Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=279 |
Распечатать |
Архитектурный образ человека
Итак, храм тела, по Витбергу (иначе - храм Рождества), должен был служить основанием всей постройки и иметь форму параллелепипеда. Он виделся архитектору находящимся в основном в горе, так что снаружи оказывалась лишь одна его - восточная стена. На этой стене следовало поместить прозрачное - на стекле -изображение Рождества, через которое свет бы поступал в пространство храма; других светильников там не предполагалось. Этот мрачный, катакомбный храм не только содержал в своих формах намек на могилу (собственно тело, без души, мертво), но был призван стать ею: Витберг считал, что в телесном храме надо расположить усыпальницы героев Отечественной войны и постоянно служить по ним панихиды.
На телесном храме, согласно проекту Витберга, располагался храм душевный, куда из нижнего храма вели внутренние лестницы. Формой этого храма был избран крест - символ тела живого и одновременно - эмблема земной жизни христианина. Алтарь душевного храма должен освящаться, по замыслу Витберга, в честь Преображения Господня. Полусвет в храме указывал бы на смешение добра и зла в жизни человека; барельефы по его стенам с изображением евангельских эпизодов указывали бы на жизненный идеал.
Верхний храм - храм духа - базировался в витберговском проекте на крестообразном храме души и имел в плане круг. Эта линия, считал Витберг, лучше всех прочих обозначает мысль о бесконечности. Духовный храм должен быть ярко освещен, и свет отсюда должен проникать в храм душевный. Храм духа - он же храм Воскресения Христова; барельефы его должны были передавать события после Воскресения, завершающиеся эпизодом Вознесения Господа в духовном теле на небо. Снаружи верхний храм должны были окружать фигуры ангелов; вокруг среднего храма планировалось разместить статуи ветхозаветных пророков; внизу же Витберг думал расположить барельефы с изображением побед 1812 года - чисто исторические картины. Витберговский храм венчался куполом, окруженным чугунной колоннадой. Вдоль колоннады предполагалось расставить скульптурные изображения пяти главных масонских добродетелей. «Для того, чтоб войти в истинный храм Христов, в самого себя, - глубокомысленно замечал Витберг в пояснение этого элемента своего проекта, - надлежит усвоить главнейшие добродетели» - веру, надежду, любовь, чистоту и смирение.
В деталях своего храма Витберг намеревался выразить множество как чисто масонских, так и общехристианских смыслов; эстетика всей постройки - это эстетика символа и аллегории. Интересно, что центральная тема храма - тема Христа Спасителя - присутствовала у Витберга лишь своей исторической стороной (через посвящение престолов трех «малых» храмов главным событиям жизни Христа): «В храме выражалась и изображалась вся история Спасителя, имени коего он посвящался»14.
Воплотить свою идею в камне Витберг намеревался, очень вольно используя типичный для тогдашней эпохи стиль классицизма. В своих «Записках» он рассказывает о том, как колебался между формами «готическими» и «греческими», остановившись в конце концов на последних; повлиял на него также и облик храма св. Петра. Впрочем, замысел Александра I предполагал постройку еще более грандиозную: «Храм должен быть величествен и колоссален, (должен был) перевесить наконец славу храма Петра в Риме»15. Откуда такой размах замыслов у русского царя? В те годы Россия видела себя во главе коалиции европейских государств, сложившейся ради противостояния Наполеону и повсеместно шедшему революционному брожению. В объединении Европы Александр видел религиозную глубину: для него вопрос стоял отнюдь не об одном политическом союзе (1813-1815 годы были временем заграничных походов русских войск, временем Венского конгресса и Священного союза). Инициатива великого религиозного синтеза, по мысли Александра (и, по-видимому, вдохновлявших его европейских масонов), была за Россией. Символом духовного единства всех христиан и должен был стать храм Христа Спасителя.
Сам Александр I был для своей эпохи типичнейшей фигурой. Утонченный мистик по душевному складу, он вполне сознательно исповедовал «сердечное» христианство и был близок к масонским кругам. Не обладая сильной политической волей, Александр - наследственный монарх - ощущал себя тем не менее носителем священной идеи, которую, полагал он, следовало осуществить в теократическом государственном строе. Проект храма христианского во вселенском смысле, предложенный Витбергом, оказался в полном созвучии с позицией Александра.
