Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=320 |
Распечатать |
Принимая во внимание трудности, с которыми человек сталкивается на пути к собственной беспристрастности, вопрос можно сформулировать иначе: как может один человек помочь другому на пути освобождения от иллюзий? По собственному опыту мы знаем: быть объективным легче в разговоре с другим человеком, нежели одному. Наш опыт нам также подсказывает, что во время разговора мы высказываем мысли, которых до разговора не имели, и при определённых обстоятельствах во время разговора становимся мудрее, чем до него. Иногда мы получаем впечатление, что теперь мы с собеседником настроены на одно и то же душевное колебание и можем воспринимать мысли и чувства друг друга. Тогда один высказывает такие идеи, которые другой только что воспринял и т.п. Когда при определённых условиях в совместной работе между людьми появляется нечто новое, это можно назвать социальным феноменом. Первым условием для этого является то, что участники во время совместной работы должны иметь добрую волю, всё снова и снова освобождаясь от прежних предубеждений. Даже если это не удаётся каждому, может произойти следующее: в той мере, в которой каждый в отдельности освобождается от сна собственного переживания души, он становятся пробуждённым к душевной области других. Происходит своего рода настройка своего внутреннего на душевное окружающих. И затем как будто внезапно наступает пробуждение на душевном уровне. Рудольф Штейнер называет это вторым пробуждением, в дополнение к первому, которое происходит на физическом плане, когда человек пробуждается от нормального состояния сна. Собственные душевные образы, которые освобождаются перед вторым пробуждением, будут сперва свободно двигаться в межчеловеческом пространстве. Но затем они будут приняты и преобразованы Ангелами. Так сказать, отдельные мнения, которые были отпущены и свободно отданы людьми, будут подхвачены и гармонизированы Ангелами. В этом случае группа переживает чувство гармонии, причем каждый в отдельности не чувствует себя стеснённым в своей свободе. Одновременно будет воспринята идея, соответствующая теме, над которой работает группа. Она будет воспринята участниками с разных сторон — каждым со своей точки зрения. Всё в целом можно пояснить через следующий образ. Представим себе две скрипичные струны, из которых одна настроена на тон С, а другая на тон F. Это подобно двум человеческим душам, каждая из которых настроена на своё мнение. Если они отойдут от своего мнения, то в каждое душевное пространство будет освобождён путь для мнения собеседника, и при этом, так сказать, откроется окно для имагинативных восприятий образов душевного мира. Такое восприятие вызовет перестройку душевного.
Одна душа будет тянуться вверх от тона С в направлении тона F, поскольку теперь её наполняет не образ С, а образ F; другая будет настраиваться вниз от F в направлении С. Где-то на полпути они встретятся. И тогда возникнет состояние резонанса: восприятие обеих внезапно усилится и станет более глубоким. Таким же образом, когда две струны настроены на один тон, тон усиливается и углубляется.
В душевной области происходит подобное: происходит взаимная перенастройка от образа С к образу F и от мнения F к мнению С, и где-нибудь на половине пути, когда будет достигнуто одинаковое созвучие душевных колебаний, происходит скачок сознания. Этот скачок пробуждает человека к более сознательному переживанию душевного царства, в котором действуют Ангелы. Это переживается так, как будто пространство получает глубину, всмотревшись в которую, можно различить другое измерение. В нем осознаётся душевное присутствие других, подобно тому как, пробудившись ото сна, можно осознать физическое присутствие другого в том же самом физическом пространстве. И когда люди приобретают сознание в этой другой области, Ангелы могут начать совместную работу с ними, поскольку могут сказать: «Только теперь этот человек стал настолько укрепленным в своём внутреннем, что наше воздействие более не будет его гипнотизировать и ограничивать его свободу. Но до этого момента мы подождём с нашим влиянием». Можно выразиться просто: продвинутые Ангелы ждут таких групп, где они смогут совместно работать со свободными, пробуждёнными для душевного мира людьми. Они не хотят навязывать себя, чтобы не нарушать внутренней свободы людей и не углублять этим их состояние сна в отношении душевного мира. Правда, существует ещё два вида групповых духовных существ, которые сегодня всё ещё хотят вести человеческие сообщества или по принципу пирамиды, или навязывая им сверху свои законы. Оба принадлежат к отставшим в своём развитии существам, которые пытаются наверстать сегодня то, что они упустили в своём развитии. Отставшие египетские групповые духи инспирируют пирамидальные группы, как это было показано выше. Они посылают свои силы симпатий в группы, посредством которых участники попадают