Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=284 |
Распечатать |
Трагичность ситуации
Тот, кто хочет понять современную жизнь, должен обращаться к прошлому. Тот, кто хочет понять причины ситуаций, в которых сегодня оказываются люди, должен принимать во внимание духовную жизнь человека между последней смертью и рождением. Особенно сложно понять причины переживаний человека в этот период из-за недостаточного развития его сознания.
Рудольф Штайнер указывает, что бесчисленное количество так называемых умерших, уходя с земного плана, попадают в чуждую для них форму существования совершенно неподготовленными, и потому должны жить в духовном мире в темном, запутанном состоянии сознания. Внутренние задатки и силы, необходимые им для нового земного бытия, которые они могли бы получить с помощью благих духовных существ, остаются, таким образом, неразвитыми. Они возвращаются на Землю преждевременно, не вооружившись совершенными способностями.
Начало этой трагической ситуации было положено несколько веков назад, и затем, вследствие «бездуховного» мышления и образа жизни, она все более овладевала людьми. Сегодня большинство людей, населяющих Землю, испытывают последствия этого несовершенного бытия до рождения и их человеческие и социальные способности не соответствуют тем требованиям, перед которыми они поставлены в сегодняшнем бытии.
Нынешняя жизнь со стрессами, конкуренцией и стремлением к авторитету вызывает у «сильнейших» чувство превосходства, у менее «сильных» -покорность судьбе. У большинства людей усиленное переживание Я ведет к повышенной раздражительности и, соответственно, к уязвимости, давая повод к разного рода конфликтам. Исследователи стрессов и конфликтов, психологи, психиатры, медсестры, учителя, работники социальной сферы, историки и пр. наблюдают сегодня острейшие столкновения между соседними народами, поколениями, супругами, партнерами, молодыми людьми, начальниками и подчиненными, друзьями и коллегами во всевозможных учебных заведениях и на рабочих местах.
Во всех этих социальных конфликтах самым ужасающим образом проявляется бессовестность людей, которую можно выявить, например, читая судебные протоколы. Законодательные предписания и неписанные правила поведения человека, ранее признававшиеся само собой разумеющимися, теперь все больше рассматриваются как препятствия, стоящие на пути частного интереса, которые необходимо преодолеть.
Посмертные странствия в обратном направлении
Через несколько дней после смерти человек входит в переживание, которое имеет огромное значение для его последующего бытия: он узнает, каким образом действовали на окружавших людей его собственные слова и поступки, совершаемые им в его земном бытии. То, что он начинает видеть и слышать, - не является тем, что он сам ощущал, говорил или делал, но тем, что переживали в отношении него и его поведения другие. Добро и зло, совершенные им раньше, выступают перед ним так наглядно и конкретно, как только возможно. Для большинства людей это переживание очень болезненно, но несет с собой самопознание и внутреннее очищение. В мировых религиях его обозначают как «камалока» или «чистилище». Оно происходит в «лунной сфере», куда человек попадает после своей смерти. Это продолжается приблизительно треть времени от прошедшей жизни. В течение того же отрезка времени земной жизни мы спим, бессознательно прорабатывая во сне свои дневные переживания. Результаты этой проработки мы получаем в сознании после смерти. В следующей земной жизни человек обычно не может вспомнить эти переживания, но их последствия могут и должны в нем проявиться: то, что мы называем своей совестью, усиливается, делая нас зависимыми в отношении определенных действий, и влечет за собой другие поступки.
В Кармических лекциях, где Р. Штайнер описывает судьбы многих людей, рассказывается, как известный немецкий ученый, умерший в 1896 году, после своей смерти вообще не мог воспринять или понять духовный мир и его сущностей, у него было ощущение, «как будто он живет в чужой стране и никогда не учился ее языку: он не понимал других, а они его. Приблизительно то же происходит с современным человеком, когда после смерти он совершает странствие в обратном направлении жизни». Выражаясь другими словами, описанные здесь посмертные переживания, являющиеся в социальном отношении основополагающими для новой инкарнации, для многих современных людей могут проходить незамеченными - но с трагическими последствиями для новой земной жизни.
