Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=309
Распечатать

Кристина Лампе. Мировое письмо и становление телесности человека



Категории Аристотеля в «Очерке тайноведения» Рудольфа Штейнера

Десять категорий аристотелевской логики мож­но понимать как литеры мирового письма. Они прослеживают на примере главы «Развитие Земли и человека» из «Очерка тайноведения» Рудольфа Штейнера, где показано, что Земля поступенчато уплотнялась и в человеческое существо постепен­но включались элементы: огонь, воздух, вода и твердь (или земное).

Впечатляюще и серьезно говорит о категориях Рудольф Штейнер в пасхальной лекции 22 апреля 1924 года в Дорнахе: «В десяти понятиях, внутрен­нюю силу света и действующее начало которых нуж­но открыть снова, вливается то, что было мощным, инстинктивным откровением мудрости в течение тысячелетий». И даже: «В сущности говоря, благо­даря этим понятиям можно пережить то, что внесла Антропософия и сможет принести когда-нибудь в будущем, подобно тому, как можно пережить в бук­вах написанное в «Фаусте». Потому что все тайны физического и духовного мира содержатся в этих простых понятиях как мировой алфавит».

Труд Аристотеля не даёт строгого упорядочива­ния десяти понятий; они встречаются более чем в шестидесяти местах, иногда только пять, семь или восемь категорий. Аристотель в своей «Мета­физике» закладывает определенный порядок пер­вых четырёх категорий, позже он упорядочивает их уже по-другому, а потом, в конце, приводит кате­гории в последовательности, которая существенно отличается от порядка в его «Физике» и «Учении о категориях».

Из контекста цитируемой лекции видно, что следует найти соответствующий способ чтения ду­ховных факторов, ибо Рудольф Штейнер говорит: «Учитесь с этими понятиями осуществлять то же самое, что вы умеете делать с «а», «б», «в», «г», тогда из «количества», «качества», «отношения», «места», «времени», «положения», «действия», «страдания» вы научитесь читать в Космосе». Та­кой род чтения предполагает, однако, что сначала нужно найти порядок следования категорий, так же как обычные буквы предстают нам в определенной последовательности алфавита.

В «Очерке тайноведения» указывается на кате­гории: бытиё или сущность, количество, качество, отношение, действие, страдание, положение, ме­сто, время, обладание.*

Бытиё или сущность

В начале изложения земного развития Рудольф Штейнер говорит о «духовной форме бытия» тех сущностей и сил, которые были причастны к лунно­му развитию. Речь идёт также об одной сущности с высокоразвитыми способностями познания. «В кон­це лунного развития все существа и силы исчезли бы для нее как бы в небытие и по истечении некоторого промежутка времени снова выступили бы из сумеречной тьмы мирового лона».

Тому, кто внутренним взором взирает на эти знаки мирового письма, становится ясно, что высту­пает Нечто. Аристотель называет это «to ti», «это». Оно является основополагающим (to hypoke.menon) для всего дальнейшего рассмотрения. Латинское обозначение Substanz, которое связывается с hypoke:menon, является, однако, односторонним и недостаточным. Аристотель называет это осново­полагающее словом ousia, что можно понимать как сущность или как истинное бытиё, а также сущест­вование (Existenz). Аристотель указывает как мини­мум три главных аспекта первой категории: это, ос­новополагающее и сущность. Все три присутствуют в указанном абзаце. Ищущий познания будет приве­дён к границе: он видит сущность (ousia) исчезаю­щей — ему неизвестно (не даётся) существование (hypoke:menon) — он видит эту сущность снова (to ti). «Только существо с ещё более высокими способ­ностями могло бы проследить духовные события, происходящие в этот промежуток».

Количество

Вторая категория po-son связана с количеством: все принимаемые во внимание при лунном разви­тии сущности и силы, вошедшие в духовную форму существования «в конце этого промежутка, участво­вавшие в процессах развития на Сатурне, Солнце и Луне, выступают с новыми способностями». Из совокупности всех этих существ во втором абзаце выступает двоичность (po-son): сначала идёт речь о человеческом существе и затем о стоящих выше него сущностях, которые достигли способности так «повлиять на дальнейшее развитие человека, что он в земную эпоху может развернуть в себе род соз­нания, стоящего одной ступенью выше, чем то об­разное сознание, которое было присуще ему в лун­ную эпоху». Для этого человеку нужна подготовка.

Три предварительных ступени (po-son) для зем­ного развития связаны с преобразованием одного из трёх членов (po-son), которые человек во время сатурнического, солнечного и лунного развития (po-son) включил в своё тело. Это происходит со­ответственно в виде повторения (po-son) сатурни­ческого, солнечного и лунного развития на более высокой ступени.

Качество

Третьей категорией poi-on (свойства, качест­ва— Wie-Beschaffen) будет определенно качест­во, то есть свойство (Eigenschaft), или состояния (Zustand), когда обнаруживаются сущности и силы, является их внутреннее существо, их качество. Ука­зание на это можно найти в третьем абзаце: «Преж­де чем началось физическое развитие Земли, они низошли уже настолько, что низшие проявления их стали видимы в астральном или душевном мире».

