Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=273 |
Распечатать |
Продолжительность возраста маленьких детей
Люди, принадлежащие к различным культурам, подчас с трудом понимают друг друга, и относятся друг к другу враждебно. Многие истребленные группы людей были ничуть не хуже, чем их палачи, но лишь другими, прежде всего - менее эгоистичными.
В Новом Завете (Иоанн, 15,25) мы читаем: «...Возненавидели Меня напрасно». Это цитата из двух псалмов (69,5 и 35,19). «Напрасно», но не без причины. Ибо Бог представлял собой истинного человека, истинную недогматическую мудрость, которая ориентирована не на тексты, но интуитивно находит для каждой ситуации моральное, творческое деяние. Он напоминает людям о том, чем они могут быть. Их отказ в требовании изменить себя в отношении идеального образа легко оборачивается ненавистью к Тому, Кто представляет этот образ. Не зря в Новом Завете Христос называет маленького ребенка идеалом человека (Матфей 18,2; 18,10; 19,13; Марк 9,33; 10,13; Лука 9,46; 18,15). И уже его ученики проявляют непонимание существа ребенка (Матфей 19,13; Марк 10,13; Лука 18,15). Уже в то время мир взрослых отличался от мира детей. Со временем это различие становилось всё больше. В чем оно состоит?
Другие, незамеченные...
Маленькие дети переживают мир единым с собой, идентичным; взрослые - дуалистичным, в отношении: субъект-объект. Недуалистичное переживание означает: вне дистанции, не связанном с мышлением, в грезящем ясно-чувствовании. Погружаясь в эмоцию или художественное произведение, взрослые тоже теряют дистанцию. «Отделение» от мира происходит через силы антипатии или, выражаясь иначе, благодаря образованию «ощущению себя».
Новую генерацию детей можно характеризовать таким образом, что у них появление «ощущения себя», отделение от духовного и физического мира происходит гораздо медленнее, чем в прежних генерациях, отделяющие силы начинают в них действовать позже. По сравнению с «нормальными» эти дети «опаздывают», будучи по своей сути другими. В них преобладают силы симпатии и связанные с ними различные «отклонения» от привычных и ожидаемых способностей и достижений в школе, в детском саду, дома.
Вместо линейного, понятийного мышления они живут в образном чувствующем «мышлении» (все образы, однако, познаваемы и эстетически прочувствованы). Так как они сильно связаны и с миром, и со своими внутренними жестами, у них существуют трудности с образованием понятия, которое является главной целью воспитания в большинстве школ. Образование понятий предполагает селективно разграниченную внимательность. Если, например, мы хотим дать ребенку понятие «гладкий», то показываем ему разные вещи с гладкой поверхностью. Ребенок должен при этом разграничить форму, величину, материал, функцию предмета и самостоятельно выделить то, что относится к понятию «гладкий». Если ребенок еще находится в переживании идентичности, то он не может провести этого «разграничения», он переживает глобально и не приходит к образованию понятия. Это относится ко многим детям с так называемым синдромом ADS, ADHD, легастении, Аспергера - а также к Звездным детям. Они с трудом согласуются с миром взрослых. Если это отличие конституции не понимается окружением (родителями, учителями), то на таких детях быстро ставится штемпель «отстающие», «не способные к обучению» и т.д. В действительности они просто другие, обладают другими, в большинстве случаев не замеченными, способностями. А поскольку эти способности не замечаются, то они и не ценятся, не развиваются. Вместо этого детей бранят за слабые «достижения», оценивая их как некачественные. Это часто приводит к депрессиям, к чувству неполноценности и компенсируется упрямством, строптивостью, агрессией или уходом в себя. Так возникает «трудный» ребенок. Затем его обследуют психологи и психиатры, тестируют, посылают во вспомогательную или особую школу, где к нему предъявляют заниженные требования и проводят медицинские обследования. Этот спуск заканчивается психиатрией. Ребенок, который не чувствует себя понятым, не находит смысла в жизни, считает себя безнадежным и полностью уходит в себя - снова в другое бытие.
Так называемую гиперактивность тоже можно рассматривать как продолжение жизни маленького ребенка. Почти все здоровые дети сегодня, еще не умея ходить и уже начав говорить, необычайно «активны». Это исключительное стремление к познанию и опыту мы считаем «нормальным». Но когда подобное поведение остается вплоть до школьного возраста, мы начинаем говорить о «гиперактивности».
