Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=300 |
Распечатать |
Религиозно-философская критика евразийства
Евразийцы изначально, уже в 1920-е годы, видели себя идеологами будущей России, свергшей иго коммунизма. Потому их концепции, предназначенные к прямому внедрению в социально-политическую жизнь, были лишены метафизической глубины. За это евразийцев критиковали богословы и философы - как представители Серебряного века русской культуры, так и принадлежавшие тому же, что и евразийцы, историко-культурному поколению. Так, богослов Г. Флоровский (1893 - 1979) говорил в 1938 г. о вырождении евразийства в «поверхностный политизированный идеологизм» («Евразийский соблазн»), а С.Булгаков упрекал евразийцев в «утилитарном» отношении к православию, сводимому к чисто культурному феномену (письмо евразийцу А. Ставровскому).
Однако самая меткая и глубокая критика евразийства исходила от Н.Бердяева. Тезисы Бердяева звучат абсолютно современно и, более того, пророчески. Для нынешней России евразийство, действительно, соблазнительно: евразийцами сказано много верного о русском пути, и у евразийства есть много шансов сделаться официальной идеологией российского государства. Но если это произойдет, развитию России - прежде всего, духовному - будет причинен сильнейший вред, и это явственно следует из бердяевского анализа евразийства.
Бердяев, философ «свободного духа», сразу почувствовал у евразийцев отсутствие проблематики именно духовной, связанной со «сложной культурой».29 Евразийство - это «эмоциональная» реакция «национальных и религиозных инстинктов» на катастрофу 1917 года; подобная упрощенность данного душевного типа может обернуться русским фашизмом». Дай Бог, чтобы пророчество Бердяева (произнесенное в 1925 году!) не осуществилось, - только и можно сказать по этому поводу. Но почему Бердяев распознал в евразийстве фашистскую опасность? По той причине, что осуществленное на деле евразийство окажется национализмом; враждебность к Европе приведет к тому, что «евразийская культура будет одной из замкнутых восточных, азиатских культур», - тоталитарной деспотией в плане политики: евразийцы - «в сущности, антиевразийцы».
Россия, как и европейский Запад, имеет свои корни в греческой культуре, напоминает Бердяев. «Мы - платоники. Западные люди по преимуществу аристотелевцы», - заявил он. И отказ от духовной связи с Платоном и греческими учителями Церкви ради того, чтобы культивировать связь с Чингисханом, с «плотским туринским наследием», означает предпочтение материалистического мировоззрения. Евразийцы заявляют, что исповедуют православие; но для них оно, по Бердяеву - «прежде всего этнографический факт, фольклор... Они берут православие извне, исторически, а не изнутри, не как факт духовной жизни, вселенской по своему значению». В православии евразийцы ценят не жизнь духа, но обрядово-бытовую сторону. И здесь, с одной стороны, Бердяев видит возврат к язычеству, а с другой - близость к стилю ислама.
Между тем, «православие не может быть только охранением, оно должно быть творческим богоче-ловеческим процессом».30 Творчество состоит, в частности, в постановке проблем нового религиозного сознания, чего избегает евразийское поколение, стремящееся «к упрощению, элементаризации, к бытовым формам православия, к традиционализму». Глубокая правда этих слов Бердяева раскрывается в настоящее время: можно задохнуться в атмосфере современного националистического, «евразийского» православии, которое мало-помалу вытесняет из русской Церкви подлинно исповедниче-ский настрой, присутствовавший в ней в советское время. Ныне мы в России воочию видим, что охранительный церковный национализм, действительно, есть «реакция против мистики и романтики, против усложненного гносиса, против эсхатологических настроений».31 В случае победы в России политической реакции (а данная тенденция налицо: чего стоит хотя бы возврат к советскому, сталинских времен, государственному гимну) и воцарения идеологии евразийского типа нежные ростки новой, софийской духовности будут безжалостно растоптаны. Православие при этом выродится в духовный «большевизм», от которого предостерегал Бердяев,32 Россия не выполнит своей миссии.
Миссии же этой культурная замкнутость России абсолютно противопоказана. Напротив того, Россия должна стремиться выйти «в мировую ширь» ради «раскрытия Западу своих духовных богатств». Бердяев, следуя заветам В. Соловьева, видит конечную цель истории в образовании в мире «единого духовного космоса, в который русский народ должен сделать свой большой вклад»... Но как обстоит дело в современной нам действительности? Нам представляется, что начиная с середины 1990-х годов Россия, формально оставаясь открытым обществом, начала вновь замыкаться, духовно уходить в себя. Между русскими людьми -прежде всего, интеллигентами, носителями высокой культуры - и Европой воздвигнут непреодолимый экономический барьер; то лицо России, которое ныне видит Европа - это лицо или лживого политика, или мафиозного «предпринимателя». В недалеком будущем этот экономический барьер вполне может быть дополнен барьером политическим. Софийные проекты русских философов вновь оказываются утопиями.
