Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=267
Распечатать

Янош Дарваш. Кто такие кавказцы



Вопрос, поднимаемый в связи с конфликтом в Чечне

Регион Северного Кавказа не привлекал бы к себе такого внимания, если бы не война в Чечне. В связи с событиями 11 сентября 2001 года со­общения из этого региона на время исчезли с га­зетных полос. Но захват заложников в Москве в середине октября 2002 г. вновь привлек интерес к нему во всем мире. Широкой публике не всегда ясно, какие, собственно, народности называются «кавказцами». Люди слышат экзотические назва­ния областей и этнических групп, но в большин­стве случаев не знают, кто такие абазины, ады­гейцы, лезгины, балкарцы или карачаевцы. А на вопрос, принадлежит ли данный регион к Европе или Азии, даже «Энциклопедия народов Европы и Кавказа» не дает исчерпывающего ответа.

Северокавказский и южнокавказский миры

Жители Западной и Центральной Европы ред­ко соприкасаются с представителями этих наро­дов. Более других рассеяна по миру армянская диаспора. Я сидел в школе на одной парте с ар­мянином, который, как и его отец, владеет сейчас сетью магазинов. Судьба армянских христиан сходна с судьбой евреев. Народы Южного Кавка­за, которых мы знаем немного лучше: армяне, грузины, азербайджанцы - заслуживают отдель­ного рассмотрения, особенно оба христианских народа, обладающих богатейшим духовным им­пульсом. Исламский Азербайджан также требует особого внимания. В современной иранской части Азербайджана находится маздейская святыня Такт-и-Сулейман, которая духовными нитями связана с течением Грааля. Однако следует отличать народы, переселившиеся в эту южную часть Кавказа (транскавказцев) от собственно кавказцев, которые издавна живут в северной части горного хребта.

Кавказцами называют большую часть этниче­ских объединений, которые, несмотря на разли­чие в языках и определенные разграничения, имеют, однако глубинную культурную общность. Это черкесы, чеченцы, ингуши и многие другие группы населения, которые живут в непосредст­венном соседстве друг с другом, на их отноше­ниях еще и сегодня лежит отпечаток архаичных, частично доисламских и дохристианских форм экономики, права и менталитета. Черкесы, на­пример, приняли христианство в VI веке под влиянием византийцев. Но в более поздние века христианство постепенно потеряло свою внут­реннюю силу, и народ вернулся к древним фор­мам вероисповедания. Только в XVII-XVIII веках под влиянием Османской империи народ принял ислам суннитского толка.

Народы, стремящиеся к независимости

Общим для всех этих групп является обычное законодательство («Тоге»), которое покоится на архаичных принципах кочевников и полукочевни­ков. Национальная одежда, народные танцы, жи­лища и пища указывают на уходящее вглубь ве­ков смешение кланов и сообществ, которые по­стоянно образовывались при постоянно меняю­щихся полководцах. Сейчас трудно сказать, ка­кой народ откуда произошел. Очевидно, что мно­гим пришлось эмифировать. Некоторые из них возникли вследствие распада той империи, кото­рая в VII-VIII веках была известна как Великое хазарское ханство, располагавшееся на огром­ной территории Южной России и Центральной Азии. Тюркоязычные хазаре, стоявшие у власти полукочевого сообщества, перешли в иудаизм. Возможно, в этом просматриваются историче­ские корни глубинного стремления к независимо­сти. Ибо принятие иудаизма сделало хазарское ханство независимым от вмешательства Рима, Византии и Багдада. Так называемые горские ев­реи в Азербайджане и Дагестане, вероятно, яв­ляются далекими потомками хазар. Эта смена вероисповедания, пожалуй, сыграла свою роль и в том, что ислам активно выступил в качестве связующего звена на Северном Кавказе лишь в XIX веке.

Если рассматривать ислам детерминированно, то можно упустить из виду многие древние формы культуры и менталитета, которые берут начало от древних степных народов. Мистиче­ские суфистские братства, пользующиеся ныне популярностью в регионе, откровенно прикрыва­ются клановыми структурами, базирующимися на родовых связях. Благодаря кровавым конфлик­там последних лет возросло влияние фундаменталистского вахабизма Саудовской Аравии, со­вершенно чуждого суфизму.

Строго говоря, силовое, захватническое фор­мирование государства на Северном Кавказе ни­когда не сможет победить, несмотря на русифи­кацию, предписанную государством, и использо­вание русского языка, который позволяет пред­ставителям различных языковых групп понимать друг друга.

Ясно лишь одно: в связи с исконным стремле­нием к независимости отдельных групп, вмеша­тельством крупных держав в нефтяные запасы и пути их транспортировки через регион, а также усилением фундаменталистско - исламских уст­ремлений (трагический пример Чечни очевиден) Кавказ идет сегодня навстречу более чем сомни­тельному будущему.

Янош Дарваш
Das Goetheanum №46/2002
Перевод с нем. М.К.