Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=265 |
Распечатать |
Habent sua fata libelli, книги имеют свою судьбу, говорили древние. Имеют свою судьбу и книги в камне - церковные соборы. Наше небольшое исследование посвящено судьбе главного храма Москвы, - а именно, храма Христа Спасителя. «Жизнь» этого архитектурного сооружения оказалась связанной примечательным образом с историей России XIX-XX вв.; мы вправе ожидать, что эта таинственная связь сохранится и в третьем тысячелетии. Храм Христа был замыслен императором Александром I как памятник победы русского народа над Наполеоном Бонапартом в Отечественную войну 1812 г.; проектирование и строительство храма протекало мучительно трудно: менялись царствования, шла смена эпох, - и в своем окончательном виде грандиозный собор был освящен лишь в 1883 году. В 1931 году храм Христа Спасителя был взорван большевиками, а в конце 1980-х годов, уже после краха большевизма, в российском обществе началось движение, ставящее себе целью восстановить храм. Замысел этот был поддержан властями, на строительство потек громадный поток денежных средств. И вот, в августе 2000 г. в деле восстановления собора была поставлена, как говорится, точка: патриарх русской Церкви освятил храм, и в нем прошли торжества канонизации - причисления к лику святых свыше 1500 мучеников, жертв советского режима, - тех, кто и перед лицом смерти сохранил верность Христу.
Такова вкратце внешняя «биография» храма Христа Спасателя. От «биографий» бесчисленных церквей, которые строились, перестраивались, разрушались и восстанавливались, «жизненный путь» храма Христа отличается тем, что в эволюции его архитектурных форм оказалась символически явленной духовная история России соответствующего периода. Потому храм Христа Спасителя можно рассматривать в качестве символа русского духа - духа, вовлеченного в поток истории и претерпевающего во времени цепь взлетов и падений. И этот наш тезис требует пояснения.
В архитектуре, быть может, как ни в одном другом искусстве, сказывается влияние духа времени, духа эпохи: если архитектор хочет реализовать свой творческий замысел, он должен непременно сообразовать его со стилем современности. В России же этот стиль часто бывал персонифицирован - явлен личностью царя: так, Александр I оказался ярчайшим выразителем (как бы «первоявлением» в смысле Гете) своей -«александровской» эпохи, а Николай I - своей, следующей (с 1825 г.) за александровской, эпохи «николаевской»1. И то, что создателем первого проекта храма Христа Спасителя следует считать не одного архитектора Александра Витбер-га, но надо видеть его «соавторство» с Александром I (равно как признавать сходный союз Константина Тона и Николая I), глубоко симптоматично. Перед архитекторами храма Христа Российскими императорами было фактически поставлено задание выразить господствующие духовные - стилеобразующие тенденции своего времени; более того, средствами храмовой архитектуры им надлежало передать тогдашнее самосознание России. В формах храма Христа русский дух приходил к самоманифестации, опознавая себя самого. Замысел храма, знаменующего собой торжество победы над тираном, говорит о том, что Александр переживал тот момент (конец 1812 г.) как некую вершину национального становления; в подобной ситуации надлежит остановиться и осмыслить положение вещей. В развитии как личности, так и народа бывают моменты, требующие от субъекта самоидентификации. И вся соль-то и заключается в том, что храм Христа - как в варианте Витберга, так и Тона2 - оказался плодом как раз такой саморефлексии и са-моидентификании русского духа. Говоря языком гегелевских категорий, дух русской нации на протяжении XIX в. дважды приходил к самому себе и на время успокаивался, застывая в архитектурных формах храма Христа3. Потому, обратно, эти формы подлежат герменевтической проработке, цель которой - прикосновение к породившим их духовным импульсам, - смыслам, ставшим живыми, творческими силами. Особенность архитектурных проектов, о которых у нас пойдет речь (кроме проектов храма Христа Спасителя, принадлежащих А.Витбергу и К.Тону, мы будем говорить о плане дворца Советов, который по заказу Сталина разработал архитектор Б. Иофан: этот дворец предполагалось воздвигнуть на месте снесенного храма Христа), заключена в том, что каждый проект воплощал средствами архитектуры некую общую идею, нес в себе религиозные и историософские смыслы. Потому эти проекты можно считать в полном смысле текстами, особыми книгами,
Всё это касается не одного исторического прошлого: ныне храм Христа, в варианте К.Тона, восстановлен для будущей жизни. Мы оказываемся здесь перед очередной загадкой русской истории, - в сущности, перед тайной будущего России. В самом деле: почему правители страны и Москвы с таким энтузиазмом поддержали замысел возрождения этого храма? почему бывшие коммунистические функционеры и сотрудники КГБ, забыв о своих атеистических обетах, демонстрируют в храме перед телекамерами свою то ли дружбу, то ли единомыслие с православным духовенством? Почему, презрев скуку, они терпеливо, зажав в кулаке свечку, выстаивают длиннейшие церковные службы?.. Иными словами: какую роль в нынешней политической стратегии российских властей играет православная Церковь? Возрожденный храм Христа на своем языке поможет нам ответить на эти вопросы: ныне, как и раньше, он остается символом русского духа.