в состояние, подобное гипнотическому. Также существует много групп, имеющих явного харизматического лидера, так сказать, фараона, со своей стороны одержимого таким групповым духом. Но этот факт, однако, вовсе не осознаётся, и есть полное убеждение, что через него, к примеру, говорит Святой Дух, поскольку лидер чувствует в себе высшую силу, побуждающую его к действиям. Однако Святой Дух — это Дух высшей Божественной Любви, который сегодня ни при каких обстоятельствах не будет навязывать людям свою волю. Но всё ещё существует достаточно людей, которые готовы пожертвовать свою свободу духу пирамиды, чтобы получить чувство защищенности, примерно так, как можно иметь чувство защищённости во сне, когда дневные заботы отступают и нет необходимости отвечать за свои поступки. Можно сказать, что такие люди в отношении физического мира никогда не бывают пробуждёнными. Из их числа при известных обстоятельствах появляются фанатики всех оттенков, касается ли это вопросов негармоничного воспитания, питания или вопросов религиозно-политического порядка. Но когда появляются люди, которые более не хотят оставаться «в состоянии Египта» и которые, так сказать, пробуждены для физического мира и требуют демократии и свободы (причём когда последняя понимается ими во внешнем, материалистическом смысле, как свобода в беспрепятственном следовании собственным необузданным желаниям и инстинктам), тогда через таких людей действуют групповые духи другого, отставшего вида, которых можно назвать духами дискуссионных групп. Этот вид духов хочет, с одной стороны, разъединять людей и усиливать их эгоизм и, с другой стороны, организовывать их в хорошо функционирующую машину. Когда дух пирамидальной группы замечает, что его поле деятельности в опасности, поскольку в группе, которую он инспирировал, сплачивая воедино, возникли демократические тенденции, заявляющие о себе через разделяющие силы антипатии, критику, дискуссии и недовольство отдельных членов, тогда он ищет, посредством чего можно устранить из группы эти антипатические силы, посеянные в души её членов одним из отставших духов дискуссионных групп и угрожающие этой группе разрушением. Он направляет эти разделяющие силы к какому-нибудь подходящему для этого человеку, который становится «козлом отпущения» и изгоняется из группы. Посредством этого группа на некоторое время снова становится здоровой и соединяется симпатией. До следующего раза, пока не усилится инстинктивное стремление к свободе отдельных людей, иными словами, пока демократический соперник «пирамидального» духа не предпримет свою следующую попытку взять группу под свой контроль и не будет найден и изгнан из группы новый «козёл отпущения», угрожающий разрушить единство группы эмоциями антипатии. Такой принцип «козла отпущения» использовался в древнем Израиле. В те времена разъединяющие силы, которые угрожали раздробить израильское общество, каждый год на праздник переносились на животное, которое затем изгонялось. Сегодня эту роль в группах навязывают человеку. Современный принцип «козла отпущения» применяется часто в диктатурах власть имущими совершенно сознательно, чтобы поддерживать государственную пирамиду. Можно, к примеру, вспоминать о регулярных чистках в различных слоях населения России в сталинское время, большинство из которых проводилось из чисто профилактических соображений, когда речь не шла о какой-либо реальной борьбе против каких-либо заговорщиков. Здесь можно было бы спросить: как обстоит дело с людьми, которые достаточно далеко продвинулись на пути к внутреннему освобождению от предубеждений? Будут ли они тоже изгнаны из пирамидального сообщества как «козлы отпущения»? Если подумать о том, что состояние свободы от предубеждений означает освобождение от бессознательного влияния сил симпатии и антипатии или, иными словами, приобретение душевного иммунитета (такое душевное состояние можно назвать эмпатией), то можно легко понять, что находящийся в эмпатическом состоянии человек совершенно непригоден для роли «козла отпущения», поскольку сила его свободы от предубеждений не забирает от антипатических сил, которые «козёл отпущения» обычно уносит из группы — всё это останется в группе и после его ухода. Поэтому такой человек, если он сотрудничает в одной из пирамидальных групп — что совершенно возможно — не может быть использован соответствующим групповым духом для задачи «козла отпущения». Совсем наоборот: его сперва попытаются заполучить в управляющую партию, чтобы использовать его способности гармонизации для укрепления группы «под руководством фараона». Всё же это не означает, что такой человек не будет захвачен, если он откажется сотрудничать. Но прежде, чем нечто подобное произойдет, такой человек, следуя своей свободной воле, оставит группу, не взяв с собой ничего от антипатических сил. В дискуссионной группе такой человек внешне едва бросается в глаза, но может выполнять важную сглаживающую роль.
