Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=271 |
Распечатать |
Восприятие жестов как исходный пункт медитативных исследований
Смысл земного развития заключается в том, что благодаря ему во всеобщее развитие будет включено нечто, что без него не могло бы проявиться: удивление, изумление, сочувствие и совесть.
Рудольф Штайнер, 14 мая 1912 года
Благодаря нашему констатирующему восприятию и активным действиям окружающий нас земной мир постоянно выступает перед нами как реальность. В его сопротивлении нашим деяниям, в его «противостоянии» мы замечаем, что и сами противостоим ему. Это противостояние взаимно. Мы наблюдаем его и используем для себя. Выходит так, что этому «предметному миру», «миру сопротивления» мы обязаны значительной частью нашего собственного самосознания. Но благодарны ли мы ему за это? Каждый из нас, кто задает себе этот вопрос, видит его актуальность и обращенность к нашей совести.
Побуждаемые своей совестью, мы спрашиваем себя, используем ли мы полученное «в подарок» сознание нашего Я, чтобы расширить свою ограниченность до понимания целого в окружающем нас мире. Воздерживаясь на время от мышления, мы достигаем этого обычно благодаря удивлению, сочувствию, а также совести. Таким образом, совесть, сочувствие и удивление принадлежат уже одному из таких расширений. Последующие рассуждения могли бы способствовать пониманию того, какое значение для нашей жизни приобретают эти три способности, становясь исходным пунктом для духовного ученичества.
Прежде всего я хотел бы рассмотреть то, что называется удивлением. Мы должны прояснить для себя, что же происходит в нас благодаря удивлению. Не для того, чтобы «учиться» удивлению, но чтобы в переживании удивления открыть нечто, что создает исходный пункт для дальнейшего развития.
Часто ли мы удивляемся тому, что видим? До какой степени мы этому удивляемся? Что нас при этом удивляет? Новое? Это входит в противоречие с тем, что иногда мы удивляемся даже тому, что встречаем каждый день. Оценивая новизну предмета, которому мы удивляемся, мы не можем ответить на вопрос «почему?».
Пытаясь ответить на эти вопросы, мы замечаем то обстоятельство, что больше всего мы удивляемся тому, что можем воспринять лишь частично. Так, ночью мы изумляемся звездному небу, днем его голубизне, вечерней и утренней заре, радуге, зелени лугов, белизне снежного покрова. Мы смотрим на все это, но не охватываем полностью, как, например, камень или произведение архитектуры, которое можем обойти вокруг. Не проявляется ли способность удивляться тем больше, чем дальше отступает от нас характер воспринимаемого предмета? Здесь необходимо учесть и иное восприятие, как непосредственно относящееся к предмету. Ибо наше удивление выявляет не нечто новое, но то обстоятельство, что данный предмет мы переживаем окруженным чем-то, что в нашем ощущении позволяет ему быть «легким», его поэтизирует. Но чтобы это обнаружить, недостаточно обычного переживания удивления.
Возникают три вопроса: чем должно быть подкреплено наше обычное увлечение, чтобы сделать это открытие? Как можно описать то, что составляет это открытие? Благодаря чему то, что обнаруживается в переживании удивления, так быстро исчезает?
Первый вопрос касается выработки того рода внимательности, которая не мешает отдаче накопленному переживанию, но усиливает его. Речь идет об обучении, которое может происходить только путем упражнений. Нам необходимо развивать чувствующую внимательность. Как и любое чувство, она принадлежит к области сердца. Пламя внимательности нужно разжигать не в голове, а в сердце. Чем энергичнее мы это делаем, тем больше мы способны благодаря удивлению воспринять нечто, постоянно имеющееся в наличии, но доселе нами не осознаваемое.
Как это можно описать? Сначала в своих устных рассмотрениях я говорил о «жестах», которые приходят в «созвучие» при восприятии предмета и вызывают у нас способность к удивлению. Но в последующих беседах стало ясно, что слово «жест» не всегда правильно понимается. Разумеется, речь идет не о тех жестах, какие, к примеру, производит человек, подчеркивая свою речь, и уж, конечно, не о движениях предмета. Речь идет о чем-то таком, что можно охарактеризовать как различные «зародыши воли», которые предваряют каждый человеческий жест, даже тогда, когда человек подавляет свои проявления. (Эвритмические жесты выглядят тем прекраснее, чем больше удается сохранить нечто от субстанции этих зародышей вплоть до полного раскрытия относящихся к ним жестов.)