* * *
На Руси существует верование, согласно которому с каждым храмом вполне реально связано некое живое духовное существо - Ангел храмового престола. Это как бы душа храма, чьи творческие энергии, струящиеся от престола, на котором приносится бескровная евхаристическая жертва, незримо поддерживают и оживотворяют «тело» церковной постройки: каждый по опыту знает, что атмосфера действующего храма, где совершается служба, совсем иная в сравнении с храмом поруганным - оставленным своим Божественным Хранителем, - даже и в том случае, если материально здание прекрасно сохранилось. Ангел живет в храмовых формах и пронизывает их своей деятельностью: и можно предположить, что ему не безразлично, каким будет его «дом» или «тело» - оформленное пространство его обитания. На протяжении всей истории постройки храма Христа в XIX в. Ангел его престола словно ждал от человека, когда тот предоставит ему архитектурную форму, пригодную для его воплощения: существовал не один десяток проектов храма, из которых осуществленным оказался вариант К.Тона. В настоящих заметках мы остановимся на самых значимых - действительно, символических вехах «воплощения» этого таинственного посланца духовного мира.
Храм Богочеловека
25 декабря 1812 г. император Александр I издал манифест, в котором дал обет в честь победы над Наполеоном воздвигнуть в Москве величественный храм во имя Христа Спасителя. На Руси была традиция отмечать военные триумфы постройкой храмов и монастырей; однако посвящение храма самому Христу стало неслыханным новшеством: на русской земле до того момента вообще не существовало церквей, освященных именем Богочеловека. Дело здесь было в том, что рассматривая победу над французами, совершенную всего за 6 месяцев, в качестве особого дела Промысла, Александр I при этом возводил это чудо непосредственно к милосердию Христа: Наполеон в глазах русских казался апокалипсическим зверем, антихристом, - так что низложение Бонапарта естественно было считать Христовой прерогативой. Посвящение храма Богочеловеку имело и иные основания. Не провозглашая этого открыто, Александр хотел построить храм не столько православный, сколько универсально христианский. Но об этом речь у нас пойдет чуть позже.
В начале 1813 г. был объявлен конкурс на проект храма, который одновременно должен был стать усыпальницей погибших воинов. Многие выдающиеся архитекторы сочли за честь для себя принять участие в императорском конкурсе. К 1815 г. в соответствующую комиссию поступило 20 проектов, отмеченных чертами разнообразных архитектурных стилей. Так, Джакомо Кваренги разрабатывал темы римского Пантеона; А. Воронихин предпочел язык древнерусской архитектуры, придав ему дополнительный романтический колорит; В.Стасов колебался между римскими и греческими формами... Однако всем этим замыслам Александр I предпочел проект никому не известного, совсем тогда молодого Александра Витберга (1787-1855).
Архитектор Витберг
Кем же был Александр Витберг? Стоит пристально вглядеться в эту привлекательную личность - столь ярко выражающую стиль александровской эпохи и вместе с тем, развитием своего духа намного опередившую ход русской истории, что и обусловило ее трагическую судьбу. Витберг был выходцем из семьи обрусевших шведов; он считал себя русским, хотя вплоть до самого конца 1817 г. оставался протестантом: лишь в рождественский сочельник 24 декабря совершилось его присоединение к русской православной Церкви. Крестным отцом Витберга был сам император, и потому вместо полученного им в протестантском крещении имени Карла Витберг принял имя Александра.
