Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=310 |
Распечатать |
Сила вопроса
Кафедральный собор, построенный в XII веке в период расцвета «Школы Шартра», имеет ряд особенностей западного портала, который обычно считают результатом случайных импровизаций в перестройках собора. Однако своеобразие скульптур и образов портала не сводится лишь к художественному исполнению, но вытекает из содержания изображений. Если попытаться понять, о ком и о чем идет речь в представленных на портале сценах, то можно почувствовать, что это знание не подчиняется быстрому интеллектуальному пониманию. В конце концов создается впечатление, что изображения портала не подвластны обыденному взгляду, а имеют некое особое содержание, которое заявляет о себе со сдержанной настойчивостью.
В нижней части портала расположена обширная для того времени группа из 24-х скульптур, настолько выразительных и живых, что посетитель собора без подробных объяснений способен идентифицировать их (отдельные атрибуты этих скульптур могут вводить в заблуждение: многочисленные женские фигуры, например, увенчанные коронами, называют обычно «царицами»). Хронологическая канва в этой части портала многократно нарушается: между Заточением в темницу и Положением во гроб находится сцена Входа в Иерусалим; между сценой с тремя Мариях перед пустой гробницей и Путем в Еммаус находится картина Омовения ног. Наконец, в верхней части портала три ансамбля тимпанов объединяют в сложные композиции светские изображения со сценами Священного писания, причем с явно незаконченными, даже, может быть, неуместными, тем или иным образом отклоняющимися от изобразительной традиции элементами. Возникает проблема, как описать все многообразие этих элементов в целом, не считая какие-то из них несущественными, случайными приложениями.
Независимо от того, какую часть портала посетитель рассматривает, независимо от его уровня знаний, от того, идентифицирует ли он отдельные фигуры или занимается хронологическим порядком образов, происходит ли встреча с порталом впервые или его образы ему давно знакомы — западный портал Шартра всегда приводит в состояние вопрошания, требуя внутренней активности, И чем больше занимаешься этим вопросом, тем меньше он кажется результатом случайности.
Особенность западного портала собора Шартра состоит в том, что налицо связь с центральным мотивом романов о Граале (актуальным со второй половины XII века), выражающимся в вопросе участия: «Охейм, что тревожит тебя?» Этот вопрос, звучащий у Вольфрама фон Эшенбаха и Кретьена де Труа, касается не только священных предметов, которые увидел Парсифаль в замке Грааля. От этого вопроса зависит судьба, судьба не только самого Парсифаля, но и других людей в самом широком смысле. Сейчас, конечно, существуют иные предпосылки развития сознания, чем в XII веке. Для интеллектуальной атмосферы университетов, возникших из кафедральных школ развивающейся городской культуры, сила вопроса была бесценным, культивируемым добром. Портал Шартра служил не только для иллюстрации истории Священного Писания, но и для формирования духовных способностей. Именно этим портал отличается от всех других порталов ранней готики.
На примере лабиринта можно проследить глубокую связь архитектуры собора с развитием сознания. Не только в связи с крепостью (замком) или духовно понимаемым рыцарским турниром, в движении по лабиринту ученики школы Шартра непосредственно переживали связь с космосом, вплоть до космических орбит. Если рассматривать лабиринт в окружении 12-ти витражей западного нефа, то шартрская констелляция приближается к описанию замка Грааля, как имагинативной картины спиритуально-материальных процессов в человеческом существе (см. Р.Штейнер, 25.03.1913, Гаага).Это созвучно пониманию того времени, когда понятия «тела» и «храма», как и у ап. Павла, так и у ап. Иоанна, были синонимами.
Вопрос восприятия
Вопрос, который до сих пор при рассмотрении западного портала не затрагивался, состоит в том, является ли знание сцен, картин, персон портала — то есть соответствующих библейских страниц — необходимой предпосылкой для понимания его замысла. Иными словами: остается ли портал немым для посетителя, который до сих пор не был знаком с изображенным содержанием? Соответствует ли художественная форма Королевского портала своему христианскому содержанию? Можно ли, не прибегая к помощи воспоминаний, в явлении западного портала, чисто чувственно найти что-то от субстанции Христа? Можно ли, отстранив представления из воспоминаний, в интенсивном погружении в чувственное явление портала приблизиться к тому, что в воспринятом выявятся характерные художественные черты, внутренние закономерности увиденного, отражающие христианское содержание? Можно ли в восприятии портала от мышления представлений перейти к чистому мышлению в высшем опыте, который пробуждает духовное восприятие, когда углубление чувственного опыта служит раскрытию закономерности, заключенной внутри этого портала? Как мышление может вести к высшему восприятию, так и восприятие может открыть в опыте видимую закономерность.