В конце декабря 1815 года в Петербурге, во дверце видного деятеля того времени князя А. Голицына, состоялась встреча монарха с молодым архитектором. Это центральное событие в своей жизни Витберг запомнил до мельчайших деталей. Ему удалось претворить страшное волнение в пламенный рассказ царю о проекте храма; вдохновение художника растрогало императора, он прослезился. «Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом храме, - сказал Александр Витбергу. - Вы заставили камни говорить» . Александр хотел, чтобы храм Христа выражал идею христианства, во-первых, вселенского, а во-вторых, внутреннего, сердечного; Витберг эту идею «угадал», - что, впрочем, нас не должно слишком удивлять, поскольку он принадлежал к тем же самым идеологическим кругам, что и Александр.
Феноменология русского духа
Чисто теоретически, в плане, так сказать, феноменологии, манифестации русского духа распространение «внутреннего» христианства в 1810-х годах в среде русских интеллектуалов (зримым свидетельством чего стал проект Витберга и поддержка его царем) означало, на наш взгляд, две вещи. Во-первых, это было обретение русским человеком своего «я»: в живом духовном опыте пришло переживание того, что бытие человеческого «я» укоренено в Божестве - в «Я» Богочеловека. Здесь не было одного влияния масонских идей: буквально к тому же -к встрече со Христом в сердце - русский дух пришел, следуя православному пути. Об этом свидетельствуют: «открытие» аскетической традиции православия в кругу преподобного Паисия Величковского, личность святого Серафима, зарождение «старчества» (центром которого позже сделалась Оптина Пустынь); закреплен этот возврат к глубинам церковности был святым Феофаном Затворником, суть учения и духовной практики которого выражалась в понятии молитвенного «внутрь - пребывания». Достигший в своем развитии ступени самосознания, русский дух пришел к себе самому; символом этого возвратившегося к себе из рационалистического «инобытия» русского духа сделался витберговский храм Христа.
Во-вторых же, этот храм оказался символом русского духа, не только осознавшего свою связь с Христом, но и открывшего для себя собственное вселенское призвание. России всегда словно были тесны границы национальной жизни, и начиная с XVI в. (идея «Москвы - третьего Рима») в разных обличьях здесь всё вновь и вновь возрождался мессианизм. Как Витберг, так и Александр I вселенскую задачу России видели в общехристианском синтезе - создании универсального христианства, которому надлежало стать духовным фундаментом объединенной Европы. При этом речь шла не о внешнем искусственном сближении конфессий, но о единстве всех христиан на основе общего для всех глубинно-сердечного почитания Христа. Мистика, как мы видим, в ту эпоху делалась в конце концов политикой.
Похожие идеи возродились в России в конце XIX в. в связи с жизнью и сочинениями В. Соловьева. Путь к Богочеловеку, как полагал Соловьев, был ему открыт самой Софией Премудростью Божией. И именно София, трансцендентный прообраз вселенской Церкви, должна стать примирительницей христианского Запада и Востока. В теократическом замысле Соловьева единая христианская Европа должна иметь два центра: религиозный, воплощенный в лице Римского папы, и политико-государственный, представленный личностью русского царя («Россия и вселенская Церковь», 1889). Соловьев отнюдь не призывал к окатоличиванию России. Для него вопрос стоял о принципиально новом способе богопочитания17, и разница его взглядов с идеологией александровской эпохи в том лишь, что Соловьев видел европейский религиозный центр в Риме, тогда как Александру I на волне национального воодушевления таким центром представлялась Москва.
Судьба витберговского проекта
Проект Витберга весьма уязвим для разного рода критики. Прежде всего следует отметить, что центральная для храма идея Христа присутствует в витберговской концепции (подробно изложенной в его «Записках») с одной лишь исторической стороны - как троица главных эпизодов земной жизни Спасателя. Трудно сказать, почему Витберга как бы не занимала метафизика боговоплощения: нам не известна в деталях тайная христология масонства. Однако признающие авторитет Священного Писания русские масоны, по-видимому, должны были исповедовать новозаветное учение о Церкви как Теле Христовом. Но данный экклезиологический момент упущен не только в архитектурной символике храма Витберга, но даже и в концептуальном ее обосновании. Здесь сказалась изначально протестантская установка архитектора. Храм, замысленный им - не более чем протестантский молитвенней дом; о литургическом собрании верующих Витберг, кажется, мыслил не как о мистическом Теле Богочеловека, но как о толпе разрозненных индивидов. Да, Витберг разработал сложную и философски красивую концепцию; но, думается, идея, воплощенная в формах типичного древнерусского храма - более глубокая и точнее соответствует Св. Писанию: ведь однокупольная русская церковь XII в. - как раз символ Церкви как Тела Христова. Конечно, вселенско-христианский - как сейчас бы сказали, «экуменический» храм не мог проектироваться в традициях древнерусской архитектуры. Но вряд ли помпезный храм Витберга вписался бы органично в скромный подмосковный пейзаж... Ныне на этом месте (теперь здесь район Москвы) высится здание Московского университета (построено в начале 1950-х годов). И если вглядеться в облик этого здания, то не уловит ли внимательный взгляд его сходства с храмом Витберга?..
