Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=276
Распечатать

Два эзотерических урока, данных Рудольфом Штайнером



Эзотерический урок, данный Рудольфом Штейнером в Ганновере 5 марта 1911 года (ПСС т. 266/2)

Запись А

...На пути вовнутрь встречаешь все то, что живет в нас в виде радости и страдания, боли и наслаждения. Однако все это есть то, что при­стало к нашему низшему, преходящему я. Весь этот мир вожделений окружает нас подобно ту­ману, скрывающему от нас дух. Он препятствует нам видеть и замечать дух. Нам надо прорваться сквозь него, чтобы достичь духа. Есть силы, ко­торые подступают к эзотерическому ученику, чтобы сделать еще плотнее этот туман. Этот ту­ман становится все плотнее, если мы никак не сопротивляемся ему. Мы должны сжигать его, чтобы не погибнуть в огне наших страстей. Если мы не преодолеваем этот туман, если мы не противодействуем все более сильному уплотне­нию его из-за люциферических и ариманических сил, то мы становимся, как это называется в ок­культизме, пленниками. В наше время есть дей­ствительно много людей, которые вступают в жизнь с большими задатками, которые очень бы­стро достигают определенной ступени, но затем становятся полностью окутанными со стороны противодействующих сип таким туманом и бы­вают не в состоянии выбраться из него. Это на­зывается "оккультным пленом".

Эгоизм — вот все, что составляет мир наших страстей. И преодолеть этот эгоизм мы можем только в глубоком смирении. Какая мысль может вести нас к преодолению эгоизма? Мысль, о ко­торой уже шла речь вчера в экзотерической лек­ции, мысль, что это мы убили Христа. Убиваю­щие его — это мы, да, мы. Этот факт мы можем преобразовать, но только благодаря тому, что мы сделаем истиной в нас слова Павла, позволим им жить в нас: "Не я, но Христос во мне". Мы должны не умерщвлять божественное в нас эго­измом, жизнью страстей и так далее, но должны дать Христу жить в нас. С трепетной серьезно­стью нам надо браться за осуществление в нас этого легкого и все-таки такого тяжелого дела.

Из божественного мы возникли. Это выраже­но в розенкрейцерском изречении: Ex Deo nascimur. Всякое страдание должны мы брать на се­бя, послушно и терпеливо, с мыслью о том, что мы умертвили Христа; мы обязаны целиком пре­даться ему, умереть в нем: In Christo morimur. То­гда мы возродимся, вновь пробудимся через Ду­ха Святого: Per Spiritum Sanctum reviviscimus.

Экзотерически это изречение звучит иначе, чем эзотерически. Однако различие состоит лишь в одном слове, которое опускается. В то время как мы опускаем это слово, в то время как в трепетном благоговении перед тем, что выра­жает это слово, не произносим его, наше чувство устремляется к тому, что опускается там из бла­гоговения.

Экзотерически:

Ex Deo nascimur
In Christo morimur
Per Spiritum Sanctum reviviscimus

Эзотерически:

Ex Deo nascimur
In - - - morimur
Per Spiritum Sanctum reviviscimus

150-152

Запись В

Розенкрейцерскому ученику в поддержку при его медитациях давалось два изречения. Они гла­сили:

Hute dich in deinem esoterischen Streben von dem Ertrinken -

Остерегайся утопания в твоем эзотерическом стремлении; и, во-вторых:

Hute dich von dem Verbrennen am Feuer des eigenen Ich -

Остерегайся сгореть в огне собственного Я.

Два пути существуют для духовно стремяще­гося человека — путь вовне и путь вовнутрь. Пе­ред нашими очами словно лежит завеса, словно покров, сквозь который нам надо прорваться, что­бы достичь лежащее за ним духовное. Однако не только в одном направлении окружает нас эта за­веса, она — по всем направлениям: вверх, вниз, влево, вправо — всюду надо прорваться сквозь этот покров. Но та же самая завеса существует и при пути вовнутрь.

