Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=282 |
Распечатать |
О психопатологии дьявольских владык
В историческом становлении человечества, как и в человеческой жизни, мы обнаруживаем феномены, которые по своей силе и последствиям даже спустя десятки или сотни лет остаются необъяснимыми для земного рассудка. Чаще всего для этого избираются личности, через которые, благодаря их особенным способностям или предпосылкам судьбы, проходят добрые или разрушительные силы. Внимательное изучение их биографий даёт возможность близко познакомиться с этими глубинными влияниями, а в случае негативных сил - с «техникой зла».
В западной культуре довольно хорошо изучены биографии так называемых «монстров»: Нерона, Ленина, Сталина, Гитлера. Те, кто имеет опыт наблюдения психопатологических феноменов, могут ясно представить себе некоторые события человеческой истории. Чаще всего существовали определенные «исключительные ситуации», которые побуждали упомянутых лиц к разрушительной деятельности.
Биографические падения...
На 17-ом году жизни, то есть в середине третьего семилетия, когда, как сообщает Штайнер, начинает присоединяться Я из последней инкарнации, в жизни Гитлера и Ленина произошли события, ставшие основанием для проводимых ими впоследствии актов разрушения.
После посещения в 1906 г. оперы Вагнера «Риенци», за 33 года до начала Второй мировой войны, Гитлер имел в Линце некий род видения своей будущей миссии по отношению к немецкому народу. Он сообщил о ней своему окружению совершенно иным, чем обычно, языком. Это послужило для него началом всё усиливающейся одержимости чуждыми силами, что становится понятным при изучении его биографии. У Ленина в том же возрасте (1887 г.) было два глубоко потрясших его переживания, которые легли в основу его дальнейшей деятельности и развили в нем непреодолимую ненависть к царскому режиму и «буржуазии». Одним из таких событий была казнь его старшего брата, который в 1887 году участвовал в неудавшемся заговоре с целью убийства царя Александра III. Второе событие произошло в том же году: Ленина исключили из Казанского университета за участие в студенческих волнениях, что погубило его дальнейшую гражданскую карьеру. Известно, что важнейшие решения Ленин принимал в состоянии «сомнамбулизма». Из жестокости его абстрактного мышления медленно исходит всё более волюнтаристский, но конкретный терроризм. Когда Ленин стал массовым убийцей? Без сомнения, террор является последствием всего мышления Ленина, но первоначально это был чисто мыслительный терроризм. До 26 октября всё происходило сравнительно бескровно, у него на совести не было ни одного убитого. Троцкий рассказывает об одном интересном эпизоде. Вскоре после захвата власти Центральный комитет заседал в прокуренной комнате Смольного: серо-зелёные, невыспавшиеся лица, горящие глаза, грязные воротники. Все решения были приняты, по словам Троцкого, как во сне, во всём «присутствовало нечто сомнамбулическое, лунатическое». Наконец, Ленин говорит Троцкому: «Знаете ли, сразу после нелегальности и преследований - к власти...», - потом продолжает по-немецки: «Es schwindelt» (кружится голова), - и крестится. Если обратить внимание на то, что кровопролитие при Ленине и Троцком началось именно с тех пор, вспоминаются и эти психологические предпосылки. Поначалу кажутся нереальными насильственные фантазии, возможность их распространения, политическая мотивация массовых убийств». (Ханс-Петер Шварц «Лицо столетия. Монстры, спасители и посредственности», Берлин, 1998)
...и общественные потрясения
Далеко на востоке, в Китае, в XIX столетии, то есть задолго до разрушительной «Культурной революции» Мао, происходили события, которые привели к огромным потрясениям в жизни китайского народа. Так, например, достоверные источники сообщают, что в конце XIX столетия в Китае произошли две опустошительные опиумные войны: каждый десятый китаец был курильщиком опиума, а каждый двадцатый - опиумным наркоманом. (Рудольф Штайнер этим событиям посвятил две важные лекции, к которым мы позже ещё вернёмся.) Между первой опиумной войной (1839 - 1842) и второй (1856 - 1860) произошло событие, которое вошло в историю человечества как Тайпинское восстание (1850 - 1864), когда почти за 15 лет было уничтожено 20 миллионов людей. Оно было самой большой войной XIX столетия и самой большой гражданской войной в истории человечества. Почему это произошло? Такая высокоразвитая в культурном и хозяйственном отношении страна, как Китай, с XVIII столетия медленно, но неуклонно, приходила в упадок и самым позорным образом подавлялась западными странами. В этом болезненном климате неожиданно, как бы из ничего, возникает некий «святой» по имени Хун Сю-Цюань (1814 - 1864), который за несколько месяцев столкнул громадную часть страны в еще более глубокий хаос. Мало кому известно, что эта революция была «христианской», что её сторонники хотели через переделанный на китайский лад фундаментальный протестантизм сместить конфуцианскую систему, чтобы построить для всех людей христианское царство равенства и братства, почти так же, как через 80 лет, когда Мао начал проводить крестьянскую революцию - марксизм-ленинизм, основанный на чуждых идеалах.