Судьба в общем-то замечательного витберговского проекта, равно как и участь самого архитектора оказались печальными: проект остался на бумаге, Витберг оказался в ссылке и умер в нищете и безвестности. Общество в целом оказалось не готовым поддержать витберговской идеи; смерть Александра I в 1825 г. положила конец эпохе мистических исканий.
Внешние события, связанные с постройкой витберговского храма, разворачивались так. 12 октября 1817 г. состоялась торжественная закладка здания на Воробьевых горах: в крестном ходе участвовали император с семьей, высшее духовенство, толпы народа; в окружении леса хоругвей несли великие святыни России - чудотворные иконы Владимирскую и Иверскую; не умолкал колокольный звон всех московских церквей и пушечная пальба... На постройку храма Витбергу было отпущено 8 лет, сам архитектор возглавил строительные работы. Утонченный художник и богоискатель не учел типичных для России нравов. Начались воровство, с одной стороны, и клевета завистников, с другой. Лишенный практического опыта Витберг стал жертвой интриг. Когда обнаружилась денежная растрата, во всем обвинили Витберга. Кончина Александра I лишила его покровительства; в 1826 г. работы остановились, и власти приступили к следствию. Оно тянулось много лет; между тем, одно за другим на архитектора сыпались несчастья, умерли любимая жена и отец. В 1835 г. расследование завершилось, Витберг был арестован и сослан на север в Вятку. Здесь протекала его дружба с ссыльным А.Герценом, благодаря которому до нас дошли «Записки» Витберга и вообще, была сохранена память об этом замечательном человеке.
Витберг пытался в ссылке продолжать работу над архитектурными проектами, и ему даже удалось построить собор в Вятке. В 1839 г. Николай I разрешил Витбергу вернуться в Петербург, где в 1855 г. он скончался в отчаянии и крайней бедности... В николаевскую эпоху замыслы Витберга и сама его личность оказались ненужными.
Духовно-политическая реакция
Время правления императора Николая I (1825-1855) было временем реакции на западнический либерализм александровской эпохи. При Александре I русский дух в своем становлении ушел слишком далеко, отказавшись от национальной ограниченности и подойдя к все-ленскс—христианскому идеалу: развитие «души» и «тела» России не поспевало за ним. Наступление охранительной реакции внешне было вызвано страхом перед тем, что революционное брожение с Запада перекинется в Россию. Главным проводником духа реакции стал архимандрит Фотий (1792-1838) - «изуверный обличитель мистических происков», - по словам Г.Флоровского. Фотий считал мистицизм и масонские учения духовным фундаментом политической революции; мистические сочинения, все без разбору, рассматривались им как бесовские, антихристовы. Уже в конце правления Александра Фотий приобрел влияние в высших кругах; вместе с адмиралом А.Шишковым, назначенным в 1824 г. министром народного просвещения, ярым противником использования в Церкви русского языка, Фотий добился того, что русский перевод Библии, осуществленный Библейским обществом, был публично сожжен; в начале царствования Николая последовал и запрет Библейского общества, отождествляемого реакционерами со штабом революции.
Реакция, начавшись при Александре, резко обострилась после выступления декабристов (1825 г.), требовавших конституционного ограничения абсолютной монархии. Достаточно примитивный в духовном отношении Николай I взял курс на «опрощение» русской души, которой ныне надлежало избегать каких бы то ни было чужеродных влияний и вместо этого следовать канонам самобытно-русского строя жизни. Европейские революции 1830 г. еще сильнее встревожили Николая. Именно в 1830-1840-е годы охранительные тенденции в его политике получили идеологически отчетливые очертания. Идеология эта была разработана графом С.Уваровым и выражалась, например, в таком уваровском тезисе: «Истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности составляют последний якорь нашего спасения (от революционного мятежа. - Н.Б.) и вернейший залог силы и величия нашего отечества»18. Конечно, натиск казенщины и примитивизма в николаевскую эпоху не имел столь тотального характера, каким обладало аналогичное давление сверху на русскую душу в советские годи. Однако охранительная идеология сильно повлияла на общий стиль эпохи и, что нам сейчас важно, отразилась в стиле архитектуры - самого монументального из искусств.