Зародыши воли подобного рода обнаруживаются не только в человеке, но и во всех явлениях природы и заставляют нас бессознательно им удивляться. Совершенно очевидно, что Гете к своему учению о цвете пришел через сознательное восприятие подобных зародышей воли. Он говорил о «морально-чувственном» действии краски, описывал живые чувственные формы, которые получаются из сознательного сращивания с зародышами воли, таящимися в отдельных красках.
Так как одновременно с обычным, предметным способом восприятия мы развиваем «предметный образ мышления», нам грозит опасность упустить из виду само происхождение удивления. Ибо, исходя из этого образа мышления, мы ожидаем, что мир сам подступит к нам в форме предметного восприятия. В связи с этим мы склонны такие переживания, как удивление, заменить простым восприятием предмета и благодаря такой интерпретации - и внушению, которое от нее исходит - потерять эти переживания.
Для того, чтобы медитативное исследование, лишь схематически очерченное мной, было продуктивным, нужно воспитать в себе повышенную внимательность. Исходный пункт создают соответственно найденные зародыши воли обозначенных жестов и, в зависимости от них, по-разному развитые чувственные формы. В последующем рассмотрении я буду меньше уделять внимания зародышам воли и чувственным формам, но больше усилиям, благодаря которым читатель сам сможет их найти. К такому способу изысканий я был побужден изложением Ман-фреда фон Макензен в журнале «Искусство воспитания».
Попробуем наблюдать ландшафт, освещенный солнцем, но таким образом, чтобы в полном покое смотреть против света. Зажженное в сердце пламя нашей внимательности поглощает все предвзятые головные представления. Переживание, возникшее при таком наблюдении, сравним с тем переживанием, которое мы получим, когда повернувшись, соединим направление нашего взгляда с направлением солнечных лучей.
В первом случае мы наблюдаем резкие контуры, светлые и темные очертания, сужение поля зрения, связанное с неожиданным уменьшением расстояния до горизонта, и то ощущение, как будто мы должны выдержать сопротивление чего-то, что выражает тихую боль; мы наблюдаем, что между нами и увиденным ландшафтом открывается нечто вроде пропасти, в которой спрятано смертоносное.
Другая ситуация позволяет нам прочувствовать все многообразие цвета ландшафта и мягкость его переходов, расширение поля зрения, открытость далей горизонта, то, как наш взгляд без труда и с удовольствием проникает в ландшафт, делая нас мечтательными; мы чувствуем, что освещенный ландшафт приветствует нас, готовый окружить нашу жизнь любовью.
Совсем иная картина возникает, когда мы наблюдаем ландшафт не против солнца и не вместе с солнцем, но пересекая взглядом направление солнца. Поэтическое настроение, которое раньше охватывало нас, вдруг исчезает. Наступает отрезвление. Мы ощущаем душевную тяжесть при восприятии предметов. Предметы, освещенные с одной стороны и затененные с другой, активно возбуждают такой способ восприятия, при котором нам навстречу выступает нечто, вытканное из света и тени, побуждая к действию головной рассудок. Этому противостоянию мы обязаны первым возникновением нашего Я - сознания.
Из дальнейшей медитативной работы с собранным материалом, полученным в первых двух наблюдениях, выявилось, что вторая ситуация, поначалу причисленная к «смертельной», привела к переживанию рождения (оба переживания относятся, конечно, не к телесно-физическому, но к душевно-духовному процессу). Но речь не об этом. Главное в медитативной работе относится к вопросу «как». Важна душевная возможность человека сочувствовать тому, что происходит вокруг него. Ибо то, каким образом может быть нечто найдено из удивления, как исходного пункта для душевного исследования, становится дальнейшим важнейшим элементом исследования в душевной области человеческого сочувствия.