Единственным средством исцеления всеобщего «морального заболевания» может служить духовный образ жизни и мышления, но вопрос состоит в том, каким образом вообще возможен такой «поворот» развития цивилизации.
Новое ясновидение
У большинства современных людей высшие члены существа: эфирное тело (жизненная организация), астральное тело (душевная организация) и Я - очень сильно срастаются с физическим телом. В древние времена это было иначе. Отношения членов существа друг к другу были более слабыми. Эфирное тело тогда не было так сильно связано с физическим, существовало инстинктивное «ясновидение». Ибо, если эфирное тело до определенной степени освобождено, оно приобретает способность воспринимать сверхчувственную действительность посредством отражения. Если такое освобождение эфирного наступает через несчастья, шок и подобное, то и современный человек за несколько минут или даже секунд способен пережить состояние, граничащее со смертью, увидеть свою «жизненную панораму» или иной мимолетный сверхчувственный феномен. Из-за господствующего сейчас образа мышления такие переживания рассматриваются многими исследователями не как «сверхчувственные», но как обусловленные особыми функциями мозга. Сильная связь с физическим телом создала для человека возможность достижения Я-сознания и способностей мышления, породивших современную цивилизацию и существующих сегодня повсюду на Земле. Просматривая мировую историю, можно понять, что это развитие необходимо и исполнено смысла.
В цикле лекций «Действие духовных существ в человеке» Р. Штайнер описывает нынешнюю духовную ситуацию человечества так: «Связанность эфирного тела с физическим находится сегодня на высшей точке развития. Поэтому никогда еще не был так низок процент людей, имеющих сверхчувственные переживания. Но ход развития человечества идет таким образом, что происходит повторное отделение эфирного тела. Оно происходит уже сейчас. Эфирное тело вновь выступает, становясь самостоятельнее, свободнее и в будущем вновь окажется вне физического тела, как в прежние времена». В том же цикле лекций такой процесс освобождения охарактеризован как «тайна нашего культурного времени».
Это центральное событие, видимо, может произойти двояким образом и со многими нюансами: в радикальном отторжении эфирного тела, выражающемся в действительном ясновидении, и в методически подготавливаемом развитии «мышления, свободного от тела». В последнем случае речь идет о частичном отделении эфирного, прежде всего в области головы. Если это произойдёт, то в итоге человек сможет понимать спиритуаль-ное содержание, сопереживать и соединяться с духовным миром. Эта переходная фаза свободного от тела мышления имеет особое значение для человека, который хочет идти путем духовного ученичества. Она позволяет ему совершить работу над внутренним моральным развитием, которое ему необходимо, чтобы здоровым образом осуществлять вход в сверхчувственные сферы. Но надо учитывать, что такое развитие требует времени: иногда это достигается в течение всей жизни, даже в течение нескольких жизней.
Антропософы ведут работу во многих направлениях: в вальдорфских школах, больницах, лечебно-педагогических организациях, биодинамическом сельском хозяйстве, общинах христиан и других сообществах. Во многих случаях эта работа уважается и высоко ценится. Но ожидаемого «поворота» в педагогике, медицине, сельском хозяйстве и пр. - то есть во всей современной цивилизованной жизни - до сих пор не происходит. «Тайна нашего культурного времени» остается непознанной.
Люди, не связанные с антропософией и не знающие о существовании антропософских организаций, иногда парадоксальным образом привносят для открытия этой «тайны» больше, чем ученики Штайнера. Приведу один пример.
Необычная судьба американца: переживание близкой смерти...