Из рядов «козлов отпущения» при известных обстоятельствах появляются революционеры, борющиеся против диктатуры, но в свою очередь сами одержимые духами второго, дискуссионного рода. Если пирамидальная группа существует слишком долго, то её эфирное тело мумифицируется, так же как на внешнем плане это происходило с погребенным в пирамиде. Люди, которые достаточно долго остаются в одной из таких общественных форм, сами становятся всё больше похожими на зомби, становятся живыми мумиями, находящимися в состоянии, подобном трансу.
Демократическая группа, наоборот, имеет тенденцию выстраивать всё подобно машине, посредством чего делается попытка удержать в рамках все произвольные и субъективные антисоциальные порывы свободы, инстинктивно проявляемые отдельными членами. Это осуществляется посредством постоянно усложняющихся правил, уставов, предписаний и законов. И в этом случае не может существовать никаких оснований для доверия отдельным людям. При этом всё дегенерирует в сторону бюрократической машины. Жизненное тело такого организма тоже будет всё более и более распадаться на куски и отмирать. Поэтому люди, достаточно долго пребывающие в такой сильно заорганизованной общественной структуре, всё более замечают отсутствие действительной жизни и жалуются на потерю жизнерадостности, воодушевления, на то, что более не испытывают радости при встрече с сотрудниками. Всё становится серой рутиной.
Сообщества третьего поколения представляют для современных людей здоровую, взаимоукрепляющую и вдохновляющую форму совместного существования. Такую форму Рудольф Штейнер хотел в своё время внести через Рождественское собрание. Однако, по-видимому, со временем для многих членов Общества его авторитет стал непреодолимым барьером на пути к внутренней свободе. Этот барьер препятствовал им, как свободным индивидуальностям, сохранять состояние свободы от предубеждений рядом с таким высоким посвященным. После его смерти принцип «козла отпущения» с одной стороны и тенденция к дискуссиям с другой стороны замедлили дальнейшее развитие в направлении сообществ третьего поколения. Есть много отставших духов, которые пытаются через людей, находящихся под их влиянием, разрушать работу таких сообществ. Эти люди имеют потребность или всё время выдумывать новые правила, поскольку они не доверяют своим сотрудникам, или выступать диктаторами, поскольку они думают, что всё знают лучше. Обе группы подвержены влиянию духов одного или другого рода. Но обе группы также находятся в ожесточённой борьбе друг с другом, как, например, сегодня это имеет место в мировой политике, а именно, в так называемой борьбе свободного мира (дискуссионной и конкурентной демократии) против терроризма (пирамидальной гармонии). Но если речь идёт о том, чтобы воспрепятствовать развитию сообществ третьего поколения, то тут они объединяют свои силы. И сегодня вопрос о сообществах нового типа стоит ещё более остро, чем во времена Рудольфа Штейнера, поскольку михаэлические Ангелы находят слишком мало групп, которые были бы готовы с ними сотрудничать как группы третьего поколения. Но Ангелы имеют свои цели и задачи, и они должны совершить свою работу, даже если люди не будут с ними сотрудничать.
Существуют различные методические пути, которые могут помочь участникам работать, принимать решения, прорабатывать и вести проекты совместно с Ангелами по типу третьих сообществ. Первым шагом является пробуждение душевного мира. Можно, к примеру, процесс пробуждения к душевному миру образов, в котором также действуют михаэлические Ангелы, поддержать посредством того, что эти образы из душевной области будут опущены вниз и спроецированы в видимом пространстве через художественную деятельность. С одной стороны, это послужит поддержкой сознания участников в том случае, если они в этой области недостаточно бодрственны, с другой стороны, образы, возникающие во время работы в отдельных душах, не будут зависеть от влияния субъективных представлений, так как они будут представлены в физическом пространстве и благодаря этому станут более тяжёлыми в прямом смысле слова. Они станут более независимыми от субъективных представлений отдельных участников и их форма больше не будет произвольно меняться. Вследствие этого может быть повышена объективность рабочего процесса. Кроме того, такая художественная проекция в физическом пространстве и следующий за ней процесс развития образа действуют как увеличительное стекло, увеличивающее время для тех участников, сознание которых иначе не смогло бы следовать быстрому изменению имагинативных образов. Рудольф Штейнер для этих целей писал и ставил драмы-мистерии, где процессы сверхчувственного мира были спроецированы в видимом пространстве. В этом смысле можно сказать, что когда группа работает над темой таким художественным методом, то она пытается представить драму-мистерию, в которой она проецирует в видимом мире невидимые процессы, чтобы пробудить сознание к невидимому и упражняться в сотрудничестве с невидимыми помощниками.
