Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=270
Распечатать

Хайнц Циммерман, Бодо фон Плато. Метаморфозы интеллигенции, ответственной за события текущего времени



Правление в Гетеануме предлагает в качестве общего направления работы тему года, кото­рую можно рассматривать в контексте некоего цикла, охватывающего несколько лет. Он начался в 2001/02 году и посвящен духовным иерархиям. Сначала была предложена более общая тема «Чело­веческое самопознание и мир иерархий» (см. «Anthroposophie weltweit» №2/2001), за которой последо­вала тема «Человек в поле напряжения между ангелами и противоборствующими силами» (см. «Anthroposophie weltweit» №1/2002). В 2003/04 году Правление в Гетеануме предлагает направить свое внимание на воздействие на человеческое мышление Духа времени Михаила и его противников.

В прошедшем году в центре нашей антропософской работы стоял вопрос человеческого бытия между добром и злом. Мы предлагаем присоединить к нему один аспект, имеющий весьма важное значение: метаморфозы интеллигенции и совместная ответственность за текущие события.

Осознанная способность самоопределения

Борьба между добром и злом разыгрывается не только вне человека, но в первую очередь в человеческом сознании. Все вместе и каждый в отдельности мы стоим сейчас перед животрепе­щущим вопросом, хотим ли мы нести ответствен­ность за то, чтo делаем, или мы не замечаем, как нас «передают» анонимным инстанциям, которые путем манипуляций упраздняют нашу индивиду­альную способность к принятию решений. Исход этой борьбы на уровне человеческого сознания зависит главным образом от того, каким родом интеллигенции определяется наше поведение.

Без нашего индивидуального решения со­временной стадии развития мышления свойст­венна механистическая тенденция разрушения интеллекта. Все, что наполняет наш современ­ный мир силами разрушения: войны, нищета, проблемы окружающей среды, насилие, террор -соответствует в конце концов определенной форме мышления. Но и образ действия Виктора Франкла или Имре Кертеша, которые смогли в концентрационном лагере овладеть своей судь­бой и даже нашли ее в этой «обреченности», тоже является выражением мышления, благода­ря которому человек осознает свою способность к самоопределению.

Идеи - идеалы - поступки

С 90-х годов последнего столетия в исследова­нии интеллигенции присутствует знание, что ра­зумное поведение состоит не только в следовании логическим, компьютерным процессам, но и, как показал Говард Гарднер и другие, в способности обращаться с самим собой, своими близкими и со­временностью осмысленно и ответственно. Вопрос самоопределения человека, так же как и вопрос свободы и ответственности непосредственно свя­заны с возможностью открыть в собственном су­ществе духовное, развиваться из него, превратить идеи в идеалы и поступать, исходя из них.

Познание и нравственность

Вопрос о спиритуализации мышления был поднят Рудольфом Штайнером в «Философии свободы». Она представляет собой духовнонаучное основание всей антропософии и находит свой венец в «Письмах Михаила», носящих характер завещания. Михаил, как дух современности, есть то духовное существо, которое желает человеку свободы и, следовательно, находится в такой об­ласти, где намеренно направленное мышление в состоянии охватить сердце и волю.

В этом смысле антропософская духовная наука есть путь познания, на котором каждый от­дельный человек может соединить себя с истин­ным Духом времени. Познание и нравственность, мышление и готовность к ответственности не­разрывно связаны друг с другом. Сделать этот путь плодотворным для потребностей различных областей жизни и благодаря этому действенным для культуры - таково стремление Свободной Высшей школы, как сообщества, стоящего на пу­ти ученичества и исследования. Эта важнейшая и необходимая задача Высшей школы в связи с Антропософским обществом должна с двух сторон укрепляться с точки зрения современного положения: изнутри - в соединяющем учениче­стве, внешним образом - в связи с вопросами современности и общественных деяний. Обе стороны обусловлены друг другом, открывают смысл совместной ответственности за совре­менные события и ставят вопрос обращения к интеллигенции.

Метаморфозы интеллигенции

«Письма Михаила», которые Рудольф Штайнер опубликовал вместе с «Руководящими поло­жениями» после Рождественского собрания, об­ращены к метаморфозе интеллигенции в течение большого периода исторического и космического развития. Их изучение может стать источником силы, ибо написаны они в таком языковом стиле, что он один уже может оживить и воспламенить мышление каждого, кто всерьез погружается в него.

В качестве дальнейших рекомендаций по теме года можно назвать три лекции, прочитанные Ру­дольфом Штайнером в Арнхайме, в которых под­нимаются те же вопросы, но с точки зрения пред­посылок развития Антропософского общества (тем самым предоставляется также возможность подумать об Аланусе аб Инсулисе, умершем 800 лет назад).

С предложенной тематикой тесно связана на­ша активность в этом и следующем годах: «Фа­уст» Гете - это драма жизни и познания совре­менного человека, стремящегося к своему инди­видуальному самоопределению и ищущего свою человечность в рассмотрении сущности зла.

От Правления в Гетеануме
и Коллегии Свободной Высшей школы
Хайнц Циммерман, Бодо фон Плато
Пер. с нем. Л. В.Тужловой, О. Г. Прониной


Рекомендуемые тексты

Из «Руководящих положений» (GA 26)

- В начале эпохи Михаила

- Человеческий душевный склад перед началом эпохи Михаила

- Домихаилический путь и путь Михаила

- Задача Михаила в сфере Аримана

- Опыты и переживания Михаила во время исполнения его космической миссии

- Будущее человечества и деятельность Михаила

Особенно плодотворно включить в работу относящиеся к этому Руководящие положения.


Из «Эзотерических рассмотрений кармических связей (GA 240) том 6

- Лекции в Арнхайме с 18 по 20 июля 1924 года