Демонический Мессия...
Кем же был, собственно, этот Хун Сю-Цюань? Хотя он не был художником, как Гитлер, но пытался сдать определенный экзамен, который в 1837 году провалил в третий раз. После целого дня самобичевания перед своими родителями, он душевно сломался, впав на 40 (!) дней в психическое забытьё. В своих галлюцинациях он видел себя вознесённым на небо. Там он был приведён к благообразному старцу с золотой бородой, сидевшему на троне. Ему вручили скипетр и меч и поведали о его задаче: очистить Землю от демонов и проповедывать истинное учение. Когда через 40 дней он очнулся, его характер в корне изменился. Теперь он чувствовал себя чистым и могучим, ступал с никогда ранее не проявлявшимся чувством собственного достоинства. В 1843 году он в четвёртый раз провалился на экзамене, но на этот раз его гнев был направлен не на самого себя, а на господствующую систему демонов Мэнь - Шэнь. Для дальнейшего развития его «карьеры» решающим стало его ознакомление с вводным курсом в христианство по прочтении книги, подаренной ему одним протестантским миссионером. Это сочинение, первоначально составленное китайским обращенцем, повествовало об «апокалиптическом кризисе» в мире, о приходе Мессии и о новом Небесном царстве на Земле. У него как будто пелена упала с глаз: это о нём! Старик с золотой бородой был Иеговой, признавшим его «младшим братом Иисуса», который должен уничтожить демонов Мэнь-Шэнь, конфуцианизм, буддизм и даосизм и построить на Земле царство Бога. Для этого нужно было провозгласить время «Великого благоденствия» (Тай-пин).
Демонические шлюзы открылись! Он основал общество «богопочитателей», которое 11 января 1851 года в день его 38-летия, т.е. на втором лунном узле, провозгласило его «Небесным царём». Уже до этого события его последователи превратились в наказующую армию, которая летом 1850 года сожгла свои дома и отправилась в богатые провинции Янцзы с жёнами, детьми и своим «Моисеем». Там к ним присоединились тысячи обнищавших крестьян, угольщиков и бродяг, так что за несколько лет очи превратились в двухмиллионную фанатичную, но дисциплинированную армию, побеждающую правительственные войска.
Остальное можно рассказать достаточно быстро. Как это часто бывало в истории человечества, всё пришло к постепенной деградации, и правительственные войска с помощью западных союзников после долгой борьбы одержали победу. Ещё в то время, когда Тайпинская армия после победных походов стала оседлой, «Небесный царь» и его «нижние царьки» - приближённые в явном противоречии со строгими моральными законами, установленными для простого народа, начали жить в роскоши и многоженстве (как и в эпоху Мао). Уже в 1856 году среди них началась борьба за власть, в которой они уничтожали друг друга. Сам Хун всё больше терял связь с реальностью (что можно наблюдать и у некоторых последующих «монстров»). Несмотря на это, потребовалось ещё целых восемь лет, пока восстание было полностью подавлено. Уже во время военных действий французы и англичане воспользовались случаем и начали вторую опиумную войну, в ходе которой хотели поделить Китай «как дыню» (Конрад Зейтц «Китай. Мировая сила возвращается», Берлин, 2002).
