Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=321
Распечатать

Татьяна Герасимова. После летнего семинара



С 25 по 30 июня 2004 года в Иркутске проходил международный медицинский семинар, в кото­ром принимали участие медики, лечебные педаго­ги, психологи и учителя Иркутской вальдорфской школы. В утренние часы велись практические заня­тия в группах. Одной из тем работы в этих группах была тема «Гетеанистическое наблюдение и фор­мирование диагностических способностей. Феноме­нологический подход к природе и человеческой конституции». Занятия проводились на природе, где велись наблюдения за растительным миром. Мы учились видеть проявления четырех стихий (твер­дая материя, жидкость, воздух, тепло) в растениях, пытались понять, что то или иное растение хочет рассказать нам о себе, что нас связывает с этим растением. Далее в этих же группах шло изучение текста второй главы из книги Р. Штейнера и И. Вегман «Основы врачебного искусства» «Почему заболевает человек?» Иногда обе части этих занятий тесно переплетались друг с другом, одно дополня­ло другое, возникали вопросы, на которые мы пы­тались найти ответы, возникали различные идеи, ассоциации. Часто после занятий продолжались обсуждения, увиденное и услышанное на утренних занятиях переносилось на различные сферы на­шей жизнедеятельности. Кто-то искал проявления четырех стихий в музыке, кто-то — в ритме обычно­го дня. В частности, Вера Симакова, лечебный педа­гог из Екатеринбурга, говорила о музыке, о четырех песнях, которые она выбрала для распевки, о том, что все четыре члена существа находятся в связи друг с другом, но в том или ином случае один пре­валирует над другим. На примере четырех выбран­ных ею песен мы попытались это услышать.

У меня же возникли мысли по поводу живопи­си и рисунка, так как, будучи лечебным педагогом и арттерапевтом, я веду занятия по живописи и рисунку. Как проявляются четыре стихии в школь­ных занятиях, в терапевтических занятиях? Мы уже знаем или предполагаем, как в живописи, рисунке можно найти связь с эфирным, астраль­ным и я, как можно воздействовать на ритмическую систему и т.д. Но как увидеть, проследить эту связь «не напрямую», а через аналогию с рас­тением? Может быть, это внесет новые аспекты, оживит, изменит отношение к работе педагога, от­кроет что-то новое для терапевта.

Что то или иное растение хотело бы рассказать о себе? Что меня связывает с растением? При рас­смотрении различных растений мы находим прояв­ление в них всех четырех стихий. Преобладание физического, материи проявляется в плотности и твердости, в способности держать форму. В расте­нии это, прежде всего, корень. Каково предназначе­ние данного растения, каков его характер, какова его среда обитания — таков и корень: в пустыне у растений корни, как правило, уходят вглубь земли, ищут влагу; на каменистой почве, на склонах гор растения имеют корни, которые стелятся по поверх­ности, используют любую возможность, чтобы уце­питься, удержаться на этой поверхности. Глядя на тот или иной корень, но не видя самого растения, мы можем предположить или точно сказать, какому растению он принадлежит. Можно сказать, расте­ние «выбирает» себе корень для жизни.

В работе с красками мы выбираем себе матери­ал для работы в зависимости от того, что мы хотим сделать, что хотим получить. Какое качество нуж­но для бумаги, какой формат? Нужна ли кисть или карандаш, тушь, акварель? Если нужна кисть, то какая — плоская или круглая, широкая или узкая? Я не говорю сейчас о тех работах, которые рождаются в порыве вдохновения, как произведения, где не всегда бывает под рукой готовый материал. Я имею в виду работу с детьми, подростками, уроки рисования и живописи, где педагог или терапевт должен подготовить процесс работы, уметь многое предвидеть, сознательно подойти к ней, где нужно заложить основу для «прорастания» самого произ­ведения.

Теперь о водной стихии. Жидкостное проявля­ется больше в мягкости форм, в росте, в неспособ­ности самостоятельно удерживать границы. Если взять растение, в жизни которого большую роль играет жидкостная стихия, то мы увидим широкие зеленые листья, которые быстро теряют форму, если растение получает недостаточно влаги. Рас­тения же, живущие в сухом и жарком климате, как, например, верблюжья колючка, имеют четкие, «графичные» формы.