Символ русской истории
Хотя второй храм Христа Спасителя строился с 1838 по 1883 год и за период постройки на российском троне сменилось несколько императоров19, разработка его проекта пришлась на николаевское время и не могла избежать его идейного влияния. Порожденный мистическими исканиями александровской эпохи проект Витберга не был созвучен изменившемуся духу времени; в 1829 г. Николай I объявил новый конкурс проектов. Практически вне конкуренции оказалась версия придворного архитектора Константина Тона (1794-1883), работавшего в так называемом «новорусском» стиле; сам Тон называл этот стиль «византийским, сроднившимся с давних времен с элементами нашей народности». Тону принадлежали проекты ряда зданий в московском Кремле, множества официальных строений в обеих столицах России (в частности, парных вокзальных комплексов), а также церквей. Тон не просто культивировал в архитектурном стиле национальное начало: разработанные им образцы изб, жилых домов, храмов и т.д. директивно внедрялись в тогдашнее строительство. На языке архитектуры Тон пропагандировал господствующую идеологию «православия, самодержавия и народности».
Николай I пытался в своем правлении ориентироваться на традиции допетровской Руси, свободной, по его мнению, от влияния Запада. Носительницей национальных традиций в глазах русского человека всегда была Москва, тогда как веяние западного духа ощущалось в первую очередь в Петербурге. В 1830-е годы в северной столице России шло строительство Исаакиевского собора по проекту Французского архитектора А. Р. Монферрана; собор этот был символом европеизированной России - России Петра I20, прорубившего, по словам А. Пушкина, «окно в Европу». И московский храм Христа Спасителя - такой же гигант, как и Исаакиевский собор - был призван сыграть роль его антипода: в основе тоновской концепции храма Христа было представление о российской истории, имеющей истоки в Византии и древней Руси. Храм Тона был задуман как национальный храм-памятник; как мы помним, данный аспект в храме Витберга играл незначительную роль. Храм Витберга был зримым явлением русского духа, осознавшего свою бытийственную связь с Богочеловеком в недрах человеческого «я»; в формах храма Тона дух символически опознавал себя в своем национально-историческом и при этом соборном качестве.
Даже сейчас, в многоэтажной Москве, восстановленный храм Христа (тоновский храм был выстроен неподалеку от Кремля) доминирует своей громадой над московским центром. Пятиглавый гигант вмещает в себя 10 тысяч человек и фактически является площадью, крытой церковным сводом. Красив ли этот собор? Здесь очень уместно вспомнить поговорку «о вкусах не спорят». Вот две оценки, принадлежащие одному и тому же историческому моменту. «Чудный храм Спасителя, родная красота, словно солнышком обогревающая и благословляющая сердце России - Москву»: это слова из путеводителя по храму (1918). «Как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва»: так о храме Христа пишет философ Е.Трубецкой в статье «Два мира в древнерусской иконописи» (1916). Как бы ни относиться к эстетике храма, необходимо сознавать, что обращение Тона к древнерусским архитектурным формам имело искусственный и чисто рациональный характер, и поэтому в облике собора не чувствуешь того духовного порыва, который присущ древним церквам. Храм Христа - образец имперского академизма и никак не плод органического творчества.
И вот еще одно замечание по поводу стиля тоновского храма. Как ни в одном другом монументальном церковном здании Москвы, в храме Христа ощущается присутствие азиатского начала: быть может, Тон вполне сознательно ввел его в свой проект - как антитезис подчеркнутому европеизму Исаакия. Отнюдь не кремлевские соборы - «с их итальянскою и русскою душой» (О.Мандельштам)21 - имел в виду С.Есенин, когда в 1922 г. писал о Москве, а как раз храм Христа Спасителя:
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах22...
Не был ли особо проницателен Герцен, когда назвал стиль храма Тона «индо-византийским»23? И не присутствовал ли в творческой памяти придворного архитектора, разрабатывавшего проект храма-усыпальницы, величественный образ знаменитой усыпальницы Востока - Тадж-Махала? «Азия», отразившаяся в золотых куполах храма Христа - это не только Византия - Турция, но еще и Индия, и Персия.
Наталья Бонецкая
Примечания
14 Записки А.Л.Витберга. С.388.
15 Там же. С.381.
16 Там же. С.401.
17 Конечно, сопоставление духовного пути русских масонов с религиозной практикой Соловьева в силу ряда причин наталкивается на непреодолимыетрудности.
18 Цит. по: Корнилов А. Курс истории России XIX века. М.,1918. С.76.
19 Николай I правил по 1855 г.; Александр II был царем до 1881 г.: в марте он был убит заговорщиками; коронация Александра III в 1883 г. почти совпала с освящением храма Христа.
20 Петр I родился в день празднования памяти св. Исаакия Далматского, в честь которого создавался Исаакиевский собор.
21 «В разноголосице девического хора...» (1916).
22 «Да! Теперь решено...»
23 Герцен А.И. Былое и думы, С.280.
(Окончание в следующем номере)