Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=274 |
Распечатать |
В последние годы постоянно ощутимое влияние окружающего мира наводит на мысль с стихийных силах, которые воздействуют на человека извне. Аналогичным образом изменения, происходящие в природе, приводят к вопросу, почему изменяется температура на земле (стихия тепла), почему ветер становится более сильным и разрушительным (стихия воздуха), почему атмосферные осадки выпадают с невиданной ранее интенсивностью (стихия воды)? Все это - с точки зрения экологии - уже открыто оценивается, обсуждается вопрос, в какой степени человек ответственен за эти изменения в мире стихий.
Разделение элементов можно наблюдать в погоде. То, что вообще имеет силу в природе, в погоде особенно проявлено. Но о ней нельзя думать вне зависимости от человека, полностью «объективизированию». Воздействия погоды имеют непосредственное влияние на жизнь человека, погода влияет на человеческие переживания. Разумеется, скорость ветра, показания температуры или количество выпадающих осадков «объективно» даются из естественнонаучных источников. Но и человек, как живущее и переживающее существо, находится под непосредственным воздействием погоды. Здесь отчетливо проявляется то, что характерно для элементарного царства стихий и жизненного процесса в эфирном: то, что разделение на внутреннее (переживающий человек) и внешнее («природа») является лишь частью действительности.
Человек, как живое, переживающее и деятельное существо, находится в природной взаимосвязи. Он может наблюдать, какое воздействие он осуществляет на погоду и особенно на упомянутое разделение элементов. Что я могу сделать, если вода, воздух, тепло и холод больше не составляют гармонической взаимосвязи, которая своей стабильностью сдерживает разрушающие, выходящие из берегов стихийные силы? Что я могу сделать, когда погода благодаря такому процессу разделения и раскрепощения становится бесчеловечной? В конечном итоге постановка проблемы сводится к тому, можно ли в наше сознательное и реалистичное время говорить о магическом воздействии человека на природу. При этом разумеется, что ни архаичное (или суеверное) понимание магии, ни объективизация природной взаимосвязанности вне человека не приводят к ответу. Искусственное вызывание или прекращение дождя проблему не решают. Сосредоточенность на космических, исторических или просто природных законах развития слишком легко освобождает человека от ответственности.
То, что человек учится чувствовать себя в природной взаимосвязи живым, переживающим и деятельным существом, становится предпосылкой подготовки соответствующего воззрения и образа мышления. Выражаясь несколько формально, речь идёт о понимании эфирной действительности и элементарного мира. Противоположностью объективизации природы является рассмотрение существ - конечно, одно только понятие элементарных существ или постулирование эфирной взаимосвязи может быть лишь первым шагом. Речь идёт о структурной проблеме человеческой жизнедеятельности, которая сама собой возникает сегодня в связи с развитием природы в последние десятилетия. Летом 1924 года Рудольф Штайнер в связи с кармическими докладами говорил о «чтении в книге природы». Для того, чтобы можно было понимать индивидуальное развитие судьбы, необходимо вновь и вновь учиться этому чтению. В связи с элементарным миром выявляется духовнонаучная исследовательская задача, которая исходит из того, что понимание природы и познание судьбы в будущем не разделимы. В качестве первого шага такого исследования здесь приводится небольшое произведение Фомы Аквинского «О смешении элементов», впервые переведенное на немецкий язык. Эта небольшая статья важна, потому что она касается (по крайней мере косвенно) возникновения и образования мира. В ней ставится вопрос о современном понимании действительности. Из-за недостатка места приведены, к сожалению, лишь краткие выдержки...
Сочинение Фомы Аквинского «О смешении элементов»
Это небольшое произведение Фомы Аквинского, как и его труд «О движении сердца» (De motu cordis), возникло предположительно в 70-е годы XIII столетия, адресовано «Магистру Филиппу». Кем был «Магистр Филипп» - неизвестно. Перевод сделан с латинского издания сочинений Фомы Аквинского в Туринском издательстве Мариетти (Thomas von Aquin „Opuscula philosophica"). По исторически сложившейся традиции это небольшое, первоначально самостоятельное сочинение включают в комментарии Фомы Аквинского к Аристотелевскому труду «О возникновении и прехожде-нии», из которого оно, однако, может быть снова филологически выделено, как отдельное произведение. Фома исключительно трезво и без сенсаций исследует, каким образом вся земная действительность может быть образована из элементов. Ставится проблема, почему элементы: земля, вода, воздух и огонь (тепло) - удерживаются в длительном соединении, взаимно не разрушая друг друга. Ибо огонь и вода, например, противоположны друг другу: огонь может испарить воду, а вода - потушить огонь. Однако оба элемента пребывают в мире, они остаются в соединении, не распадаясь и не устраняя друг друга.
Фома начинает, как это принято в схоластике, с постановки проблемы, что охватывает более трёх четвертей статьи. Только с абзаца: «Итак, нужно найти другой способ понимания» - Фома начинает развивать свою собственную точку зрения. Формирование действительности из формы и материи, значение элементов, понятие субстанции - все это пронизано светом истинного миропонимания, которое современное понимание действительности ставит под вопрос (в том числе научные разъяснения!). Фома развивает подход к познанию материи и субстанции, который дает возможность понимать духовную действительность в земном бытии. Для этого, разумеется, необходимо изменить давно привычный взгляд на мир. От нас требуется понимание, проявление доброй воли, чтобы внимательно вчитываться в непривычный язык Фомы. В конце статьи к понятиям материи и формы он добавляет понятие силы. Этим он допускает, что элементы соединяются в тела, из которых состоит мир. Приведенный подход актуален не только для средневековья, но может служить исходным пунктом для начального объяснения элементарной действительности, того, что имел в виду Рудольф Штайнер, когда говорил о значении ари-стотелизма для духовной науки и значении Фомы Аквинского для естественных наук настоящего и будущего (см. Р. Штайнер «Философия Фомы Аквинского». GA 74; «Мировая история в антропософском освещении» GA 233; Кармические лекции 1924 г. GA 237). В сочинении Фомы Аквинского, как и у Альберта Магнуса, особо выражено мышление в духе Аристотеля, показано понимание и переживание природы, построенное на точном наблюдении, когда постижение мира осмысленно, но остается пронизанным духом.
Вольф-Ульрих Клюнкер