Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=309 |
Распечатать |
Категории Аристотеля в «Очерке тайноведения» Рудольфа Штейнера
Десять категорий аристотелевской логики можно понимать как литеры мирового письма. Они прослеживают на примере главы «Развитие Земли и человека» из «Очерка тайноведения» Рудольфа Штейнера, где показано, что Земля поступенчато уплотнялась и в человеческое существо постепенно включались элементы: огонь, воздух, вода и твердь (или земное).
Впечатляюще и серьезно говорит о категориях Рудольф Штейнер в пасхальной лекции 22 апреля 1924 года в Дорнахе: «В десяти понятиях, внутреннюю силу света и действующее начало которых нужно открыть снова, вливается то, что было мощным, инстинктивным откровением мудрости в течение тысячелетий». И даже: «В сущности говоря, благодаря этим понятиям можно пережить то, что внесла Антропософия и сможет принести когда-нибудь в будущем, подобно тому, как можно пережить в буквах написанное в «Фаусте». Потому что все тайны физического и духовного мира содержатся в этих простых понятиях как мировой алфавит».
Труд Аристотеля не даёт строгого упорядочивания десяти понятий; они встречаются более чем в шестидесяти местах, иногда только пять, семь или восемь категорий. Аристотель в своей «Метафизике» закладывает определенный порядок первых четырёх категорий, позже он упорядочивает их уже по-другому, а потом, в конце, приводит категории в последовательности, которая существенно отличается от порядка в его «Физике» и «Учении о категориях».
Из контекста цитируемой лекции видно, что следует найти соответствующий способ чтения духовных факторов, ибо Рудольф Штейнер говорит: «Учитесь с этими понятиями осуществлять то же самое, что вы умеете делать с «а», «б», «в», «г», тогда из «количества», «качества», «отношения», «места», «времени», «положения», «действия», «страдания» вы научитесь читать в Космосе». Такой род чтения предполагает, однако, что сначала нужно найти порядок следования категорий, так же как обычные буквы предстают нам в определенной последовательности алфавита.
В «Очерке тайноведения» указывается на категории: бытиё или сущность, количество, качество, отношение, действие, страдание, положение, место, время, обладание.*
Бытиё или сущность
В начале изложения земного развития Рудольф Штейнер говорит о «духовной форме бытия» тех сущностей и сил, которые были причастны к лунному развитию. Речь идёт также об одной сущности с высокоразвитыми способностями познания. «В конце лунного развития все существа и силы исчезли бы для нее как бы в небытие и по истечении некоторого промежутка времени снова выступили бы из сумеречной тьмы мирового лона».
Тому, кто внутренним взором взирает на эти знаки мирового письма, становится ясно, что выступает Нечто. Аристотель называет это «to ti», «это». Оно является основополагающим (to hypoke.menon) для всего дальнейшего рассмотрения. Латинское обозначение Substanz, которое связывается с hypoke:menon, является, однако, односторонним и недостаточным. Аристотель называет это основополагающее словом ousia, что можно понимать как сущность или как истинное бытиё, а также существование (Existenz). Аристотель указывает как минимум три главных аспекта первой категории: это, основополагающее и сущность. Все три присутствуют в указанном абзаце. Ищущий познания будет приведён к границе: он видит сущность (ousia) исчезающей — ему неизвестно (не даётся) существование (hypoke:menon) — он видит эту сущность снова (to ti). «Только существо с ещё более высокими способностями могло бы проследить духовные события, происходящие в этот промежуток».
Количество
Вторая категория po-son связана с количеством: все принимаемые во внимание при лунном развитии сущности и силы, вошедшие в духовную форму существования «в конце этого промежутка, участвовавшие в процессах развития на Сатурне, Солнце и Луне, выступают с новыми способностями». Из совокупности всех этих существ во втором абзаце выступает двоичность (po-son): сначала идёт речь о человеческом существе и затем о стоящих выше него сущностях, которые достигли способности так «повлиять на дальнейшее развитие человека, что он в земную эпоху может развернуть в себе род сознания, стоящего одной ступенью выше, чем то образное сознание, которое было присуще ему в лунную эпоху». Для этого человеку нужна подготовка.
Три предварительных ступени (po-son) для земного развития связаны с преобразованием одного из трёх членов (po-son), которые человек во время сатурнического, солнечного и лунного развития (po-son) включил в своё тело. Это происходит соответственно в виде повторения (po-son) сатурнического, солнечного и лунного развития на более высокой ступени.
Качество
Третьей категорией poi-on (свойства, качества— Wie-Beschaffen) будет определенно качество, то есть свойство (Eigenschaft), или состояния (Zustand), когда обнаруживаются сущности и силы, является их внутреннее существо, их качество. Указание на это можно найти в третьем абзаце: «Прежде чем началось физическое развитие Земли, они низошли уже настолько, что низшие проявления их стали видимы в астральном или душевном мире».
