиданная по масштабам природная катастрофа, погиб целый континент.

Эта катастрофа имела весьма примечательные особенности. На нее оказывала влияние душевная жизнь людей, уже подчиненная Люциферу. В этот момент Люцифер определял общечеловеческую карму. Он мог определять ее лишь потому, что человечество было соблазнено им, подпало под его влияние. Это событие в душевной жизни человечества изменило лик Земли. Оно продолжало действовать в духовно-душевом Земли и преобразило ее физический облик. Развитие человечества и развитие Земли протекали параллельно.

Вопрос состоит в том, является ли как и прежде причиной нынешних природных катаклизмов, таких как извержение вулканов, землетрясения, наводнения односторонность душевной жизни людей, соблазненных иррегулярными духами? Сейчас уже можно сказать: представление о том, что здесь находится чувственный мир, а там – мир духовный, слишком упрощено. Чувственный и духовный миры взаимодействуют друг другом, попеременно влияют друг на друга. Духовные причины вызывают земные, чувственно-воспринимаемые следствия и наоборот.

Оппозиция Люцифера по отношению к правомерным духам иерархий берет начало на древней Луне. Но ей нечто предшествовало. На древнем Солнце ариманические духи отказались сотрудничать с правомерными духами. Но для того, чтобы Ариман смог вторгнуться в человечество, необходимо было совращение этого человечества Люцифером. В общечеловеческую карму Ариман вмешался впервые в середине атлантического времени. Он обнаружил у людей своеобразную душевную конфигурацию. В то время были широко распространены древние способности природного ясновидения; кроме того господствовали способности, позволявшие использовать жизненные силы природы, например, растений, для технических разработок, транспортировки, перемещений.

Наилучшее представление о действиях Аримана в ту эпоху можно получить, если воспользоваться нынешним понятием «черная магия». Посредством нее духовными познаниями злоупотребляли в целях личного успеха. Это стало возможно лишь после того, как Люцифер насадил желания в астральное тело. Ариманический соблазн имел целью направить эти потоки вожделений так, чтобы они влияли на эфирные силы и заставили последние работать ради собственной выгоды. Тем самым ранее заведенный регулярный порядок был нарушен, в результате чего были созданы предпосылки для гибели Атлантиды. Дух Земли и душа Земли, а также связанные с ними духи отреагировали на это. Началась гибель Атлантиды. Какая же душевная конфигурация, подверженная воздействию Азуров, создает сегодня предпосылки для хаотизации процессов в организме Земли?

Об опасностях нынешней душевной конфигурации

В 1923 г. Рудольф Штейнер, описывая в имагинативной форме грозовые тучи над Восточной Европой, распространившиеся вследствие душевных заблуждений ленинизма, характеризовал их как результат совращения со стороны иррегулярных духов.

Вспомним, что инагурированное Люцифером помрачение созерцания богов в сознании человека достигло своего апогея в конце XIX - начале XX веков. Господствующее мировоззрение перестало обращать внимание на реальность духовно-душевного начала. Правил атеизм. С одной стороны, людьми овладевали эмоции, возбужденные Люцифером. Тут, как я полагаю, нет необходимости приводить примеры. Взгляд на повседневные события постоянно убеждает в исключительно разнузданной сексуальности. С другой стороны, господствует сила ариманической интеллектуальности: историю вершат банки, получая гигантские миллиардные доходы, в то время как тысячи работающих увольняются.

Что общего в многочисленных явлениях нашей общественной жизни? Они не связаны с той реальностью, в которой доминирующую роль играют существа духовного мира – такие как Люцифер и Ариман. Их доминирующая роль упускается из вида. Духовный мир выносится за скобки, его существование не признается. Что являлось наиболее показательным еще в конце XIX века? Психология – наука о душе без души.

Так практически возник отрыв человеческой жизни от ее духовных первооснов. Так возникла иллюзорная область, которая фактически оппонировала духовному миру, разрушая Богом данные условия бытия. Разве не должен был возникнуть протест, возмущение в духовном организме, когда в него вторгались чужеродные элементы? Штейнер подробно характеризовал эти обстоятельства: «Идолопоклонство, возникшее таким образом, было гораздо опаснее идолопоклонства примитивных людей, о котором уже часто говорилось как о детской стадии цивилизации».