«Евразия» или «Азиопа»?
14 ноября 2000 г. зрители российского ТВ могли увидеть в вечерних новостях кадр, который поразил многих. Президент Путин, находившийся в то время с визитом в Монголии, и глава монгольского государства вели дружескую беседу в правительственной юрте на фоне гигантской беломраморной статуи Чингисхана - великого азиатского средневекового деспота (XIII в.). Именно Чингисхан возвысил Золотую Орду, под игом которой Русь находилась около трех столетий.
Перед лицом идола, словно призванного напоминать о былой славе Монголии, русский и монгольский верховные правители любезно обменивались знаками вечной дружбы. Разумеется, в такого рода контактах на высшем уровне нет места случайным деталям и проявлению чувств: сцена эта знакомая и (скажем не слишком всерьез) требует к себе герменевтического подхода. Для ее осмысления надо учитывать контекст событий.
Если говорить о перемене внешнеполитического курса России с уходом Б. Ельцина и передачей власти Путину, то первое, что бросается в глаза - это переориентация российских внешнеполитических интенций с Запада на Восток. Одним из ключевых слов в этой новой ситуации является слово из лексикона эмигрантской прессы 1920-х годов, казалось бы, прочно забытое, но ныне в атмосфере судорожных поисков «национальной идеи», извлеченное на свет - слово «евразийство». Совсем недавно, также осенью 2000 г., в рамках СНГ (Союз Независимых Государств) был создан Евразийский экономический союз, куда, кроме России, вошли Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия.34
Что это? Ряд случайностей или стратегически-ая линия России, нацеленная на новую поляризацию мира? И если верно последнее, то место недавно исчезнувших мировых полюсов «коммунизм - капитализм» займут полюса «Восток - Запад». Россия вернет себе роль сверхдержавы, объединившись со странами Востока для противостояния США и Западной Европе. Идеологические основы такой внешней политики несложно разработать, привлекая для этого обширное содержательное богатое наследие евразийцев.
Еще до того, как евразийцами была детально разработана концепция России как Евразии, это слово, давно носившееся в культурном российском воздухе, обыграл гениальный В. Розанов. Россия -не Евразия, но Азиопа, заявил он. Этот тезис, для русского уха звучащий несколько комически, точно выражает подлинный смысл евразийского учения. Дело в том, что, на взгляд евразийцев, деятельность Чингис-хана и прочих восточных деспотов сыграла глубоко положительную роль в судьбах всего евразийского континента, способствуя его объединению. Так, П. Бицилли говорил об изначальном культурном единстве Старого Света, восстановление которого способствовало образование в XIII в. всеазиатской империи Чингисхана. И походы Тимура (Тамерлана) имели в конечном счете созидательную - «великую культурную цель: объединение Старого Света».35
Особенно благоприятной была монгольская экспансия для средневековой Руси: вопреки всем устоявшимся мнениям исторической науки, евразийцы заявили, что татаро-монгольское иго (начало XIII - конец XV в.) принесло России неоценимую пользу. «Без «татарщины» не было бы России», - заявил П. Савицкий («Степь и оседлость»).36 По его словам, если бы отсталая Киевская Русь XII в. попала под власть Запада или Турции, она утратила бы свою духовную сущность, тогда как религиозно идентифицированные татары не просто дали сохраниться русскому благочестию, но и способствовали его расцвету. Под азиатским владычеством оформилась и окрепла российская государственность; без Орды не возвысилось бы и Московское царство. На последнее не была возложена миссия Орды: Россия, утверждали евразийцы - «наследница Великих Ханов, продолжательница дела Чингиза и Тимура, объединительница Азии»37 и сози-дательница Евразии.38
При всех вариантах евразийской историософии, ее представители исходят из ключевой интуиции, по которой Россия - это провинция империи Чингисхана, и именно «из монгольского ига пошло всё, чем красна русская жизнь».39 И не в этой ли интуиции следует видеть глубинный смысл беседы Путина с высокопоставленными монголами на фоне статуи Чингисхана?!
Славянство или туранство?
Примечательно, что славянское начало, хотя и окрашивает современное российское самосознание, ныне весьма слабо проявляется во внешней жизни страны. В сущности, можно говорить только о сохранении русско-белорусского союза: пропасть между Россией и Украиной продолжает расширяться, - отчасти из-за упорного тяготения Украины к Западу. Задаваясь целью восстановить свой статус могущественной империи, Россия не собирается делать ставки на славянское единство. Националистические тенденции в современной России лишены славянофильского оттенка.