Следующая ступень такого сотрудничества заключается в том, что внутренние образы больше не проецируются в пространстве, а изображаются участниками по определенным внутренним и внешним методическим правилам. Такой метод требует всё же опыта работы первой ступени, и может быть плодотворно применённым только тогда, когда будет собрано достаточно опыта в обхождении с проецируемыми в пространстве образами, их толкованием и пониманием. После того, как мир образов будет просмотрен, наступает этап понимания и перевода воспринятого на человеческий язык, что является непременным в этой работе, иначе образы исчезают из сознания, как исчезают после пробуждения воспоминания сновидений. При этом важнейшим принципом всей работы является то, что при поиске гармоничного решения поставленной задачи решение только тогда может и должно быть признано действительным, когда оно будет ощущаться и признаваться гармоничным всеми участниками. И если осуществляется такая работа, то участники ощущают, что действительно не может и не должно приниматься решение, которое хотя бы одним из участников не ощущается в созвучии. Это реальный опыт, который в рамках такой группы предвосхищает сообщество третьего поколения. Рудольф Штейнер указал как отличительную черту будущей ступени развития людей, что придёт время, когда ни один человек не будет в состоянии чувствовать себя в созвучии с миром, если хотя бы кто-то должен будет оставаться несчастным. Разумеется, это очень далёкий идеал будущего, в котором речь идёт обо всём человечестве. Но в рамках небольшого человеческого сообщества это уже сегодня вполне возможно, и необходимо учиться и практиковаться в таком виде совместной работы. Здесь ещё раз должно быть подчёркнуто, что речь идёт не о разновидности социальных упражнений или техник, а о реальной работе совместно с духовными существами.
Мы указали на три важных особенности совместной работы в сообществах третьего поколения: во-первых, это внутренняя свобода и беспристрастность каждого в отдельности в течение совместной работы; во-вторых, пробуждение участников к душевному миру других членов группы, то есть восприятие невидимых, высших тел участников; в-третьих, достижение гармоничного результата для каждого в отдельности благодаря мудрой помощи Ангела. Это, однако, идеальные образы, которые постоянно строятся Ангелами в астральных телах людей, и которые должны быть сознательно поняты людьми. В этом отношении можно также сказать, что такие сообщества имеют своей задачей обратить внимание людей на эту деятельность Ангелов.*
Сегодня практически каждый человек является членом сообществ двух форм: пирамидального и демократического, другими словами, дискуссионного сообщества. Но эти формы в своём чистом виде встречаются крайне редко; будь то в семье, на рабочем месте, в церковной общине, в государственных учреждениях и т.д. — повсюду мы можем найти смесь этих двух форм.
Однако есть люди, которые в своём развитии так далеко продвинулись вперёд, что стали мастерами в совместной работе друг с другом и Ангелами в сообществах третьего типа. Их Рудольф Штейнер называет Мастерами созвучия чувств и ощущений. Ибо в таких сообществах в результате приходят к тому, чтобы, оставаясь свободными и без предубеждений, учиться и творить спомощью михаэлических Ангелов в созвучии чувств и ощущений друг с другом и внешним миром. Но должно быть ещё раз подчёркнуто, что при работе в сообществах третьего поколения речь ни в коем случае не идёт о каких-либо найденных демократическим способом решениях, которые достигнуты через компромиссы или тому подобное. Речь не идёт также о так называемом единодушии, когда некоторые участники в пользу большинства отказываются настаивать на своей точке зрения, чтобы не блокировать решения группы. Так и деяния Христа основываются не на демократически принятых заключениях, но на решениях духовного сообщества, которые приняты не голосованием или указом сверху, а постигнуты в гармоническом созвучии со всем мировым устройством. Самого Христа можно назвать высшим духом гармонии, постоянно несущим и упорядочивающим всё мировое устройство, и одновременно являющимся духом высшей свободы. Как соединение свободы и гармонии, другими словами — мудрости возникает на Земле любовь. И если какое-либо сообщество нуждается во всё более усложняющихся правилах или вовсе в «фараоне», то это знак того, что оно всё ещё подвержено влиянию отставших групповых духов, и михаэлические духи должны пока ждать. В михаэлических сообществах речь идет не о демократии прежнего вида и не о гармоничной пирамиде. В михаэлических сообществах речь идёт о том, что для каждой задачи действительно необходимо в полной свободе искать решение, которое будет ощущаться всеми участниками как на стороне людей, так и на стороне Ангелов как полностью свободное гармоничное творение. Разнообразный опыт работы в этой области, который автор за последние годы имел возможность собрать в разных рабочих группах, привёл его к убеждению, что сегодня в большинстве случаев существуют пути нахождения таких решений, если присутствует добрая воля к свободе от предубеждений и соответствующий способ действий!
*См. доклад Рудольфа Штейнера «Что делает Ангел в нашем астральном теле?» (ПСС 182, 09.10.1918).
Армен Тыугу
Перевод с нем. Е. Пинегиной