Отношение
Далее говорится: «Всё, что существует от человека в этот период, имеет ещё астральную форму». Астральная форма физического тела представляет отношение. Мыслительный жест четвёртой категории, pros-ti, вводит нечто в отношение с чем-то другим, сравнивает, смотрит на нечто с точки зрения чего-то другого. Здесь в четвёртом абзаце есть переход от формы к закономерности. «То, что делает физическое тело физическим, не есть физическая форма, а тот факт, что хотя ему присуща астральная форма, однако оно содержит в себе физические законы... То же самое относится и к жизненному телу».
Действие
Земля на этой ступени развития ещё полностью «душа и дух». Она несёт в себе в зачатках «всё, что позже должно превратиться в создания физической Земли». В пятом абзаце указывается на жест устремленной внутрь активности. Пятая категория poi-e:n представляет действие и даже творческое порождение. В рукописном тексте «Очерка тайнове-дения» Рудольф Штейнер говорит о Земле как мировом шаре, мировом образовании. «Этот шар светится», его действие — это излучение, свечение.
Перед медитируищим читателем находится теперь образ сияющего (poi-e:n) шара, в котором можно наблюдать многочисленные связи (pros-ti) качественно (poi-on) и количественно (po-son) дифференцированных существ (ousia). О «времени», «месте», «положении» ещё ничего не говорится.
В пяти абзацах показывается развитие событий «собственно земного развития». 36 предложений — или три раза по двенадцать — дают набросок (эскиз) хода событий. В последующем, шестом жесте указывается на «чувственно-сверхчувственный образ человека в начале физической земной эпохи. 120 предложений — десять раз по двенадцать — рассказывают о дальнейшем процессе развития в пяти частях. Количество предложений подсчитывалось по рукописному тексту «Очерка тапноведения».
Страдание
После действия (poi-e:n) стоит страдание(раs-che:n). Шестой абзац может быть прочитан из пассивного жеста pas-che:n: «В этом шаре происходит нечто, что можно обозначить как уплотнение. Как результат этого уплотнения, спустя некоторое время внутри душевного шара появляется огненная форма, какою был Сатурн в своём самом плотном состоянии. Эта огненная форма пронизана действиями различных существ, участвующих в развитии».
Человеческие существа становятся пассивными, воспринимаемыми, переживаемыми: «Теплота сгущает одну часть их астральной формы. Благодаря этому в них загорается земная жизнь». В теплоте и в окружающем воздухе находятся сущности, которые воспринимаются непосредственно, но только через завесу тепла и как возникший благодаря действию воздуха тон. И ещё раз показывается, как человеческая душа нечто претерпевает: в неё проникают восприятия, возникают образы высоких сущностей. «В то время как эти восприятия с Земли проникают в его душу, в ней всё еще продолжают приливать и отливать образы высших существ, в лоне которых он себя чувствует».
Положение
Седьмой мыслительный шаг, ke-sthai, — это положение: ещё дальше уплотняется Земля, из тела Земли выделяется водная субстанция. Высшие сущности «для своего развития и для того, что им надлежит сделать для Земли, не могут больше переносить уплотнившейся до воды материи. Они выделяют себе из общей земной массы единственно пригодные для себя субстанции и удаляются из нее, чтобы образовать себе в Солнце новое место обитания».
Это новое положение (ke-sthai) является не просто новым местом. Как четвёртая категория даёт понимание отношения, так здесь в седьмом абзаце два места ставятся в соотношение друг с другом: высшие сущности — солнечные существа — «действуют теперь на Землю с Солнца извне». Седьмая категория проявляет аспекты второй и четвёртой категорий.
Место
«Человек же нуждается для своего дальнейшего развития в такой арене, на которой вещество продолжает уплотняться еще дальше». Восьмая категория указывает место, «topos», в восьмом абзаце говорится об этой арене дальнейшего развития человека. Человек здесь представлен так, как будто он находился в окружающем его пространстве (topos, choros): «Прежде человек чувствовал, как с Земли поднимались к нему тепловые течения; он ощущал через звучание, как проникал к нему воздух; теперь же его огненно-воздушное тело пронизано ещё и водной стихией, и ее прилив и отлив он видит как вспыхивание и угасание света».
Об «арене деятельности» говорится: «Прикованный к Земле человек не мог бы больше чуять в себе действий солнечных существ, если бы душа его была постоянно обращена к Земле, из которой взято его физическое тело». Здесь уже звучит следующая категория — «время».
«В лоне солнечных существ» (время) или «связанной с телом» (место) оказывается человеческая душа. Восьмая категория ставит вопрос где: «Солнечные существа в известные промежутки отрывают человеческую душу от физического тела, так что человек пребывает теперь попеременно, то чисто душевно в лоне солнечных существ, то в таком состоянии, когда он связан с телом и принимает влияния Земли».
Смена состояния человеческого сознания, постепенное изменение сознания от образного к предметному предполагают, что сначала возникает дистанция, имеется пространство, в котором человек может «проснуться» к такому сознанию.
