Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=270 |
Распечатать |
Правление в Гетеануме предлагает в качестве общего направления работы тему года, которую можно рассматривать в контексте некоего цикла, охватывающего несколько лет. Он начался в 2001/02 году и посвящен духовным иерархиям. Сначала была предложена более общая тема «Человеческое самопознание и мир иерархий» (см. «Anthroposophie weltweit» №2/2001), за которой последовала тема «Человек в поле напряжения между ангелами и противоборствующими силами» (см. «Anthroposophie weltweit» №1/2002). В 2003/04 году Правление в Гетеануме предлагает направить свое внимание на воздействие на человеческое мышление Духа времени Михаила и его противников.
В прошедшем году в центре нашей антропософской работы стоял вопрос человеческого бытия между добром и злом. Мы предлагаем присоединить к нему один аспект, имеющий весьма важное значение: метаморфозы интеллигенции и совместная ответственность за текущие события.
Осознанная способность самоопределения
Борьба между добром и злом разыгрывается не только вне человека, но в первую очередь в человеческом сознании. Все вместе и каждый в отдельности мы стоим сейчас перед животрепещущим вопросом, хотим ли мы нести ответственность за то, чтo делаем, или мы не замечаем, как нас «передают» анонимным инстанциям, которые путем манипуляций упраздняют нашу индивидуальную способность к принятию решений. Исход этой борьбы на уровне человеческого сознания зависит главным образом от того, каким родом интеллигенции определяется наше поведение.
Без нашего индивидуального решения современной стадии развития мышления свойственна механистическая тенденция разрушения интеллекта. Все, что наполняет наш современный мир силами разрушения: войны, нищета, проблемы окружающей среды, насилие, террор -соответствует в конце концов определенной форме мышления. Но и образ действия Виктора Франкла или Имре Кертеша, которые смогли в концентрационном лагере овладеть своей судьбой и даже нашли ее в этой «обреченности», тоже является выражением мышления, благодаря которому человек осознает свою способность к самоопределению.
Идеи - идеалы - поступки
С 90-х годов последнего столетия в исследовании интеллигенции присутствует знание, что разумное поведение состоит не только в следовании логическим, компьютерным процессам, но и, как показал Говард Гарднер и другие, в способности обращаться с самим собой, своими близкими и современностью осмысленно и ответственно. Вопрос самоопределения человека, так же как и вопрос свободы и ответственности непосредственно связаны с возможностью открыть в собственном существе духовное, развиваться из него, превратить идеи в идеалы и поступать, исходя из них.
Познание и нравственность
Вопрос о спиритуализации мышления был поднят Рудольфом Штайнером в «Философии свободы». Она представляет собой духовнонаучное основание всей антропософии и находит свой венец в «Письмах Михаила», носящих характер завещания. Михаил, как дух современности, есть то духовное существо, которое желает человеку свободы и, следовательно, находится в такой области, где намеренно направленное мышление в состоянии охватить сердце и волю.
В этом смысле антропософская духовная наука есть путь познания, на котором каждый отдельный человек может соединить себя с истинным Духом времени. Познание и нравственность, мышление и готовность к ответственности неразрывно связаны друг с другом. Сделать этот путь плодотворным для потребностей различных областей жизни и благодаря этому действенным для культуры - таково стремление Свободной Высшей школы, как сообщества, стоящего на пути ученичества и исследования. Эта важнейшая и необходимая задача Высшей школы в связи с Антропософским обществом должна с двух сторон укрепляться с точки зрения современного положения: изнутри - в соединяющем ученичестве, внешним образом - в связи с вопросами современности и общественных деяний. Обе стороны обусловлены друг другом, открывают смысл совместной ответственности за современные события и ставят вопрос обращения к интеллигенции.
Метаморфозы интеллигенции
«Письма Михаила», которые Рудольф Штайнер опубликовал вместе с «Руководящими положениями» после Рождественского собрания, обращены к метаморфозе интеллигенции в течение большого периода исторического и космического развития. Их изучение может стать источником силы, ибо написаны они в таком языковом стиле, что он один уже может оживить и воспламенить мышление каждого, кто всерьез погружается в него.
В качестве дальнейших рекомендаций по теме года можно назвать три лекции, прочитанные Рудольфом Штайнером в Арнхайме, в которых поднимаются те же вопросы, но с точки зрения предпосылок развития Антропософского общества (тем самым предоставляется также возможность подумать об Аланусе аб Инсулисе, умершем 800 лет назад).
С предложенной тематикой тесно связана наша активность в этом и следующем годах: «Фауст» Гете - это драма жизни и познания современного человека, стремящегося к своему индивидуальному самоопределению и ищущего свою человечность в рассмотрении сущности зла.
От Правления в Гетеануме
и Коллегии Свободной Высшей школы
Хайнц Циммерман, Бодо фон Плато
Пер. с нем. Л. В.Тужловой, О. Г. Прониной
Рекомендуемые тексты
Из «Руководящих положений» (GA 26)
- В начале эпохи Михаила
- Человеческий душевный склад перед началом эпохи Михаила
- Домихаилический путь и путь Михаила
- Задача Михаила в сфере Аримана
- Опыты и переживания Михаила во время исполнения его космической миссии
- Будущее человечества и деятельность Михаила
Особенно плодотворно включить в работу относящиеся к этому Руководящие положения.
Из «Эзотерических рассмотрений кармических связей (GA 240) том 6
- Лекции в Арнхайме с 18 по 20 июля 1924 года