Чтобы понять принципы, формирующие данную эпоху, и место западного портала Шартра в постепенном разворачивании готики, необходимо сравнить его с непосредственным предшественником — порталом монастырской церкви Сен-Дени в Париже, западный вход с круглыми арками которого восходит к соответствующим романским прообразам. Шартрский собор с его скульптурами, строительство которого было начато в 1194 году, был первым среди готических кафедральных соборов, где было соблюдено единство ансамбля здания.
С первого взгляда заметно отчетливое отличие собора Шартра от церкви Сен-Дени. Попытка соединить три еще отдельных входа в триединое целое была повторена через 50 лет в шедевре высокой готики Шартра. В нижней части западного портала Шартра тянется почти непрерывная череда фигур в проемах входных дверей. Но в верхней части расположены три четко отделенных друг от друга тимпана.
То же самое можно увидеть по вертикали. Есть целое, разделенное на части, но остающееся при этом целостным. Тесное переплетение нижней и верхней части достигается благодаря пропорциям: высота фигур в проемах дверей отличается от размеров фигур архивольтов над дверями, но своими формами они образуют своего рода колонны так, что существенного разрыва между ними нет. Кроме того, в этом переходе важно, что нижние фигуры архивольта над средним порталом изображены стоящими, как и фигуры в проемах дверей, а фигуры остальных архивольтов меньше по размеру и представлены сидящими. Граница между верхней и нижней частями дополнительно подчеркнута острой перемычкой верхняка над входными дверями.
Отдельные детали портала связаны в целое, и можно без труда от целого вернуться к деталям. Переход от фигур правого входа снизу вверх, от крайних правых фигур к тимпану и снова вниз, затем от фигур центрального входа вверх к тимпану и снова вниз, потом переход к левому входу и через тимпан к крайним фигурам левого входа в собор— эта непрерывная подвижность возможна благодаря тому, что в соборе Шартра нет крутых вертикальных острых дуг, характерных для высокой и поздней готики, арки собора сильно изогнуты и закруглены, они позволяют проследить динамику архивольтов в плавном волнообразном движении. Это дополняется оформлением проемов дверей. Взгляд посетителя не останавливается, окидывая всю композицию в целом и спускаясь к монументальным скульптурам у входа.
Между тем пластическое решение фигур портала предполагает также и полярности, которые придают скульптурам на фасаде известную динамику. Например, можно заметить разницу между правым и левым тимпанами. Справа мы видим спокойные фигуры с подчеркнуто сдержанными жестами, где можно заметить также кубические формы: кровать Марии, алтарь, балдахин (по большей мере разрушенный сегодня). На левой стороне много движения: плывущие облака, как бы парящие в воздухе фигуры (ни одна из них не касается земли обеими ступнями). Уходящий в глубину задний фон не создает общей плоскости, и фигуры динамично выступают из стены. Все исполнено движения. Следует заметить, что оба портала были созданы в одно и то же время рукой одного мастера, поэтому такую существенную разницу между ними можно объяснить лишь изначальным единым замыслом.
Здесь проявлены полярности: с одной стороны — подвижно ускоряющиеся, склоняющиеся к вогнутому внутреннему пространству, закругляющиеся малые формы; с другой стороны — успокаивающие и покоящиеся образы, выпуклые и выступающие вперед, склонные к прямолинейным, кубическим формам, более простые, подчеркивающие пластичность портала в целом, что делает его скульптурно переживаемым архитектурным явлением. Система, согласно которой был выстроен портал, — не образец, а принцип, подвижный, изменчивый и приспособленный к соответствующим условиям.
Облик Христа
Уже при первом взгляде на фигуру Христа в центральном тимпане обращает на себя внимание массивная книга в виде квадратного блока с правой стороны и волнообразный, ускользающий вид одеяния, удерживаемый, как бы привязанный к линиям фигуры каймой одежды и контуром шеи. То, что в верхней части фигуры представлено как два отделенных друг от друга экстремума, можно найти в видоизмененной форме в складках одежды: справа они падают отвесно, прямо, ровно, а слева — в виде мягких волн. Центральная фигура олицетворяет собой властителя экстремумов. Можно сказать также, что художественное оформление западного портала фактически подчинено некоторому основополагающему принципу. Христос Шартра — это не суровый судья романского стиля, он милосерден и внутренне связан с человеком. Центральный облик в связи с целостностью портала становится не только принципом «Я есть врата», но и выражает предчувствие обеих основных мистерий, объединенных в облике Спасителя: загадки ограничения безграничной, все вмещающей в себя сущности (logos), находящейся в человеческом облике— «Рождество», и загадки воскрешения умершего — «Воскресение».
Роланд Хальфен
Mitteilungen N4/2003
Переводе нем. О.П.
Статья печатается с сокращениями