Примечательно, что и евразийцы в принципиальных вопросах расходились со славянофилами, хотя и видели их в числе своих предшественников. Правда, в основе обоих направлений лежит отталкивание от европейской культуры - как дряхлой, гибнущей, - и признание будущего за Россией. Но славянофилы полагали, что Россия должна возглавить европейское (и всего мира) развитие; от Европы славянофилы Россию никоим образом не отделяли: они шли от представления Гегеля об истории как едином общечеловеческом процессе. Напротив того, по мнение евразийцев, России надлежит противопоставить себя Европе, предпочтя кровные связи с азиатами, «родство с прадедушкой Чингис-ханом» (А. Кизеветтер), союзу с братьями во Христе. Для славянофилов вопрос стоял о том, какую роль славяне будут играть в жизни Европы; для евразийцев речь шла о мощи России, почувствовавшей в себе ифу азиатской крови и при опоре на азиатский потенциал противопоставившей себя Европе:
Мильоны - вас.
Нас - тьмы и тьмы и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы!
Да, азиаты - мы, -
С раскосыми и жадными очами!
(А.Блок «Скифы», 1918)
Евразийцы полагали, что отнюдь не восточные славяне, но туранские и монгольские племена своими военными походами объединили те территории, которые составили тело Российской империи. Но более того: поскольку «сожительство русских с ту-ранцами проходит красной нитью через всю русскую историю», мы должны ощущать внутри самих себя этот «туранский элемент», должны чувствовать себя «туранцами»...
Жесткая рука власти
Евразийские доктрины отводят в развитии культуры ведущую роль государству. Это не должно нас удивлять: Россия обладает огромной территорией (география - ключевой фактор для евразийцев), а «освоение больших пространств - притом пространств степных и лесостепных - требует крепкой государственной организации, сильной и жесткой правительственной власти».41 При этом прообразом евразийского государства для представителей данного направления является средневековая империя монголов; отсюда их противостояние всякого рода сепаратизму и требование единодержавия, монархии для России.
И здесь снова хочется обратиться к идеям евразийцев. «Устойчивая евразийская форма государства и власти, - утверждает Г. Вернадский, - это форма военной империи».42 Таковы были империи монголов, Московское царство и Российская империя Петербургского периода; это не говоря уже об СССР, также «евразийском» государственном образовании. И в том, что в нынешней России милитаризация пошла полным ходом - снова обнаруживается не столько чья-то личная воля, сколько неотвратимая евразийская логика.
Взгляд евразийцев на носителя власти в России двойственен. С одной стороны, как выше говорилось, с образованием и развитием евразийской державы они связывают фигуру Чингис-хана, восточного деспота. С другой - в их сочинениях порой возрождается исконно русская мечта о христианском правителе, святом князе, несущем тяжелый крест власти и готовом к мученичеству за Христа.43 В воззрениях евразийцев сосуществуют прагматизм и некий мистицизм: так, им не чужда вера в то, что благоденствие государства зависит от благочестия или пороков князя.
Здесь конец наших заметок смыкается с их началом, где мы задались вопросом, почему посткоммунистическая российская власть столь охотно поддержала восстановление храма Христа Спасителя. Тоновский храм - символ православной империи; когда в российском общественном сознании советская тенденция уступит место тенденции евразийской, центральный храм Москвы с полным правом сможет вновь рассматриваться как символ русского духа. Весь вопрос сейчас в том, насколько евразийская идеология будет тотальной.
Наталья Бонецкая
Примечания
29 Бердяев Н. Евразийцы. - «Путь», 1926 г., № 1. Париж, с. 101.
30 Там же. с. 104.
31 Там же. с. 105.
32 «Отрицание духовного аристократизма, отрицание сложности мысли, бескорыстного созерцания и творческой проблематики есть большевизм». - Там же.
33 Там же. с. 102.
34 После визита Путина в Монголию стали поговаривать о присоединении к этому союзу и Монголии.
35 Бицилли П.М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света. - «Евразия», с.88.
36 «Евразия», с.74.
37 Там же. с. 76.
38 Бицилли П.М. «Восток» и «Запад»...с.91.
39 Кизеветтер А. Славянофильство и евразийство. - «Евразия», с.21.
40 Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре. - «Евразия», с.81.
41 Вернадский Г.В. Начертание русской истории. -«Евразия», с. 106.
42 Там же. с. 107.
43 Обе фигуры взяты из средневековой истории и прототипичны.