Отношение

Далее говорится: «Всё, что существует от человека в этот период, имеет ещё астральную форму». Астральная форма физического тела представляет отношение. Мыслительный жест чет­вёртой категории, pros-ti, вводит нечто в отношение с чем-то другим, сравнивает, смотрит на нечто с точки зрения чего-то другого. Здесь в четвёртом абзаце есть переход от формы к закономерности. «То, что делает физическое тело физическим, не есть физическая форма, а тот факт, что хотя ему присуща астральная форма, однако оно содержит в себе физические законы... То же самое относится и к жизненному телу».

Действие

Земля на этой ступени развития ещё полностью «душа и дух». Она несёт в себе в зачатках «всё, что позже должно превратиться в создания физиче­ской Земли». В пятом абзаце указывается на жест устремленной внутрь активности. Пятая категория poi-e:n представляет действие и даже творческое порождение. В рукописном тексте «Очерка тайнове-дения» Рудольф Штейнер говорит о Земле как ми­ровом шаре, мировом образовании. «Этот шар светится», его действие — это излучение, свечение.

Перед медитируищим читателем находится теперь образ сияющего (poi-e:n) шара, в котором можно наблюдать многочисленные связи (pros-ti) качественно (poi-on) и количественно (po-son) диф­ференцированных существ (ousia). О «времени», «месте», «положении» ещё ничего не говорится.

В пяти абзацах показывается развитие собы­тий «собственно земного развития». 36 предложе­ний — или три раза по двенадцать — дают набросок (эскиз) хода событий. В последующем, шестом жесте указывается на «чувственно-сверхчувственный образ человека в начале физической земной эпохи. 120 предло­жений — десять раз по двенадцать — рассказывают о дальнейшем процессе развития в пяти частях. Коли­чество предложений подсчитывалось по рукописному тексту «Очерка тапноведения».

Страдание

После действия (poi-e:n) стоит страдание(раs-che:n). Шестой абзац может быть прочитан из пас­сивного жеста pas-che:n: «В этом шаре происходит нечто, что можно обозначить как уплотнение. Как результат этого уплотнения, спустя некоторое вре­мя внутри душевного шара появляется огненная форма, какою был Сатурн в своём самом плот­ном состоянии. Эта огненная форма пронизана действиями различных существ, участвующих в развитии».

Человеческие существа становятся пассивны­ми, воспринимаемыми, переживаемыми: «Теплота сгущает одну часть их астральной формы. Благода­ря этому в них загорается земная жизнь». В тепло­те и в окружающем воздухе находятся сущности, которые воспринимаются  непосредственно,  но только через завесу тепла и как возникший благода­ря действию воздуха тон. И ещё раз показывается, как человеческая душа нечто претерпевает: в неё проникают восприятия, возникают образы высоких сущностей. «В то время как эти восприятия с Земли проникают в его душу, в ней всё еще продолжают приливать и отливать образы высших существ, в лоне которых он себя чувствует».

Положение

Седьмой мыслительный шаг, ke-sthai, — это положение: ещё дальше уплотняется Земля, из тела Земли выделяется водная субстанция. Выс­шие сущности «для своего развития и для того, что им надлежит сделать для Земли, не могут больше переносить уплотнившейся до воды материи. Они выделяют себе из общей земной массы единствен­но пригодные для себя субстанции и удаляются из нее, чтобы образовать себе в Солнце новое место обитания».

Это новое положение (ke-sthai) является не просто новым местом. Как четвёртая категория даёт понимание отношения, так здесь в седьмом абзаце два места ставятся в соотношение друг с другом: высшие сущности — солнечные суще­ства — «действуют теперь на Землю с Солнца извне». Седьмая категория проявляет аспекты второй и четвёртой категорий.

Место

«Человек же нуждается для своего дальнейше­го развития в такой арене, на которой вещество продолжает уплотняться еще дальше». Восьмая категория указывает место, «topos», в восьмом аб­заце говорится об этой арене дальнейшего разви­тия человека. Человек здесь представлен так, как будто он находился в окружающем его пространст­ве (topos, choros): «Прежде человек чувствовал, как с Земли поднимались к нему тепловые течения; он ощущал через звучание, как проникал к нему воз­дух; теперь же его огненно-воздушное тело прони­зано ещё и водной стихией, и ее прилив и отлив он видит как вспыхивание и угасание света».

Об «арене деятельности» говорится: «Прико­ванный к Земле человек не мог бы больше чуять в себе действий солнечных существ, если бы душа его была постоянно обращена к Земле, из которой взято его физическое тело». Здесь уже звучит сле­дующая категория — «время».

«В лоне солнечных существ» (время) или «свя­занной с телом» (место) оказывается человеческая душа. Восьмая категория ставит вопрос где: «Солнечные существа в известные промежутки отрыва­ют человеческую душу от физического тела, так что человек пребывает теперь попеременно, то чисто душевно в лоне солнечных существ, то в таком состоянии, когда он связан с телом и принимает влияния Земли».

Смена состояния человеческого сознания, постепенное изменение сознания от образного к предметному предполагают, что сначала возникает дистанция, имеется пространство, в котором чело­век может «проснуться» к такому сознанию.