...и опасный мир ребенка
Если ощущение себя в теле не достаточно сильно развито, тогда образ действия чувств также сдвигается в направлении состояния маленького ребенка: «физическое» познание, связанное с физиологическими функциями органов чувств, усиливается благодаря чувствующим компонентам. Это является причиной гипер - и гипофункции, в особенности в области слуха, когда определенные шумы эти дети воспринимают с болезненной силой. Асимметричное слышание обоими ушами тоже может стать предпосылкой легасте-нии, ADHD и трудностей в обучении. С нарушением слуха странным образом связаны и дисфункции других чувств: таких, как зрение, обоняние, вкус и различные аномалии ощущения осязания и тепла.
Если сознание ребенка не достаточно независимо от сопереживания окружения, то его внимание не может фиксироваться (например, на учителе), оно отвлекается всем, что в окружении (например, в классе) происходит, а происходит что-то постоянно: шорох переворачиваемых страниц, движение детей, уличный шум и т.д. Собственно говоря, у этих детей не недостаток внимания, а избыток его. «Дети-бабочки» схватывают за короткое время гораздо больше (благодаря своему чувству), чем так называемые нормальные с их продолжительными наблюдениями.
Подобные отклонения объясняются слабым «ощущением себя». Но одновременно с этим можно наблюдать необыкновенные способности: прежде всего беззнаковую коммуникацию («чтение мыслей») и тот взгляд, благодаря которому эти дети просматривают и понимают в своей душевно-духовной сущности друг друга и взрослых - в обществе и в школе это часто выглядит тоже непривлекательно. Можно вспомнить, что многие творческие (во всех областях) люди были легастениками или аутистами - в любом случае не «нормальными».
Не полное «отделение» от мира означает менее глубокое инкарнирование - со всеми преимуществами (таланты) и недостатками (неправильная жизнь на Земле). Мы знакомы с попытками компенсировать это в виде агрессии, автоагрессии, насилия, разрушительной ярости, жестких привычек, принуждения к порядку и другого. Все это служит тому, чтобы заменить отсутствующий центр, повседневное Я. Правильным решением проблемы могла бы стать выработка истинного Я, которое поначалу приносят с собой Звездные дети (это видно тотчас после рождения в их проникнутом самосознанием взгляде).
Феномены, которые все чаще проявляются в новой генерации детей, можно сформулировать так: эти дети дольше сохраняют способности маленьких детей и связанное с этим отношение к духовному и физическому миру - часто намного дольше, чем взрослые об этом знают. С одной стороны это проявляется в духовности душевной структуры, а с другой - в более медленном вхождении в мир взрослых. Благодаря неправильной оценке (суждению) и неумелым действиям одно из них можно уничтожить, а другое сделать невозможным.
Другая возможность человеческого бытия. Что делать?
Не удивительно, что многие родители, учителя, лечебные педагоги не видят описанных изменений в душевно-духовной конституции детей (которые могут проявляться в аллергиях, вегетативной лабильности и прочем, что встречается сегодня повсеместно), а может быть и не хотят видеть. Это другое бытие невозможно понять без духовно ориентированного учения о человеке. Трудно себе представить, что в развитии человечества происходят такие быстрые изменения. Я не упоминаю здесь исторических и научно-исторических параллелей. Нельзя быть в претензии и к специалистам, которые неправильно истолковывают это развитие, хотя влияниями окружения все сложнее становится объяснить трудности в школе и детском саду, не говоря уже о генетических обоснованиях. Вместо того, чтобы заранее дискриминировать отличающихся детей подобными предрассудками, пора уже их научно исследовать.
Не может ли быть, что по отношению к этим детям мы (более старшие из взрослых) чувствуем то же, что современники Христа. Дети показывают нам зеркало, в котором наряду с идеалом человека возникает наш реальный образ, и мы с трудом выдерживаем сравнение. Дети нам говорят: «Мы показываем вам другую возможность человеческого бытия, совместной жизни; хотите ли вы ее принять? Если да, то вы должны многое делать иначе, и прежде всего должны узнать, что мы несем с собой, перестать нас мерить по старым масштабам. Посмотрите на нас, прежде чем мы станем трудными, позже многое может в нас измениться».
В заключение я хотел бы лично обратиться ко всем взрослым, которые стоят перед лицом описанных выше трудностей. Вы могли не знать, что вам предстоит. С другой стороны, я никогда не перестану надеяться, что все больше друзей, особенно тех, кто знаком с духовной наукой Рудольфа Штайнера - несмотря на их собственные специфические трудности - увидят то, что происходит сегодня между духовным миром и Землей. Я прошу вас, дорогие родители, дорогие педагоги: дайте шанс тому импульсу, который вышеупомянутое рассмотрение хочет поддержать. Может быть он откроет дорогу помогающей истине.
Георг Кюлевинд
Das Goetheanum N 13/2003