Даже поверхностное наблюдение показывает, как нереалистичные представления о совместной жизни людей кончаются гибелью миллионов в концентрационных лагерях ГУЛАГа. Реальные последствия такого иллюзорного бытия обнаруживаются иным образом, если подобная душевная жизнь после смерти вступает в духовный мир. «Ибо свет, внедренный Люцифером в эмоции человека, действует как плотнейший мрак в духовном мире, когда человек через врата смерти вступает в духовный мир. В духовный мир входят те силы, которые, были внутри человека; страсти, которые должны были бы действовать лишь в самом человеке, излучаются в духовный мир».

Уже в 1917 г. в цикле лекций «Атака духов тьмы» Рудольф Штейнер описывает последствия душевной конфигурации тех умерших, которые при земной жизни ничего не хотели знать о духовных мирах. Помрачение сознания, с которым сталкивается такой человек, вызывает дезориентацию в духовном. Эта последняя достигает своего апогея в разрушении  материалистически ориентированной земной культуры.

В настоящее время разрушительных процессов более чем достаточно. Вы только представьте себе ежедневные события в Ираке. Представьте себе, что во всех этих разрушениях в качестве сообщников выступают те умершие, которым при жизни не удалось пробиться к адекватному действительности мировоззрению. Они разрушают плоды своих собственных, обусловленных иллюзиями трудов.

Уже в 1924 г. Рудольф Штейнер описал объективную сторону этого процесса. Посредством сил, неправомерно внесенных в духовный мир, Ариман получает возможность вторгаться в те подвижные импульсы лунной природы, которые остались на Земле после выделения Луны. Эти остаточные явления, на которые с помощью сил, возникших из-за заблуждений сознания, может влиять Ариман, и создают землетрясения. «То, что посредством чисто эмоциональных культурных импульсов поднимается в духовный мир, возникая, однако, лишь из заблуждающегося человеческого сознания, и является тем, что, будучи преобразованным, пылает в извержениях вулканов, землетрясениях, вырываясь из внутренности Земли наверх».

После 1924 г. заблуждения сознания имели место в устрашающем масштабе, и мне нет нужды их перечислять. Вместо этого необходимо поставить вопрос: как долго духовный мир может переносить такое отягощение и обращать его во благо? Было бы несколько тривиальным говорить: наверняка мы требуем от иерархических духов слишком многого, почти невозможного. Ведь во всех нас, подчас глубоко скрыто, сидит супостат, отрицающий Бога. Апостол Павел все снова и снова акцентировал этот факт – это жало в нашей собственной плоти; и Штейнер говорит о том, что отрицание Бога  – это болезнь.

Существуют ли какие-либо целительные силы?

Возможно ли исцеление этой болезни, или, другими словами: как люди могут найти Христа – ведущее Существо правомерных духов? Что является центром тяжести и поворотным пунктом цюрихской лекции «Как найти Христа?», прочитанной в 1918 г.?

Фактически это жало, эта болезнь вызвана тем импульсом, который в VII веке по Р.Х. изошел из Гондхишапура, вписавшись в мировые события. Она возникла потому, что душа была слишком закованной в тело, в известном смысле, привязанной к телу, что не должно было быть по воле правомерных духов. В этом случае душа становится связанной с судьбой тела в рождении, наследственности и смерти; человек после смерти не должен тосковать по новой земной жизни, то есть по дальнейшему развитию его души и духа; он должен углубиться в область чисто земной мудрости  и связать себя с мудростью Земли. Он должен был бы впасть в ариманическое ясновидение.

Каким образом до сих пор уравновешивалась такая односторонность? Человеческая душа укрепилась, стала ближе к духу, чем это ей предопределялось благодаря Мистерии Голгофы. Мистерия Голгофы, следовательно, сделала человека более родственным духу. В этом и заключены целебные силы, противодействующие ариманическому импульсу Атлантиды. В сердце каждого из нас записан этот факт в виде имагинации. Но как его можно объяснить на уровне бодрственного сознания? Надо заниматься самопознанием. Самопознание ведет – если только оно совершается честно – к основополагающему опыту, переживанию. Я ощущаю бессилие по отношению к моему стремлению. Это чувство бессилия надо выдержать. Ведь оно – как ни странно это звучит – есть здоровое чувство. Оно представляет собой не что иное как ощущение болезни; ведь человек поистине болен лишь тогда, когда, болея, он не чувствует этого. Переживание таково: с таким телом, каково оно сейчас, человек предопределен к тому, чтобы умереть вместе с ним.