С уходом Хуна обычный порядок в Китае не восстановился. Наряду с уже упомянутой опиумной войной, Россия и Япония также выступили в качестве гегемонических сил. В 1900 году произошло легендарное восстание «боксёров», которое было жестоко подавлено экспедиционным корпусом правительственных войск. После падения последней династии Цин пришло время военачальников. За власть в стране боролись две партии, обе имели отношение к Советскому Союзу: партия гоминьдан под предводительством Чан Кай-ши, который позже бежал на остров Формоза (Тайвань), и крестьянская партия Мао Цзе-Дуна, который всё более отходил от советской модели и в конечном счёте победил.
...и господин бесхозяйственности
Здесь стоит задержаться на одном аспекте личности Мао. Этот упаднический «бог» олицетворял то, что в средневековой Европе называли «Господином бесхозяйственности». «Господин бесхозяйственности» был пародией на существующие хозяйственные и общественные связи и становился единственным господином в доме на время определенных празднований, как, например, Двенадцать Священных Ночей (Священных мыслей) и др. После окончания срока «господин бесхозяйственности» снова возвращался к своей черной работе и всё становилось, как прежде. Эта парадоксальность, которая в короткие сроки делала из учеников мастеров, из женщин - мужчин, образует принцип китайского мышления. Если почитать Лао-цзы, можно узнать, что в каждом есть зерно его собственной противоположности, что для прямолинейного европейского мышления часто кажется парадоксальным.
Мао фатальным образом перенял эту жизненную мудрость китайской философии, перемешав её с западным социализмом. «Таким способом, ограниченную концепцию бесхозяйственности он развернул до авантюры восстания. При Мао прежние хозяева и работники не должны были занимать свои места. Он не признавал их преимущественного положения, считая, что их свержение означает освобождение общества. По его мнению, обычный порядок не должен был восстановиться. При нём не праздновалась двенадцатая ночь, которая завершает Рождество. Мао считал волю большинства людей слишком слабой, а их мужество и страсти ограниченными. А потому он считал, что должен добиться невозможного, отобрав у них способность мыслить. Его действия не подлежали критике. Для этого он был слишком убеждён в своём собственном всезнании» (Джонатан Спенс «Мао», Мюнхен, 2003).
Таким образом, Мао стал не только мастером постоянной бесхозяйственности, но и образом дьявола двадцатого столетия (в основе слова «дьявол» лежит греческий глагол «diabalein», что означает «переворачивать вверх дном»). Хорошо известна жестокость «Великого кормчего», проявленная им во времена «Большого скачка» и «Культурной революции», стоившая миллионы жизней и в корне разрушившая старую культуру Китая. Что же открывается через такую личность, вернее безличность, как Мао, которого миллионы людей почитали как бога, и который благодаря миллиону растиражированных цитат и портретов днём и ночью окружал людей духовной тюрьмой?
Когда-то Рудольф Штайнер обратил внимание на один духовный феномен, который в этой связи можно назвать «синдромом Агасфера». При Сталине и Гитлере он проявлялся по-иному.
Противообраз: упаднический «бог»...
У Мао «синдром Агасфера» проявлялся, среди прочего, в постоянном праздношатании. Он был абсолютно неспособен к чему-либо привязаться. Любые формы культуры и духовных завоеваний человечества были ему безразличны. Для морали в его политике не было места. Он не только не сравнивал себя с богоподобными императорами Китая, но олицетворял себя с теми, кто прославился жестокостью и бессовестностью. Его личный врач доктор Ли пишет в своих мемуарах, что Мао был необычайно бесчувственным, не знал ни любви, ни дружбы. Мао был Китаем и весь Китай был Мао, он экспериментировал с этим по своему усмотрению. Он немилосердно сметал с пути своих противников, его подданные ничего для него не значили. Он сознательно, сеял раздор между своими сотрудниками, поручая им следить друг за другом. Однажды он сказал Неру, что не боится атомной бомбы, ибо имеет так много подданных, что для страны не будет урона, если половина её населения погибнет. Неру был шокирован.