О «пространстве» и «времени» Рудольф Штейнер сообщает в лекции 4 июня 1924 года в Дорнахе: «Во внутреннем Солнца есть время ...В то время как мы взираем на Солнце вверх, мы вглядываемся одновременно в течение времени ... Из этого следует нечто значительное. Следует то, что человек только тогда правильно взирает на Солнце, когда он взирает на Солнце только в духе, при этом принимая во внимание лишь время и забывая пространство. Таким образом, Солнце излучает не только свет, но и само пространство» (Рудольф Штейнер. «Эзотерические рассмотрения кармических связей», т.2).
Пространственное разделение Солнца и Земли означает также, что «в эти времена давнего прошлого Земля переживает период дня и ночи». Здесь указывается уже на следующую категорию — «время» (chronos).
Время
Вопрос когда, po-te, задаёт девятая категория в следующем абзаце: «Во время ночи» Земля состоит «из распадающихся тел людей, души которых находятся в иной форме бытия ... Только та часть человеческого тела, которая образовалась с начала развития через совместное действие огня и души человека и которая впоследствии становилась всё плотнее, продолжает существовать как внешне невзрачный зачаток». Некоторое время после прежнего (proteros) состояния существует такая часть человеческого тела, которая образовалась от начала земного развития. Она продолжает сохраняться — имеет непрерывность, chronos, — и несёт в себе будущее как зачаток. Pote, proteros и chronos являются обозначениями, которые Аристотель даёт девятой категории (время).
«Когда же с наступлением дня Земля снова подпадает под непосредственное воздействие Солнца, человеческие души проникают в область физической жизни. Они соприкасаются с этими зачатками и пробуждают их к росту, так что они принимают внешний облик, который является отображением человеческого душевного существа». Человеческая душа «пробуждает их к росту»: прошлое (proteros) начинает свою деятельность. «Душа смутно чувствует тогда своё пробуждение к физическому бытию, прикасаясь к зародышу, который несет ей навстречу Земля. Она воспринимает тогда нечто, что можно выразить приблизительно словами «это мой образ». И это чувство, которое можно было бы также назвать пробуждающимся чувством «Я», сохраняется у души в течение всей её связи с физическим телом». Душа имеет таким образом непрерывность (chronos).
Человеческая душа чувствует себя «всюду окружённой волнами звуков и ощущает, как она, сообразно этим звуковым силам, вырабатывает себе тело. Образы слагаются в тонко-вещественные формы, подобные растениям или цветам; но только эти формы внутренне подвижны...». Как прежде через зерно и рост, так теперь образом растительной формы указывается на становление и прехожде-ние, на процесс преобразования во времени. «И человек в свой земной период переживает чувство своего созидания в такие формы».
Обладание
Нечто связать с собой или сделать нечто своим, нечто захватить или познать характеризуют десятую категорию. «То, что остаётся теперь от человека по уходе души от тела», говорится в десятом абзаце, «представляет собой не только зачаток, возбуждаемый к жизни возвращающеюся душою, но образование, содержащее в самом себе также и силу этого оживления».
Это обладание (имение в себе), (e-che:n) описывает самостоятельного телесного человека: «Душа при своём уходе не только оставляет на Земле свое отображение, но и погружает в это отображение часть своей оживляющей силы. При новом появлении на Земле она уже не может более одна пробудить отображение к жизни, но это пробуждение должно произойти и в самом отображении».
В десятом абзаце указывается также на включение (e-che:n) твёрдого или земного элемента в земную субстанцию и человеческое тело, на обладание: «Таким образом, душа чувствует при своём воплощении не только овевающие ее волны звуков и световых образов, в которых она ощущает ближайшие, стоящие над нею существа, но через принятие земной стихии она переживает влияние также и тех ещё более высоких существ, которые избрали своею ареною Солнце. Прежде человек ощущал себя принадлежащим к духовно-душевным существам, с которыми он был соединён, когда находился вне тела. Его «Я» было еще в их лоне. Теперь это «Я» выступило перед ним при его физическом воплощении таким же образом, как и все другое, окружающее его в это время».
Обладание десятой категории есть следующее: человек познаёт себя в своём земном, у него есть сознание о себе самом.
Кристина Лампе
Перевод с нем. А.Л.
* В русском издании «Очерка тайноведения» рассматриваемый фрагмент находится в главе «Развитие мира и человек» (изд-во «Ной», Ереван, 1992, стр. 141-149).
Кристина Лампе родилась в 1959 году, выросла на острове Фёёр. Получила образование воспитателя и училась на семинаре по выработке речи и артистического мастерства в Салеме. С 1984 года вместе с мужем работала над книгами о «Парсифале» Вольфрама фон Эшенбаха и переводом Евангелия от Иоанна с греческого. С 1994 года чтец Свободной Высшей Школы Духовной науки и сотрудник группы Высшей Школы, которая исследует законы построения «Очерка тайноведения» Рудольфа Штейнера.