Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=275 |
Распечатать |
De mixtione elementorum ad Magistrum Philippum
Многим непонятно, каким образом соединяются элементы. Некоторые полагают, что после того, как активные и пассивные качества благодаря изменению превращаются в нечто среднее, их субстанциональные формы остаются. Если бы субстанциональные формы элементов не оставались неизменными, то, казалось бы, речь может идти о разрушении, а не о соединении.
Кроме того, если бы субстанциональная форма соединенного тела была бы действительностью вещества, не имея в качестве предпосылки форм простых тел, тогда бы простые тела элементов теряли смысл. Ведь это те элементы, из которых изначально нечто составилось, и потому они неделимы. Если бы указанные субстанциональные формы растекались, тогда составное тело не состояло бы из простейших тел так, что они в нём продолжали бы существовать. Однако невозможно, чтобы материя относительно одного и того же (предмета) принимала различные формы элементов. Итак, если субстанциональные формы элементов в составных телах сохраняются, тогда они должны охватывать различные части материи. Различные части материи можно внести в материю только на основе какого-то предпосылочного количества. Физическое тело возникает из некоторого количества существующей материи и субстанциональных форм. Соответственно различным частям материи, которые составляют элементы в различных формах, появляется понятие о многих телах. Но невозможно, чтобы многие тела были одновременно. Итак, четыре элемента не будут находиться ни в какой части составного тела; и не будет настоящего смешения, но лишь по чувственному восприятию, так же как в случае накопления невидимого или из-за его малости чувственно не воспринимаемого.
Далее. Каждой субстанциональной форме материи необходимо своё собственное расположение, без которого она не может существовать. Поэтому изменение (в веществе) - это путь к возникновению и прехождению. Но невозможно, чтобы в одном и том же (предмете) то, что требует формы огня, соединялось с тем, что требует формы воды, потому что вода и огонь с точки зрения такой диспозиции противоположны. Противоположность, однако, не может одновременно соразмерным образом быть в одном и том же (предмете). Потому невозможно, чтобы в одной и той же части составного тела были субстанциональные формы и воды, и огня. Итак, когда возникает составное и продолжают существовать субстанциональные формы простых тел, то следует признать, что это не является действительным смешением, но только чувственным восприятием частей, которые в известной степени непосредственно находятся рядом и вследствие своей малости невоспринимаемы по отдельности.
Некоторым людям хотелось бы избежать обоих обоснований и впасть в ещё большее несоответствие. Чтобы смешение элементов отличать от их разрушения, они думают о продолжении субстанциональных форм элементов в их смешении. Но не признавая того, что речь идёт о смешении для чувственного восприятия, а не в действительности, они считают, что формы элементов остаются в смешанном не полностью, но сведены к чему-то среднему. По их мнению, формы элементов стали бы более или менее поглощать (вещество) и обладали бы между собой противоположностью. Но так как это противоречит точке зрения и высказываниям философа (Аристотеля), изложенным в «Категориях» (Categ. с. 5, 3 b 24, 33), что субстанция не подходит к противоположности, и что она не поглощает (более или менее), то они идут ещё дальше и утверждают, что формы элементов являются в высшей степени несовершенными, а именно, родственными первичной материи. Поэтому будто бы они (формы элементов) являются чем-то средним между субстанциональными и акциденциальными формами. Таким образом, они могут, поскольку они подходят к природе акциденциальных форм, более или менее поглощать, даже и противоположности.
Это воззрение во многих отношениях не годится. Во-первых, потому что среднее между субстанцией и акциденцией совершенно невозможно, это было бы подобно среднему между утверждением и отрицанием. Потому что акциденции свойственно быть в субъекте, а субстанции, напротив, не быть в субъекте. Субстанциональные формы хоть и существуют в материи, но не в субъекте. Ибо субъект - это нечто. Субстанциональная форма - это то, что привносит сам субъект, как это нечто, но не является его предпосылкой. Так же смешно утверждать, что существует что-то среднее между видом (категорией). Ибо среднее и крайность должны быть одного вида, как сказано в десятой книге «Метафизики». Итак, между субстанцией и акциденцией не может быть ничего среднего.
Так же не может быть того, чтобы субстанциональные формы более или менее поглощали (материю). Ибо каждая форма, которая более или менее поглощает, делима акциденцией: субъект может более или менее делиться ей. В виду делимости благодаря себе самому или благодаря акциденции речь идет о последовательном движении, как это разъясняется в шестом томе «Физики» Аристотеля (Physic VI, с. 1, 2, 231 b 15, 233 b 15). То, что благодаря себе самому делимо, является местным изменением, так же как пространственное и количественное увеличение и уменьшение. То, что, напротив, более или менее поглощает, например, как тепло или белизна, является качественным изменением. Итак, если формы элементов более или менее поглощают, тогда возникновение, так же как и прехождение элементов, будет последовательным движением - что невозможно. Потому что последовательное движение есть только в трех видах: в количестве, качестве и месте, согласно рассмотрениям, изложенным в пятом томе «Физики» Аристотеля (Physic V с. 1, 225 Ь 9).
Далее. Каждое отличие в субстанциональной форме изменяет вид (species). To, что, однако, более или менее поглощает, отличается от того, что является меньшим и, в определенном смысле, ему противоположным, как более белое и менее белое. Итак, если субстанциональная форма огня более или менее поглощается, то более становящееся или менее становящееся будет изменять вид (species), но не в той же форме, а в другой. Это Аристотель выводит в восьмом томе «Метафизики» (Metaph. VIII с. 3, 1043 b 36- 1044 а 2): через дополнение и убавление вид меняется в числе, а также в субстанции.
Итак, нужно найти другой способ понимания, при котором остаётся сохранённой действительность смешения и элементы не разрушены полностью, но каким-то образом продолжают существовать в смешении. Потому можно подумать, что активные и пассивные качества элементов противоположны друг другу и более или менее поглощают (материю). Из противоположных качеств, которые более или менее поглощают, может возникнуть среднее качество, которое обладает природой обоих крайностей, как серое между белым и чёрным, или как прохлада между теплом и холодом. Так возникает задача сопоставления крайних качеств элементов и среднего качества, для смешанного тела обладающего собственным качеством, которое, однако, соответствует соотношениям смешения, и в различных телах различно. И именно это качество является настоящей диспозицией для формы смешанного тела - как простая форма для простого тела. Итак, как разные по природе крайности сходятся в середине, так качества простых тел находятся в собственном качестве смешанного тела. Качество простого тела является чем-то иным, чем субстанциональная форма, и она действует в силе субстанциональной формы. Так тепло было бы только теплом, но не переводило бы субстанциональную форму благодаря её силе в действительность. Ибо ничто не действует вне своего вида (species).
Таким образом силы субстанциональных форм простых тел остаются сохраненными в смешанных телах. В связи с этим формы элементов в смешанных телах существуют не сообразно действительности (actu), но сообразно силе. Этому учит и философ (Аристотель) в первом томе своего сочинения о «Возникновении и прехождении» (De general et cor-rupt. I с. 10, 327 b 29- 31): «Элементы остаются в смешении не сообразно действительности (actu), как тело и белизна, они приходят или изменятся оба или один из двух - сохраняется только их сила!»
Mitteilungen N 4/2002
Перевод с нем. А.Л.