Даннион Бринкли, родившийся в 1950 году, называет доминирующей особенностью своего детства и юности необыкновенную агрессивность. По его собственным словам, он принимал участие в 6000 потасовок, которые сам же часто затевал. Закончив школу и службу в армии, он работал во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Его официальным назначением было «устранение военно-политического персонала враждебных сил». Другими словами, он служил государственным убийцей. По его собственным показаниям, он был нацелен на то, чтобы убивать десятки людей. После возвращения на родину он получил задание организовать секретную транспортировку оружия в Центральную Америку, занимаясь одновременно и собственной коммерческой деятельностью. 17 сентября 1975 года, при телефонном разговоре во время сильной грозы, он был поражен молнией. Его подбитая гвоздями обувь осталась на полу, а тело отлетело под потолок и упало на землю. В госпиталь его привезли без дыхания и пульса. Его признали умершим и накрыли простынёй. Он находился в состоянии «клинической смерти», при которой из всех жизненных функций остается лишь некоторый обмен веществ. Бринкли пережил это состояние будто бы извне, совершив затем переход в другой мир. Его переживание близости смерти похоже на то, что описывают и другие люди, но во многих отношениях оно все же особенное. Оно простирается до таких глубин, которые до этого вряд ли переживались, а его выздоровление, в связи с тяжелыми ожогами, было невыносимо мучительным.
Многие исследователи придерживаются того мнения, что кора головного мозга человека, находящегося в состоянии клинической смерти, может жить не более 5-6 минут. «Клиническая смерть» Бринкли продолжалась 28 минут, и его переживание достигло тех глубин, которые редко описывались другими людьми. В его сознании произошел не только тот краткий обзор прошедшей жизни, который имеет место при переживании близости смерти, он совершил продолжительное странствие назад, которое следует в случае «действительной» смерти. В первую очередь он пережил то, что претерпели другие люди вследствие его преступлений и злодеяний. Особенно поразила его смерть одного вьетнамского офицера, которого он убил из оружия с оптическим прицелом, когда тот стоял перед своим войском. Бринкли видел ужас солдат, на глазах которых разорвалась голова главнокомандующего, пережил посмертное отчаяние убитого, узнал, какое жалкое существование должна была затем влачить его вдова с детьми. Подобным же образом увидел он смерть многих других своих жертв и последствия этого, а также судьбы людей, которые встречались в его жизни. Он узнал и то, какие плоды принесли его скудные добрые поступки.
После этих исполненных страдания переживаний он был введен в мир, где высшие духовные сущности показали ему, как он, полностью изменив свою жизнь, может служить и помогать людям. Он должен был заново начать свою земную жизнь. Его выздоровление было связано с невыносимыми болями. Долгое время в бодрственном состоянии он чувствовал себя таким образом, как будто он беспрерывно заживо сгорает. Деятельность сердца иногда прерывалась, что постоянно влекло за собой род коллапса, потому что мозг не снабжался кровью. Но повреждения мозга он избежал. Несмотря на боли, он мог иногда спать. Он описывает, как во время сна постоянно общался с сущностями света, которых встретил во время своей клинической смерти.
...и соучастие в жизненных проблемах других
Вскоре после удара молнии он заметил, как под воздействием переживаний, происходивших во сне, у него развивается новая способность. При встречах с другими людьми он постоянно ощущал, что внутренне «видит» их биографии и насущные жизненные проблемы. Поначалу речь шла об особом роде соучастия. Затем его переживания стали более образными, похожими на демонстрацию фильма. Одним из первых, кому он рассказал о своей новой способности, был Раймонд Моуди, с которым он тем временем подружился. Поначалу Моуди отнесся к его рассказу скептически. Однажды в ресторане они провели эксперимент. Бринкли попросил разрешения у официантки немного подержать ее за руку. Она разрешила. Он тотчас же увидел «фильм», из которого узнал, как ее друг обманывает ее с ее лучшей подругой. Он рассказал ей об этом в подробностях, и она призналась, что уже давно это подозревала. Но Моуди все еще сомневался. Они повторили тот же эксперимент в ресторане с другими людьми. Все описания Бринкли соответствовали действительности. Участники были глубоко поражены, Моуди убедился в его способности.
Шведский врач Йёран Грип, очень тщательно занимающийся вопросами переживаний людей на пороге смерти, сообщает о другом случае, который произошел летом 1994 года на конференции в Осло. Одна женщина, слышавшая о способностях Бринкли, хотела поговорить с ним о том, что ее волновало больше всего. Но в начале разговора её охватила такая робость, что она не смогла произнести ни слова. Бринкли пришел в замешательство, но овладев собой, взял её за руки и в точности описал ту проблему, о которой она хотела ему поведать. Он не обещал ей её разрешить, но указал, как она сама может с этим справиться.
