Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=267 |
Распечатать |
Вопрос, поднимаемый в связи с конфликтом в Чечне
Регион Северного Кавказа не привлекал бы к себе такого внимания, если бы не война в Чечне. В связи с событиями 11 сентября 2001 года сообщения из этого региона на время исчезли с газетных полос. Но захват заложников в Москве в середине октября 2002 г. вновь привлек интерес к нему во всем мире. Широкой публике не всегда ясно, какие, собственно, народности называются «кавказцами». Люди слышат экзотические названия областей и этнических групп, но в большинстве случаев не знают, кто такие абазины, адыгейцы, лезгины, балкарцы или карачаевцы. А на вопрос, принадлежит ли данный регион к Европе или Азии, даже «Энциклопедия народов Европы и Кавказа» не дает исчерпывающего ответа.
Северокавказский и южнокавказский миры
Жители Западной и Центральной Европы редко соприкасаются с представителями этих народов. Более других рассеяна по миру армянская диаспора. Я сидел в школе на одной парте с армянином, который, как и его отец, владеет сейчас сетью магазинов. Судьба армянских христиан сходна с судьбой евреев. Народы Южного Кавказа, которых мы знаем немного лучше: армяне, грузины, азербайджанцы - заслуживают отдельного рассмотрения, особенно оба христианских народа, обладающих богатейшим духовным импульсом. Исламский Азербайджан также требует особого внимания. В современной иранской части Азербайджана находится маздейская святыня Такт-и-Сулейман, которая духовными нитями связана с течением Грааля. Однако следует отличать народы, переселившиеся в эту южную часть Кавказа (транскавказцев) от собственно кавказцев, которые издавна живут в северной части горного хребта.
Кавказцами называют большую часть этнических объединений, которые, несмотря на различие в языках и определенные разграничения, имеют, однако глубинную культурную общность. Это черкесы, чеченцы, ингуши и многие другие группы населения, которые живут в непосредственном соседстве друг с другом, на их отношениях еще и сегодня лежит отпечаток архаичных, частично доисламских и дохристианских форм экономики, права и менталитета. Черкесы, например, приняли христианство в VI веке под влиянием византийцев. Но в более поздние века христианство постепенно потеряло свою внутреннюю силу, и народ вернулся к древним формам вероисповедания. Только в XVII-XVIII веках под влиянием Османской империи народ принял ислам суннитского толка.
Народы, стремящиеся к независимости
Общим для всех этих групп является обычное законодательство («Тоге»), которое покоится на архаичных принципах кочевников и полукочевников. Национальная одежда, народные танцы, жилища и пища указывают на уходящее вглубь веков смешение кланов и сообществ, которые постоянно образовывались при постоянно меняющихся полководцах. Сейчас трудно сказать, какой народ откуда произошел. Очевидно, что многим пришлось эмифировать. Некоторые из них возникли вследствие распада той империи, которая в VII-VIII веках была известна как Великое хазарское ханство, располагавшееся на огромной территории Южной России и Центральной Азии. Тюркоязычные хазаре, стоявшие у власти полукочевого сообщества, перешли в иудаизм. Возможно, в этом просматриваются исторические корни глубинного стремления к независимости. Ибо принятие иудаизма сделало хазарское ханство независимым от вмешательства Рима, Византии и Багдада. Так называемые горские евреи в Азербайджане и Дагестане, вероятно, являются далекими потомками хазар. Эта смена вероисповедания, пожалуй, сыграла свою роль и в том, что ислам активно выступил в качестве связующего звена на Северном Кавказе лишь в XIX веке.
Если рассматривать ислам детерминированно, то можно упустить из виду многие древние формы культуры и менталитета, которые берут начало от древних степных народов. Мистические суфистские братства, пользующиеся ныне популярностью в регионе, откровенно прикрываются клановыми структурами, базирующимися на родовых связях. Благодаря кровавым конфликтам последних лет возросло влияние фундаменталистского вахабизма Саудовской Аравии, совершенно чуждого суфизму.
Строго говоря, силовое, захватническое формирование государства на Северном Кавказе никогда не сможет победить, несмотря на русификацию, предписанную государством, и использование русского языка, который позволяет представителям различных языковых групп понимать друг друга.
Ясно лишь одно: в связи с исконным стремлением к независимости отдельных групп, вмешательством крупных держав в нефтяные запасы и пути их транспортировки через регион, а также усилением фундаменталистско - исламских устремлений (трагический пример Чечни очевиден) Кавказ идет сегодня навстречу более чем сомнительному будущему.
Янош Дарваш
Das Goetheanum №46/2002
Перевод с нем. М.К.