Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=321 |
Распечатать |
С 25 по 30 июня 2004 года в Иркутске проходил международный медицинский семинар, в котором принимали участие медики, лечебные педагоги, психологи и учителя Иркутской вальдорфской школы. В утренние часы велись практические занятия в группах. Одной из тем работы в этих группах была тема «Гетеанистическое наблюдение и формирование диагностических способностей. Феноменологический подход к природе и человеческой конституции». Занятия проводились на природе, где велись наблюдения за растительным миром. Мы учились видеть проявления четырех стихий (твердая материя, жидкость, воздух, тепло) в растениях, пытались понять, что то или иное растение хочет рассказать нам о себе, что нас связывает с этим растением. Далее в этих же группах шло изучение текста второй главы из книги Р. Штейнера и И. Вегман «Основы врачебного искусства» «Почему заболевает человек?» Иногда обе части этих занятий тесно переплетались друг с другом, одно дополняло другое, возникали вопросы, на которые мы пытались найти ответы, возникали различные идеи, ассоциации. Часто после занятий продолжались обсуждения, увиденное и услышанное на утренних занятиях переносилось на различные сферы нашей жизнедеятельности. Кто-то искал проявления четырех стихий в музыке, кто-то — в ритме обычного дня. В частности, Вера Симакова, лечебный педагог из Екатеринбурга, говорила о музыке, о четырех песнях, которые она выбрала для распевки, о том, что все четыре члена существа находятся в связи друг с другом, но в том или ином случае один превалирует над другим. На примере четырех выбранных ею песен мы попытались это услышать.
У меня же возникли мысли по поводу живописи и рисунка, так как, будучи лечебным педагогом и арттерапевтом, я веду занятия по живописи и рисунку. Как проявляются четыре стихии в школьных занятиях, в терапевтических занятиях? Мы уже знаем или предполагаем, как в живописи, рисунке можно найти связь с эфирным, астральным и я, как можно воздействовать на ритмическую систему и т.д. Но как увидеть, проследить эту связь «не напрямую», а через аналогию с растением? Может быть, это внесет новые аспекты, оживит, изменит отношение к работе педагога, откроет что-то новое для терапевта.
Что то или иное растение хотело бы рассказать о себе? Что меня связывает с растением? При рассмотрении различных растений мы находим проявление в них всех четырех стихий. Преобладание физического, материи проявляется в плотности и твердости, в способности держать форму. В растении это, прежде всего, корень. Каково предназначение данного растения, каков его характер, какова его среда обитания — таков и корень: в пустыне у растений корни, как правило, уходят вглубь земли, ищут влагу; на каменистой почве, на склонах гор растения имеют корни, которые стелятся по поверхности, используют любую возможность, чтобы уцепиться, удержаться на этой поверхности. Глядя на тот или иной корень, но не видя самого растения, мы можем предположить или точно сказать, какому растению он принадлежит. Можно сказать, растение «выбирает» себе корень для жизни.
В работе с красками мы выбираем себе материал для работы в зависимости от того, что мы хотим сделать, что хотим получить. Какое качество нужно для бумаги, какой формат? Нужна ли кисть или карандаш, тушь, акварель? Если нужна кисть, то какая — плоская или круглая, широкая или узкая? Я не говорю сейчас о тех работах, которые рождаются в порыве вдохновения, как произведения, где не всегда бывает под рукой готовый материал. Я имею в виду работу с детьми, подростками, уроки рисования и живописи, где педагог или терапевт должен подготовить процесс работы, уметь многое предвидеть, сознательно подойти к ней, где нужно заложить основу для «прорастания» самого произведения.
Теперь о водной стихии. Жидкостное проявляется больше в мягкости форм, в росте, в неспособности самостоятельно удерживать границы. Если взять растение, в жизни которого большую роль играет жидкостная стихия, то мы увидим широкие зеленые листья, которые быстро теряют форму, если растение получает недостаточно влаги. Растения же, живущие в сухом и жарком климате, как, например, верблюжья колючка, имеют четкие, «графичные» формы.