Еще до полного физического выздоровления Бринкли стал добровольным общественным сотрудником в различных хосписах, где старые люди могут найти уход и поддержку. Людям, подавленным своим состоянием, он пытался дать немного радости в жизни и надежду на бытие после смерти. Его рассказы о своих собственных духовных переживаниях были действительным утешением для многих. А так как он часто сидел рядом с умирающими, то получил имя «косарь» («смерть»). Многие пациенты страшились смерти, а потому пугались, когда он к ним входил. Особенно трудным было совместное пребывание с наркоманами, алкоголиками и теми, кто в дополнение к физическим страданиям были обременены страданиями совести. Но несмотря на это, Бринкли получал глубокое удовлетворение от этой работы и все больше ценился персоналом и пациентами. «Умирать с умирающими» он считал своей задачей и иногда имел те же «паранормальные» переживания, что и они. Опишу один случай.
Смертельно больной пациент по имени Альберт не знал, насколько серьезно его состояние. Однажды вечером он услышал спокойную, величественную музыку. Бринкли удостоверился, что ни рядом с ним, ни по телевидению или радио не игралась музыка. Сам он тоже услышал звуки. Медсестра, к которой он обратился, не слышала ничего. Альберт засмеялся и сказал: «Эта музыка для нас двоих: для меня и тебя. Мы единственные, кто может её слышать». Бринкли был убежден, что звуки идут из духовного мира и Альберта скоро «заберут». На следующий день Альберт сказал: «Я иду за музыкой» - и через несколько минут умер.
В состоянии клинической смерти и последовавших за ним переживаниях во сне Бринкли, как он рассказывает, получил задание от духовных сущностей создать для ищущих людей, имеющих слабое здоровье своего рода центр, который мог бы способствовать получению исцеляющих сверхчувственных переживаний. Ему представлялось, что это могло бы стать той медицинской помощью, какую получали пациенты в храме Эскулапа в античной Греции. Бринкли рассматривал это как собственную жизненную задачу и хотел справиться с ней с помощью современной технической аппаратуры, среди прочего - с помощью специально сконструированной кровати. Его «задание» стало новым, когда из-за болезни сердца ему пришлось перенести операцию, и он снова прошёл состояние клинической смерти. После своего второго выздоровления он вновь стал работать. Он сообщал о хороших результатах своей работы и о трудностях, с которыми встречался.
Между тем Бринкли стал личностью известной. В Америке он участвовал в целом ряде радио- и телевизионных передач. В России во времена Ельцина перед миллионной аудиторией он вместе с Моуди рассказывал о своих жизненных опытах. Не получив в свое время академического образования, он стал членом группы американских экспертов, которая по поручению «Национального института здоровья» занималась исследовательской работой в вопросах связи тела и души.
Образ жизни и мышления, согласный с духом
Многие переживания близости смерти менее драматичны, чем у Бринкли. Но в тысяче случаях, описанных документально, они почти всегда имели далеко идущие последствия. Среди исследователей, занимающихся этими последствиями, я упомяну психолога Кеннета Ринга и детского врача Мелвина Морзе. Ринг разговаривал с сотнями людей, имевшими переживание близости смерти, и благодаря интервью, анкетам и переписке близко познакомился с 111 из этих людей. Среди прочего, он представил описания последствий этих переживаний не только тех людей, с которыми это произошло, но и их друзей и родственников. После таких переживаний люди больше понимают и ценят ближних, помогают им. Их склонность к самоотверженности выражается в отказе от алчности, карьеризма и тому подобного. Но это отнюдь не приводит их к погружению в себя. Напротив, их понимание земных ценностей: красоты природы и искусства - усиливается, равно как и чувство ответственности в профессиональной и семейной жизни, по отношению к другим людям и всей цивилизации в целом.
Морзе, как детский врач, изучал переживания близости смерти и их последствия у детей, затем его исследования распространились на взрослых, которые имели такое переживание в детстве. С помощью многих компетентных советников и ассистентов был собран обширный материал. Морзе задокументировал некоторые особенности этих людей: они вели здоровую жизнь (использовали разумную диету, осмотрительность при употреблении лекарств), переживали меньше психологических затруднений, были менее рассеянны при работе, менее подвержены депрессиям и состояниям страха. Они больше склонны к благотворительности, к работе с больными людьми, к профессиям, связанным с социальной деятельностью.