Если это бессилие становится мощным переживанием, то любое высокомерие исчезает, гаснет. А высокомерие сегодня распространено крайне широко. Ибо многие человеческие души убеждены, что можно добиться всего, если только энергично следовать поставленной цели. С земными законами все, мол, достижимо. Кроме земной точки зрения не учитывается ничего. Тенденция изоляции Земли от Космоса очевидна, так же как духовно-душевная прикованность к Земле. Связанность с телом есть связанность с Землей, то есть со смертью. Тогда развитие человечества должно окончиться вместе с существованием Земли.

Оглянитесь вокруг: как же расцветает это высокомерие, причем не только в атеизме, но и в политике, и в экономике, да и где, собственно, его нет? Все актеры, все действующие лица хлопочут о том, чтобы приковать человека к земному телу, оглушить сознание идеями, чуждыми действительности.

Лишь одно чувство бессилия уменьшает надменность. Даже самый талантливый человек становится скромным. Непрерывные упражнения будят уверенность в том, что событие Голгофы зажгло целебные силы, которые можно использовать во благо на основе собственной активности. Силы высокомерия и заносчивости, перерастающие в наглость, представляют собой оппозицию. Бессилие, скромность, смирение  действуют как противоположность им. Драма, разыгрывающаяся между правомерными духами и их оппозиционерами становится именно такой, как говорил о ней Рудольф Штейнер – душераздирающей, «терзающей сердце».

О дальнейшей судьбе несчастных жертв

В заключение мне хотелось бы сделать еще одно замечание. Естественно, многие задаются вопросом о будущей судьбе внезапно погибших жертв катастрофы. Ошеломляет одна фраза Рудольфа Штейнера, который говорит об индивидуальном человеке, ищущем преждевременного конца: «Большое несчастье я выбираю для себя, чтобы стать более совершенным, иначе я остался бы несовершенным по отношению к тому, что заложено в моей предыдущей карме». Мы сталкиваемся с логикой, которая современному человеку  должна показаться  в высшей степени странной. Постичь ее можно только в том случае, если и физический и духовный миры рассматривать как единство.

Как известно, организм Земли расчленен, дифференцирован. Есть области повышенной вулканической активности, есть зоны, в которых континентальные массы сталкиваются друг с другом, области повышенного риска. С другой стороны, имеются люди, которые ищут такие зоны риска, ищут с намерением рано умереть. В состоянии, предшествующем рождению, они увидели, что, если их развитие будет протекать, так сказать, нормально, их намерения окажутся невыполненными. Вот в чем причина их индивидуального построения кармы, столь отличного от обычного.

Вам известно, что последствия столь трагически перенесенной смерти предрасполагают к уплотнению астрального тела. Вследствие этого в нем возникают способности, которые не смогли бы развиться без вмешательства природной катастрофы. Таким образом гибель идет этим людям на пользу. Нечто подобное происходит и тогда, когда этого достигают те, кто переживает смерть, исходя не из личной, но из общечеловеческой кармы. Они могли бы дожить до 60 или 70 лет, однако умирают в возрасте 3, 10, 30 или 40 лет. Остаток жизни остается кармически неиспользованным. Это своего рода источник сил для индивидуального развития.

Не предчувствуем ли мы светлую сторону подобных катастроф? Отблеском этой светлой стороны было настроение, охватившее души; люди хотели помочь и помогали с необыкновенной активностью. Но еще важнее было понимание того, что помощь следует оказывать постоянно. На какое-то мгновенье человечество сплотилось воедино и вело себя по-братски.

Такие факты при рассмотрении катастроф могут даровать нам утешение и невозмутимость. С одной стороны – терзающее сердце сострадание, с другой – спокойствие и доверие к добрым силам, действующим в человеческой карме. Однако научиться этому можно лишь в том случае, если в сердце каждого из нас вписана справедливость этой общечеловеческой кармы. Тогда мы смогли бы проследить, как Ариман в такие моменты хаоса празднует свой триумф и частично приближается к своей цели – изолировать Землю и человечество от Космоса, оторвать их от космической духовности. Но в то же время мы ощущаем, что мы не беспомощны перед властью Аримана, ибо правомерные духи – и в первую очередь Спаситель – помогая, стоят рядом с нами, если мы исполнены болью и реальным бессилием.

Эрхард Фуке
Anthroposophie № 233/2005
Перевод с нем. А. Демидова

Вальдорфский учитель Эрхард Фуке разработал и внедрил свою модель двойной квалификации в старших классах; много лет был членом рабочей коллегии Антропософского Общества Германии.