Чтобы лучше это понять, важно значение слова «сочувствие» не сузить до значения слова «сострадание», несмотря на то, что сострадание, разумеется, также имеет место, как и «со-радость». Оба значения слова «сочувствие» не должны заранее ограничиваться переживанием, которое относится к обычным «радостям и горестям» земной жизни. Наша «со-радость» может относиться, к примеру, к тому, что человек нашел задачу своей жизни, а «сострадание» - к тому, что он ее еще не нашел.
Медитативная практика, подразумеваемая здесь, показывает, что сочувствие распространяется намного дальше. Оно начинается от представления наблюдаемых зародышей воли (и развиваемых в них, к примеру, противоположных друг другу чувственных форм) посредством предварительно построенного образа жестов. Образ жестов характерным образом суммирует для воспоминания сделанные опыты. Сама медитативная работа продолжается благодаря тому, что медитирующий в своем углублении - «погружении» - в воображаемые таким образом жесты стремится к тому, чтобы их «повернуть», что называется, в направлении к их зародышу, и проследить за той сущностью, которая его в себе прячет. Для вышеописанного случая, упрощенно выражаясь можно сказать: не в том направлении, в котором солнце дарит свет, но в противоположном; не в направлении нашего зрения, но в противоположном к нему.
Результатом повторяющегося последовательного медитативного размышления подобного рода оказывается то, что сам построенный до этого образ жестов душевно становится как бы «прозрачен» для другого, не нами сделанного образа. В данном случае - как переживание смерти или рождения. Разумеется, этот образ намного менее устойчивый, чем сделанный нами. Он ускользает, как дуновение воздуха, и поэтому, чтобы овладеть им, мы нуждаемся в гораздо более высокой степени внимательности, чем при собирании опытов с жестами в упражнениях с солнцем.
Происходит так, что эта «прозрачность», особенно в начале, не всегда достигается в самой медитативной работе, но, к примеру, выступает в процессе пробуждения на следующее утро. Таким образом, в переработке найденных нами образов жестов мы знакомимся с чем-то решающим в нашем отношении к внеземному космосу. И хотя по-
лученный опыт подкрепляется многочисленными высказываниями Р.Штайнера, он ни в коем случае не может подменяться еще более «умными» интерпретациями этих высказываний. То, что мы узнаем от Р.Штайнера, должно быть заново подкреплено собственным опытом.
В заключение хочу сказать, что для меня самого в медитативной работе важно обратить внимание на обозначенную выше третью ситуацию наблюдения и на возникающее при этом опыты. Потому что наблюдаемые здесь жесты, ставя пределы для самих себя, ведут к предметности, становясь душевно прозрачными для совсем иных образов: для тех образов, которые связаны с ходом развития человечества, как это говорилось в начале данного исследования; они связаны с развитием человека до одной из своих сознательных сущностей. Это развитие началось в предметном восприятии.
Благодаря чему все же стал возможен этот важный шаг развития? Благодаря тому, что в развитии человечества произошло событие, которое изменило все, ранее произошедшее. В связи с этим событием по свидетельству Ветхого Завета «наши глаза открылись». Для чего? Для предметного восприятия. Но ведь ничего не может «открыться», чего до этого еще не было. Таким образом, глаза должны были быть уже в наличии. Однако, для чего они служили, если не было предметов для рассмотрения?
Для того, чтобы ориентироваться в мире жестов и ведущих к ним зародышей воли - не только солнца, но всей природы, - в которой человек тоже жил, как истинное «существо жестов». И «грехопадение», о котором говорит «Ветхий Завет», было «падением в разобщенность» с тем миром, в предметное восприятие. В своих лекциях о «Мире чувств и мире духа» Р.Штайнер называет тот мир «миром струящейся, правящей воли». Да, сам мир предметов выпал из того «моря воли», как соль из морской воды. И то, что тем временем в противовес этому предметному миру укреплялось в человеке как Я-сознание, стоит сегодня перед задачей будущего преобразовать «падение в разобщенность» в «поднятие» из нее. Взывает ли сегодня совесть каждого из нас, к нашей благодарности за это предметному миру?
Кристоф Линденау
Mitteilungen №3/2002
Перевод с нем. М.К