Оба эти исследователя цитируют рассказы людей, которые в состоянии клинической смерти имели встречи с разного рода духовными существами: близкими им умершими, ангелами, а в особых случаях - с сущностью света, которая излучала сверхчеловеческую любовь (рассказчики называли её «Бог», «небесный Отец», «Иисус Христос» и др.). Морзе и Ринг подчеркивали, что последствия этих переживаний действовали на протяжении всей жизни. Важным было и то, что страх смерти, который испытывают сегодня многие люди, у них был приглушен или вообще исчез.
Особо следует остановиться на «паранормальных» способностях, которые часто проявляются и остаются благодаря переживанию близости смерти. Этим феноменом, по утверждению Морзе, обладают и другие люди, но они в четыре раза чаще проявляются у тех, кто побывал на грани смерти. Речь идет о различного рода телепатии, предвидении малых и больших событий и т.д. Ринг и Морзе открыто убеждены в том, что подобные сообщения истинны и серьезны.
Обобщая, можно сказать, что большое число людей, которые констатируют у себя глубокие изменения, связывают их с пребыванием на пороге смерти. Все они описывают это таким образом, что в течение нескольких минут они пережили другой мир, не похожий на мир обычного бытия. Этот опыт они ощутили как нечто грандиозное, воспоминания о нем не стираются из памяти, в отличие от многих других воспоминаний, они остаются неизменными.
Такое переживание ведет в большинстве случаев не к усилению интереса к какой-либо традиционной религии, но приводит к тому, что человек становится «спиритуальным». Наверное, это можно выразить таким образом: люди практикуют в определенном смысле «духовный» образ жизни и мышления.
Отделение эфирного тела
Переживания близости смерти являются отчетливым свидетельством «тайны современного времени» - отделения эфирного тела. Р. Штайнер со всей серьезностью подчеркивал, что вхождение в сверхчувственные миры должно быть подготовлено морально-духовным обучением, иначе может быть нанесен ущерб душевному и даже физическому здоровью ученика. Но здесь возникает и нечто иное. Сначала совершенно неподготовленные люди имеют глубочайшее духовное переживание, и лишь затем - почти всегда - следуют условия для здоровой, этически обусловленной жизни. О чем здесь идет речь? Можно подумать, что сегодня образ жизни многих людей тотально «завязан» на физическом теле и радикальное эфирное освобождение возможно только через болезни или пришедшее извне несчастье. Выбор лиц, с которыми это происходит, совершается не живущими на земле людьми. Только духовный мир и населяющие его существа могут взять на себя такую ответственность. Этот выбор не может происходить произвольно. По законам духовного мира из человека можно извлечь только то, что в нем заложено. Внимание направлено на его прошлые земные жизни, на его карму. Загадочные переживания близости смерти и их последствия можно понять, рассмотрев их с антропософской точки зрения.
Опираясь на заключения Ринга и других исследователей, можно увидеть, что описанные здесь переживания людей всего мира в основном схожи (различия, обусловленные религией и культурными традициями, не имеют решающего значения). Ученые Gallup - института, чьи предельно точные исследования базируются на огромном материале, пришли к выводу, что приблизительно пять процентов взрослого населения Америки, т.е. 8 миллионов человек, имели такие переживания. Если это процентное соотношение взять в мировом масштабе, то мы получим более 100 миллионов подобных людей. Их действия имеют огромное значение. Но их невозможно увидеть раньше времени.
Ясно одно: зло, которое приносит материалистический образ жизни и мышления, сегодня распространяется очень быстро - здесь, на Земле, а также в духовном мире. Спиритуально мыслящие люди исполнены надежды, что раньше или позже материализм будет преодолен. Но возможно ли это вообще? Об этом я буду говорить в дальнейшем.
Франс Карлгрен
Das Goetheanum №46/2002
Перевод с нем. М.К.