О «пространстве» и «времени» Рудольф Штейнер сообщает в лекции 4 июня 1924 года в Дорнахе: «Во внутреннем Солнца есть время ...В то время как мы взираем на Солнце вверх, мы вглядываемся одновременно в течение времени ... Из этого сле­дует нечто значительное. Следует то, что человек только тогда правильно взирает на Солнце, когда он взирает на Солнце только в духе, при этом принимая во внимание лишь время и забывая пространство. Таким образом, Солнце излучает не только свет, но и само пространство» (Рудольф Штейнер. «Эзотерические рассмотрения кармиче­ских связей», т.2).

Пространственное разделение Солнца и Зем­ли означает также, что «в эти времена давнего прошлого Земля переживает период дня и ночи». Здесь указывается уже на следующую катего­рию — «время» (chronos).

Время

Вопрос когда, po-te, задаёт девятая категория в следующем абзаце: «Во время ночи» Земля состо­ит «из распадающихся тел людей, души которых находятся в иной форме бытия ... Только та часть человеческого тела, которая образовалась с нача­ла развития через совместное действие огня и ду­ши человека и которая впоследствии становилась всё плотнее, продолжает существовать как внеш­не невзрачный зачаток». Некоторое время после прежнего (proteros) состояния существует такая часть человеческого тела, которая образовалась от начала земного развития. Она продолжает сохраняться — имеет непрерывность, chronos, — и несёт в себе будущее как зачаток. Pote, proteros и chronos являются обозначениями, которые Аристо­тель даёт девятой категории (время).

«Когда же с наступлением дня Земля снова подпадает под непосредственное воздействие Солнца, человеческие души проникают в область физической жизни. Они соприкасаются с этими зачатками и пробуждают их к росту, так что они принимают внешний облик, который является отображением человеческого душевного сущест­ва». Человеческая душа «пробуждает их к росту»: прошлое (proteros) начинает свою деятельность. «Душа смутно чувствует тогда своё пробуждение к физическому бытию, прикасаясь к зародышу, кото­рый несет ей навстречу Земля. Она воспринимает тогда нечто, что можно выразить приблизительно словами «это мой образ». И это чувство, которое можно было бы также назвать пробуждающимся чувством «Я», сохраняется у души в течение всей её связи с физическим телом». Душа имеет таким образом непрерывность (chronos).

Человеческая душа чувствует себя «всюду окружённой волнами звуков и ощущает, как она, сообразно этим звуковым силам, вырабатывает се­бе тело. Образы слагаются в тонко-вещественные формы, подобные растениям или цветам; но только эти формы внутренне подвижны...». Как прежде че­рез зерно и рост, так теперь образом растительной формы указывается на становление и прехожде-ние, на процесс преобразования во времени. «И человек в свой земной период переживает чувство своего созидания в такие формы».

Обладание

Нечто связать с собой или сделать нечто своим, нечто захватить или познать характери­зуют десятую категорию. «То, что остаётся теперь от человека по уходе души от тела», говорится в десятом абзаце, «представляет собой не только зачаток, возбуждаемый к жизни возвращающеюся душою, но образование, содержащее в самом себе также и силу этого оживления».

Это обладание (имение в себе), (e-che:n) описы­вает самостоятельного телесного человека: «Душа при своём уходе не только оставляет на Земле свое отображение, но и погружает в это отображение часть своей оживляющей силы. При новом появ­лении на Земле она уже не может более одна про­будить отображение к жизни, но это пробуждение должно произойти и в самом отображении».

В десятом абзаце указывается также на вклю­чение (e-che:n) твёрдого или земного элемента в земную субстанцию и человеческое тело, на обла­дание: «Таким образом, душа чувствует при своём воплощении не только овевающие ее волны звуков и световых образов, в которых она ощущает ближай­шие, стоящие над нею существа, но через принятие земной стихии она переживает влияние также и тех ещё более высоких существ, которые избрали сво­ею ареною Солнце. Прежде человек ощущал себя принадлежащим к духовно-душевным существам, с которыми он был соединён, когда находился вне тела. Его «Я» было еще в их лоне. Теперь это «Я» выступило перед ним при его физическом воплоще­нии таким же образом, как и все другое, окружаю­щее его в это время».

Обладание десятой категории есть следующее: человек познаёт себя в своём земном, у него есть сознание о себе самом.

Кристина Лампе
Перевод с нем. А.Л.

 

* В русском издании «Очерка тайноведения» рассматриваемый фрагмент находится в главе «Развитие мира и человек» (изд-во «Ной», Ереван, 1992, стр. 141-149).

Кристина Лампе родилась в 1959 году, выросла на острове Фёёр. Получила образование воспитателя и училась на семинаре по выработке речи и артистического мастерства в Салеме. С 1984 года вместе с мужем работала над книгами о «Парсифале» Вольфрама фон Эшенбаха и переводом Евангелия от Иоанна с греческо­го. С 1994 года чтец Свободной Высшей Школы Духовной науки и сотрудник группы Высшей Школы, которая исследует законы построения «Очерка тайноведения» Рудольфа Штейнера.