Мао несет в себе люциферический противообраз Тому, Кто снизошёл однажды в человека в качестве Бога, чтобы через Любовь и Милосердие снова привести человечество к божественному началу. Здесь мы, по Штайнеру, действительно имеем реально существующий духовный противообраз: человек, который сам себя обожествляет, сам себя делает всеобъемлющим владыкой над жизнью и смертью, становится «поддельным», упадническим богом. Это нашло отражение и в жизненном кредо раннего Мао: борьба против Неба, борьба против Земли, борьба против человечества - беспредельное счастье.
Мао ставил себя выше всех моральных и земных законов. Доктор Ли пишет о нём: «Автобиография Мао была очень распространена. Как он объяснял американскому предпринимателю Эдгару Сноу в 1970 году, он считал себя heshang dasan, что дословно переводится как «монах с зонтом». Но heshang dasan - это только первая половина двустишья. Вторая, более важная половина, wufa wutian, всегда умалчивалась, потому что означала «без волос, без Неба», т.е. «без закона, без Бога». Это был человек, который пренебрегал не только человеческими, но и божественными законами. Переводчица Мао, женщина литературно безграмотная, перевела эти слова как «одинокий монах, путешествующий по миру с дырявым зонтом». Эдгар Сноу и другие учёные сделали из этого вывод, что Мао считает себя трагическим одиночкой. Но в действительности Мао хотел, чтобы все знали: он сам есть и Бог и закон».
...и его служители
Великие «монстры» двадцатого столетия, очевидно, сошли с мировой сцены. Но мы достаточно хорошо знаем тех, кто ложью и псевдорелигиозным фанатизмом призывал народы к «освобождению», неся им смерть и гибель.
Сегодня положение в мире с его апокалиптическими всадниками в лице эпидемий, войн и нищеты призывает нас к тому, чтобы точно оценивать приметы времени, которые стали проявляться начиная с 11 сентября 2001 года, принося с собой ложь и насилие. В начале Первой мировой войны Рудольф Штайнер обратился к Адельхайду Петерсену с такими словами: «Человечество вошло в ту стадию своего развития, когда зло и ложь должны стать видимыми... Определенным вещам нельзя будет больше препятствовать»
Очевидно, для того, чтобы служить этому импульсу, будут выбраны отдельные люди и целые группы. Те, кто несёт смерть и насилие человечеству, не всегда являются сильнейшими индивидуальностями. Они часто приходят ниоткуда, имеют другой образ мышления и считают, что должны спасти весь мир. Определенные влияния, подготовившие их «миссию», можно выявить, изучая основателя иудейского государства Теодора Херцла, преследователя Каспара Хаузера лорда Стэнхопа, бывшего советского министра иностранных дел Шеварднадзе и многих других. (Я попытался это сделать в своей книге «Я человека и его двойник. О психологии тени», Штутгарт, 1998)
Интересно, что Гёте, изучая душевные прафеномены, наблюдает описанные выше формы демонических сил, как душевную пустоту и банальность, уже в своих современниках, о чём сообщает Эккерману. В конце «Поэзии и правды» он ещё раз возвращается к своему наблюдению: «Однако всего страшнее становится демонизм, когда он возобладает в каком-нибудь одном человеке. Я знавал таких людей, одних близко, за другими мне доводилось наблюдать лишь издалека. Это не всегда выдающиеся люди, ни по уму, ни по талантам, и редко добрые; тем не менее от них исходит необоримая сила, они самодержавно властвуют над всем живым, более того — над стихиями, и кто может сказать, как далеко простирается их власть? Нравственные силы, соединившись, все равно не могут их одолеть, более светлая часть человечества тщетно пытается возбудить против них подозрение, как против обманутых или обманщиков, массу они влекут к себе. Редко, вернее, никогда не находят они себе подобных среди современников, они непобедимы, разве что на них ополчится сама вселенная, с которой они вступили в борьбу».
Олаф Кооб
Das Goetheanum №19/2003
Перевод с нем. А.Л.