Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=290
Распечатать

Янош Дарваш. Музыка графа фон Сен-Жермена



Достопримечательный концерт в Эккернфьорде

Люди, интересующиеся личностью таинственно­го графа фон Сен-Жермена, сталкиваются с мно­жеством загадок. Без сомнения, какие-то события из его жизни подтверждены документально, но на протяжении XVIII столетия его образ то пропадает из поля зрения, то вновь появляется, так что ре­альную картину едва ли можно себе представить. Заметки о нём - скептические и уважительные, достойные внимания и фантастические - можно обнаружить во множестве мемуаров и писем, яв­ляющихся выдающимися свидетельствами того времени. Реальность его личности и необыкновен­ное впечатление, которое он на всех производил, не оставляют никакого сомнения. Однако обшир­ная литература о Сен-Жермене во многих отноше­ниях остается интригующе запутанной.

Прибалтийский городок Эккернфьорде - по­следнее местожительство графа - является тем местом, где реально заботятся о сохранении па­мяти о нём. В своё время ландграф Карл фон Гессен, который считал себя учеником Сен-Жер­мена, пригласил сюда стареющего алхимика и дипломата, обладающего незаурядными способно­стями в области химии, для руководства мануфактурами. Влажный климат городка оказался не­подходящим для здоровья старого мудреца. Он умер в 1784 году и был погребён в местной церкви Святого Николая.

Не удивительно, что в Эккернфьорде и его окре­стностях в самых различных кругах отмечается жи­вой интерес к личности графа фон Сен-Жермена. В 1984 году, по случаю 200-летия со дня его смерти, в большом зале ратуши состоялся доклад иссле­дователя жизни и деятельности Сен-Жермена Хартмута Ферфюрдена из Киля, на который собралась широкая аудитория, включающая теософов раз­личного толка, любителей местной истории, воз­можно, «вольных каменщиков» и, конечно, антро­пософов, а также большое число горожан.

Сен-Жермен был не только великим алхимиком и эзотериком эпохи Просвещения, он обладал также музыкальным дарованием виртуоза-скрипача и композитора. Разумеется, едва ли кто-либо компетентно исследовал эту тему. Об ис­полнении его сонат и соло для скрипки - кроме, конечно, выступлений самого графа в Лондоне, где его музыкальные произведения тогда же и были изданы, - до сих пор не было известно. Ис­ключение составляет один вечер, на котором ис­полнялись вокальные произведения графа. Цикл песен и арии из незаконченной им оперы были исполнены в 1940 году в Лос-Анжелесе.

Виолончелист Маттиас Хан-Энгель, поселив­шийся несколько лет тому назад в Эккернфьорде, решил исследовать музыкальное наследие графа. Когда ему в руки попали микроплёнки всех из­вестных до сих пор музыкальных произведений графа, находящихся в Британской публичной библиотеке, Хан-Энгель понял, что перед ним со­чинения не одарённого дилетанта, но очень про­фессиональные, и к тому же художественно само­бытные произведения, написанные в стиле эпохи позднего барокко и ранней классики.

Благодаря этим музыкальным произведениям Хан-Энгель смог приблизиться к индивидуально­сти, которая оставалась скрытой завесой тайны. Независимо от скептически-рационального отно­шения тех, кто хочет видеть в Сен-Жермене про­сто шарлатана, независимо также от эзотериче­ского подобострастия по отношению к «взошед­шему мастеру» - как его временами называют в теософской литературе, - ему открылись врата искусства, как возможность плодотворной встречи с загадочной мировой мудростью. Хан-Энгель нашёл единомышленников в лице музыкантов и ра­ботников муниципалитета города Эккернфьорде, готовых принять участие в организации концерта, включив исполнение произведений графа Сен-Жермена в программу торжеств по случаю празд­нования 700-летия со дня основания города. Ве­чером 28 апреля 2002 года в переполненной церкви Святого Николая впервые прозвучали избранные инструментальные произведения графа Сен-Жермена. Из «Шести сонат для двух скрипок» и «Семи соло для скрипки» было исполнено по два произведения. Кроме того, Хартмут Ферфюр-ден поделился с публикой своими исследования­ми, посвященными жизни и творчеству графа. Ан­самбль «Феникс» (Маркус Хонеггер - 1-я скрипка, Торстен Манкопф - 2-я скрипка, Артур Вейнбреннер - чембало и Маттиас Хан-Энгель - виолон­чель) исполнил часть струнного квартета.

Маттиас Хан-Энгель характеризует своё собст­венное переживание музыки графа следующими словами: «Когда долгое время ищешь сокровище, то найдя его, поначалу считаешь его драгоцен­ным, даже если его действительная ценность не оправдана. Только через некоторое время насту­пает отрезвление: сокровище оказывается не столь ценным или обесценивается, становясь ре­альностью. Не так обстоит дело с найденным «со­кровищем» музыки графа Сен-Жермена. Во время исполнения сонат меня каждый раз всё больше и больше очаровывала ясность его музыки, которая представляет собой не только полифоническую конструкцию, но является сообщением, расска­зом. Я спрашивал себя, не следствие ли это моей собственной эйфории от находки «сокровища», которая, воодушевив меня, не может длиться дол­го. Но каждое новое исполнение и прослушивание этой музыки убеждало меня в том, что я имею де­ло с композитором, безгранично любящим все су­щее и своими музыкальными образами желаю­щим открыть другим путь, следуя которым, можно многое увидеть.».

Слушатели, собравшиеся в церковном зале, могли воспринять далёкие миры, открывавшиеся благодаря внутренней силе воздействия великой индивидуальности, стимулирующей и инспири­рующей современное, самостоятельное духовное углубление.

Янош Дарваш
Das Goetheanum № 24/2002
Перевод с нем. А.Л.