153

Запись С

Есть два пути, которые ведут человека в ду­ховный мир:

Первый путь — это выход в Макрокосмос. Переживание, которое человек имеет при этом, подобно утопанию в ужасе; оно особенно сильно переживается тем, кто не был тщательно подго­товлен.

Второй путь ведет в глубину собственной души. Это спуск в микрокосмос. Там это пережи­вается наподобие сгорания от стыда.

156

 

Эзотерический урок, данный Рудольфом Штейнером в Ганновере 24 сентября 1907 года (ПСС т. 266/3)


Христос — солнечный Дух, огненный Дух. Это Его Дух проявляется для нас в солнечном свете. Это Его дыхание жизни в воздухе омывает Зем­лю и проникает в нас с каждым вдохом. Его Тело — Земля, на которой мы живем.

Он и в самом деле питает нас своей плотью и кровью, ибо из Его Тела все, что мы принимаем в пище, взятой из Земли.

Мы дышим Его дыханием жизни, которое Он устремляет к нам через растительный покров Земли.

Мы видим в Его Свете, ибо свет Солнца это Его духовное сияние (Sein Geistes-Strahlen).

Мы живем в Его Любви даже физически; ибо то, что в тепле мы получаем от Солнца, — это Его духовная сила Любви, которую мы чувствуем как тепло.

И наш дух притягивается к Его Духу, как наше тело приковано к Его Телу.

Наше тело должно быть освящено, так как мы ходим по Его Телу. Земля — Его Святое Те­ло, которого мы касаемся ногами. А Солнце — изъявление Его святого Духа, к которому мы смеем обращать наш взор. А воздух — изъявле­ние Его святой Жизни, которую мы смеем прини­мать в себя.

Чтобы мы сознавали наше я (Selbst), наш дух, чтобы мы сами стали духовными существа­ми, пожертвовал собой этот высокий Солнечный Дух, покинул свое царственное обиталище, спус­тился с Солнца и принял физическое обличье на Земле. Так Он физически распят на Земле.

Однако Он духовно охватывает Землю Своим Светом и силой Своей Любви, и все, что живет на ней, принадлежит Ему. Он лишь ждет, чтобы мы захотели стать Его собственными. Если мы всецело отдаем себя Ему, то Он дает нам не только Свою физическую жизнь, нет — но также и свою высшую, духовную солнечную Жизнь. То­гда Он пропитывает нас Своим Божественным световым Духом, Своим согревающим сиянием Любви и Своей творческой Божественной Волей.

Мы можем быть только тем, что Он дает нам, что Он делает из нас. Все, что соответствует в нас Божественному плану, есть Его произведе­ние. Что можем мы прибавить к нему? Ничего, кроме как дать Ему действовать в нас. Только ко­гда мы сопротивляемся его Любви, Он не может действовать в нас.

Как могли бы мы противиться этой Любви? Тому, что говорит: "Я любил тебя во всякое вре­мя и привлекал тебя ко Мне из одного добра".

Он любил нас еще до начала Земли. Мы должны дать Его Любви стать жизнью (Wesen) в нас.

Только это означает настоящую жизнь, толь­ко там возможен истинный Дух, истинное бла­женство, где эта жизнь становится для нас сущ­ностной жизнью, Жизнью-Христом в нас.

Не от себя можем мы сами стать чистыми и святыми, но только из этой Жизни-Христа. Вся­кое наше стремление и борение тщетно, пока нас не наполнила высшая жизнь. Одно это может как чистый поток вымыть из нашего существа то, что еще не очищено.

Это душевная основа, из которой может подниматься эта очистительная световая жизнь.

Там должны искать мы наше обиталище у Его ног и в отдаче Ему.

Тогда он преобразит нас самих и пронижет нас Своей Божественной Жизнью Любви, пока мы не станем чистыми и светлыми, как Он, по­добными Ему. Пока Он не разделит с нами свое Божественное сознание.

Через Его Свет должна душа становиться чистой, то есть мудрой; так может она соеди­ниться с Его Жизнью. Тогда это будет соедине­нием Христа и Софии, соединением Христа-Жизни с очищенной Его Светом душой человека.

346-347
Перевод с нем. ГА. Кавтарадзе