В живописи мы тоже можем иметь «размытую» работу, где нет четких линий и форм, если выберем технику «по-сырому». Техника лессировки позволя­ет получить работу совсем иную — с более четкими границами, позволяет работать с формой. В зави­симости от количества воды на нашем листе, мы можем создать работу с более или менее четкой формой, где краски будут «расти», растекаться или оставаться в определенных границах.

Растение стремится к солнцу, к свету. Воздуш­ная стихия дает нам возможность насладиться ароматом цветов, вдохнуть свежесть луговых трав. Растительный мир радует нас своими краска­ми: зеленью листвы, многообразием цветов. Каждое растение дает нам посмотреть на себя со всех сторон, пробуждая наши чувства. Наши чувства пробуждаются и при взгляде на картину. Автор ри­сунка или живописной работы пытается выразить определенное настроение, атмосферу. Иногда, глядя на то или иное произведение, чувствуешь его «вкус», «аромат», картина может излучать свет и, наоборот, тонуть в темноте. Про акварель можно сказать: «Эта работа выполнена легко, она «дышит». А эта — тяжеловата, в ней не хватает воздуха». И так же как, проведя какое-то время на природе, мы, возвращаясь домой, долго еще пере­живаем ощущения, подаренные нам природой, так и после работы с красками мы долго переживаем возникшие при этом чувства.

Четвертый элемент — тепло. Это то, что объе­диняет. У растения это выражается в способности передавать характерные черты. Плод растения, его семя несет эти черты в будущее. В плоде растения отражается все то, что растение получило в своей жизни — условия существования, количество влаги и тепла. В своем семени, плоде растение собирает и передает будущему растению весь прожитый им опыт.

В рисовании, живописи плодом можно назвать законченную работу. В ней тоже отражается то ду­шевное тепло, которое было вложено в ее созда­ние. Мы так и говорим: «Эта работа выполнена с теплом». Или: «Это нарисовано с душой, наполне­но душевной теплотой». Опыт, накопленный в этой работе, мы переносим, создавая следующее произ­ведение. Наш опыт мы можем передавать другим. Так процесс роста и формирования растения мож­но увидеть и отразить в процессе возникновения живописной или графической работы — от выбора материала до законченной картины.

Эту же параллель можно проследить и в по­строении процесса всего школьного обучения —- от первого класса до выпускного. В первых классах де­тей учат обращаться с материалом: как приготовить бумагу, как держать кисть, как пользоваться губкой и прочее. Здесь более важна не сама готовая рабо­та, но путь к ней. Насколько ребенок освоит эти на­выки, освоит стихию материи, настолько крепок и уверен он будет в процессе дальнейшего «роста» в мире красок и цвета.

В ходе занятий дети учатся работать и с водной стихией. Примерно до шестого-седьмого класса ра­боты выполняются в технике «по-сырому». Сколько нужно воды, чтобы лист был достаточно и не слиш­ком влажен, чтобы краска была интенсивна или легка, прозрачна. Нужно, чтобы краски оставались живыми на листе.

Постепенно у детей развивается, чувство «вкуса», чувство цвета, посредством которого ребенок может выразить различные настроения, переживания. Детей учат передавать состояния окружения, природы, создавать завершенность в композиции, осваивать различные техники ри­сования, которые позволяют работе обрести тот или иной характер. Красочный мир наполняется светом, воздухом или уходит в темноту. Здесь от­крывается все многоцветье мира, а здесь цвета от­ступают, уступая место белому и черному. В стар­ших классах уже видны плоды постижения мира цвета и света, процесса «прорастания и форми­рования». Навыки, полученные в ходе занятий, которые ребенок приобрел в процессе общения с цветом, он возьмет с собой в дальнейшую жизнь, независимо от того, какую профессию он изберет в будущем.

Такие мысли пришли ко мне во время наблю­дения за растениями на медицинском семинаре, проходившем в Иркутске. И пусть простят меня ботаники за, может быть, вольное отношение к расти­тельному миру. Эти параллели, конечно, поверхно­стны, но их можно развивать дальше, прослеживая их связь с четырехчленностью человеческого суще­ства, наблюдая, как они взаимодействуют друг с другом, создавая целостность организма. И тогда, может быть, педагог или терапевт, ища помощь в ра­боте с подопечным, по-другому сможет посмотреть на те возможности, которые нам дают занятия с цве­том, светом и формой, ему приоткроется что-то но­вое во взаимодействии четырех стихий, их связью со всем живым миром на земле.

Татьяна Герасимова