Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=304 |
Распечатать |
Метаморфозы космической интеллигенции и формирование внутренней культуры
В 2004 году исполнилось сто лет с тех пор, как Рудольф Штейнер открыл путь к внутренней культуре современного человека. Развитие этого пути есть последовательность изменения состояния сознания нового человечества, которое с конца XIX столетия становится действующим во всех областях жизни и культуры. Исходящий из своих исконнейших сил мышления, этот путь лежит с тех пор в свободе каждого индивидуума вырабатывать свое отношение к «сверхчувственному познанию мира и назначению человека» (таков подзаголовок книги Рудольфа Штейнера «Теософия», заключающей в себе введение в эту область). Параллельно в книге «Как достигнуть познания высших миров?» Рудольф Штейнер впервые охарактеризовал предпосылки и мотивы этой внутренней культуры, связанные с важными вопросами современности. Ответ так же сложен, как и прям: эти познания открываются самовоспитанием, так как «в каждом человеке дремлют способности, благодаря которым он может получить знания о высших мирах».В этом году мы хотим развивать дальше тему прошлого года «Метаморфозы интеллигенции и совместная ответственность перед текущими событиями», и направить особое внимание на изменение сознания, делающее возможным спири-туализацию мышления внутренним воспитанием человеческих качеств. Для современников, приведенных жизненной судьбой к трудам Рудольфа Штейнера, встает важный вопрос: хочет ли современный человек ставшую земной интеллигенцию с ее обычным, материалистическим, повседневным сознанием направить на путь спиритуализации? Кто может ответить на этот вопрос, тот смотрит в новом направлении: «... нужно говорить преимущественно к сердцам. Сердца должны стать помощниками Архангела Михаила в завоевании сознания интеллигенции, низринутой с небес на землю». (Лекция Рудольфа Штайнера 20 июля 1924 года в Арнхайме, GA 240).
Спиритуализирование мышленияЧувствуя себя призванным в этом смысле стать помощником Архангела Михаила, человек начинает формирование внутренней культуры, центром которой становится его отношение ко Христу. «Архангел Михаил дает верную ориентировку, когда дело касается мира, окружающего человека и существующего для его познания или его деяний. Путь же ко Христу должен быть найден внутри души». (Рудольф Штейнер. Антропософские руководящие положения, 2 ноября 1924 года, GA 26, стр. 92) Это изменение сознания путем христианской спиритуализации мышления воспринимается сердцем. Существенные аспекты этого раскрывает Рудольф Штейнер в лекции «Эфиризация крови. Вступление эфирного Христа в земное развитие». (Базель, 1 октября 1911 года)
С предложением этой темы года открывается и дальнейший подход к «Фаусту» Гете, представляющего ситуацию человека в эпоху души сознательной: с одной стороны, он сталкивается с высокоразвитыми, но ставшими слепыми способностями интеллигенции, а с другой стороны, наталкивается на барьеры самоопределяемой внутренней культуры. Так, в конце трагедии его победа состоит также и в том, что он в драматическом диалоге с Заботой не использует свое старое магическое искусство, а встречает ее с новым, выросшим самоопределением. В этом смысле постановки «Фауста» на Пасху и летом 2004 года будут составлять основные задачи нашей работы в Гетеануме со многими посетителями и членами Общества всего мира.
К празднику Михаила 2004 года мы подхватим годовую тематику с точки зрения работы секций Высшей школы, а к Рождеству — с точки зрения всеобщей антропософской перспективы.
От Правления и Коллегии Высшей школы
Вирджиния Сиз
Рекомендуемые тексты
1. Антропософские руководящие положения (GA 26):
Переживание человеком Михаила-Христа.
Рождественское рассмотрение Мистерии Логоса.
Небесная, мифологическая и земная история. Мистерия Голгофы.
2. Эзотерические рассмотрения кармических связей, том 6 (GA 240), лекция 20 июля 1924 года.
3. Эфиризация крови (GA 130), лекция 1 октября 1911 года.
4. Как достигнуть познания высших миров? (GA 10).