В живописи мы тоже можем иметь «размытую» работу, где нет четких линий и форм, если выберем технику «по-сырому». Техника лессировки позволяет получить работу совсем иную — с более четкими границами, позволяет работать с формой. В зависимости от количества воды на нашем листе, мы можем создать работу с более или менее четкой формой, где краски будут «расти», растекаться или оставаться в определенных границах.
Растение стремится к солнцу, к свету. Воздушная стихия дает нам возможность насладиться ароматом цветов, вдохнуть свежесть луговых трав. Растительный мир радует нас своими красками: зеленью листвы, многообразием цветов. Каждое растение дает нам посмотреть на себя со всех сторон, пробуждая наши чувства. Наши чувства пробуждаются и при взгляде на картину. Автор рисунка или живописной работы пытается выразить определенное настроение, атмосферу. Иногда, глядя на то или иное произведение, чувствуешь его «вкус», «аромат», картина может излучать свет и, наоборот, тонуть в темноте. Про акварель можно сказать: «Эта работа выполнена легко, она «дышит». А эта — тяжеловата, в ней не хватает воздуха». И так же как, проведя какое-то время на природе, мы, возвращаясь домой, долго еще переживаем ощущения, подаренные нам природой, так и после работы с красками мы долго переживаем возникшие при этом чувства.
Четвертый элемент — тепло. Это то, что объединяет. У растения это выражается в способности передавать характерные черты. Плод растения, его семя несет эти черты в будущее. В плоде растения отражается все то, что растение получило в своей жизни — условия существования, количество влаги и тепла. В своем семени, плоде растение собирает и передает будущему растению весь прожитый им опыт.
В рисовании, живописи плодом можно назвать законченную работу. В ней тоже отражается то душевное тепло, которое было вложено в ее создание. Мы так и говорим: «Эта работа выполнена с теплом». Или: «Это нарисовано с душой, наполнено душевной теплотой». Опыт, накопленный в этой работе, мы переносим, создавая следующее произведение. Наш опыт мы можем передавать другим. Так процесс роста и формирования растения можно увидеть и отразить в процессе возникновения живописной или графической работы — от выбора материала до законченной картины.
Эту же параллель можно проследить и в построении процесса всего школьного обучения —- от первого класса до выпускного. В первых классах детей учат обращаться с материалом: как приготовить бумагу, как держать кисть, как пользоваться губкой и прочее. Здесь более важна не сама готовая работа, но путь к ней. Насколько ребенок освоит эти навыки, освоит стихию материи, настолько крепок и уверен он будет в процессе дальнейшего «роста» в мире красок и цвета.
В ходе занятий дети учатся работать и с водной стихией. Примерно до шестого-седьмого класса работы выполняются в технике «по-сырому». Сколько нужно воды, чтобы лист был достаточно и не слишком влажен, чтобы краска была интенсивна или легка, прозрачна. Нужно, чтобы краски оставались живыми на листе.
Постепенно у детей развивается, чувство «вкуса», чувство цвета, посредством которого ребенок может выразить различные настроения, переживания. Детей учат передавать состояния окружения, природы, создавать завершенность в композиции, осваивать различные техники рисования, которые позволяют работе обрести тот или иной характер. Красочный мир наполняется светом, воздухом или уходит в темноту. Здесь открывается все многоцветье мира, а здесь цвета отступают, уступая место белому и черному. В старших классах уже видны плоды постижения мира цвета и света, процесса «прорастания и формирования». Навыки, полученные в ходе занятий, которые ребенок приобрел в процессе общения с цветом, он возьмет с собой в дальнейшую жизнь, независимо от того, какую профессию он изберет в будущем.
Такие мысли пришли ко мне во время наблюдения за растениями на медицинском семинаре, проходившем в Иркутске. И пусть простят меня ботаники за, может быть, вольное отношение к растительному миру. Эти параллели, конечно, поверхностны, но их можно развивать дальше, прослеживая их связь с четырехчленностью человеческого существа, наблюдая, как они взаимодействуют друг с другом, создавая целостность организма. И тогда, может быть, педагог или терапевт, ища помощь в работе с подопечным, по-другому сможет посмотреть на те возможности, которые нам дают занятия с цветом, светом и формой, ему приоткроется что-то новое во взаимодействии четырех стихий, их связью со всем живым миром на земле.
Татьяна Герасимова