В своих замечательных «Записках» (созданных в 1836 г. уже в ссылке, последовавшей за крахом его проекта) Витберг рассуждает об особом - спокойном и сознательном характере шведской религиозности: само это качество влечет душу к таинственному. Витберг был мистиком-романтиком; как кажется, это была душа, принадлежащая к той же духовной генерации, к которой принадлежал Новалис. И когда друг Витберга и его товарищ по ссылке, русский мыслитель Александр Герцен говорит о витберговском мистицизме как о «той самой холодно обдуманной мечтательности, которую мы видим в Шведенборге»4, он не принимает во внимание глубокой сердечности натуры Витберга, направлявшей его поступки, согревавшей всю атмосферу вблизи него. «Мысль посвятить мою жизнь Богу торжественною песнью Ему - вот что занимало меня, и при первом прочтении программы (т.е. манифеста Александра I. - Н.Б.) я увидел возможность совершить сие; не здание хотелось мне воздвигнуть, а молитву Богу»5: так Витберг описывает свой порыв, побудивший его взяться за разработку проекта храма Христа. Идея эта оказалась созвучной его протестантской позиции: ведь интенции именно протестанта, игнорирующего любое посредничество, обращены непосредственно ко Христу.
Русское масонство
Однако самое сильное воздействие на духовный облик Витберга оказала его причастность к тогдашнему российскому масонству. Свои мистические порывы и дарования Витберг соотносил с масонскими представлениями; и что нам особенно важно, именно эти представления легли в основу витберговского проекта храма Христа Спасителя. Витберг принадлежал к масонской ложе «Умирающий сфинкс», которую возглавлял Александр Лабзин (1766-1825), следовавший масонским традициям екатерининской эпохи. И для понимания всего дальнейшего здесь нам надо уяснить смысл этого феномена - масонства второй половины XVIII века.
Именно тогда, в царствование Екатерины II, в русском обществе началось духовное пробуждение после смуты, вызванной реформами Петра I: понимание элитой России глубины православия было постепенно утрачено, и многие поддались соблазну рационализма Просвещения. Возврат к духовной жизни культурных людей того времени совершался на западном пути - через масонство: «В масонстве русская душа возвращается к себе из петербургского инобытия и рассеяния», - так что для тогдашнего русского интеллектуала масонство стало «психологической аскезой и собиранием души»6. Особенно влиятельным был тогда кружок московских розенкрейцеров, к которому принадлежал учитель Лабзина - Шварц. Работа по очищению «внутреннего человека» от своеволия и прочих страстей называлась у масонов - в соответствии с их общей символикой построения Храма Духа - обтесыванием «дикого камня» сердца человеческого.
Очень во многом масонская аскеза была похожа на православное духовное делание - иси-хию пли «умную» молитву, и не случайно наряду с книгами западных мистиков И.Арндта, Я.Беме и А.Силезиуса русские масоны зачитывались сочинениями православных святых - Макария Египетского и Григория Паламы. Однако «прекрасная душа» масонов почти неуловимыми, но при этом существенными оттенками отличается от духовно трезвого православного идеала. В масонстве уже присутствовали начатки романтизма и сентиментализма; также и натурфилософский космизм, абсолютно чуждый церковному миро-видению, входил как составная часть в метафизику масонства. В сущности, масонство являлось обновленной версией гностицизма, - и именно в этом, гностико-натурфилософском своем качестве, масонское мировоззрение выступает как предшественник русской софиологии конца XIX -первых десятилетий XX века. Кстати, весьма часто свою цель русские масоны обозначали как обретение Божественной Премудрости; возможно, образ Софии вошел в масонские представления через столь авторитетного в масонских кругах Я.Беме7.
В самом общем смысле от православной -монашеской мистики и аскезы масонская духовная работа отличается практическим приятием ряда аспектов тварного мира, - скажем, широко понимаемой красоты: установка исихаста изначально трансцендентна в отношении творения. Это расхождение исходных позиций обусловило резко отрицательное отношение традиционного православия как к масонству, так и к софиологии; оно существует и по сей день. Мы увидим эту неприязнь, прослеживая судьбу Витберга и его храма.
А.Лабзин, следуя масонским заветам, проповедывал «обращение» от горделивого рассудка к жизни сердца - к самонаблюдению и вслушиванию в тихий голос обитавшего в сердечной глубине Христа. Лабзин, как и многие масоны предшествующего поколения, был ревностным защитником и участником всех таинств и обрядов русской православной Церкви; в том, что Витберг принял православие, в первую очередь сказалось влияние на него Лабзина. Для Лабзина за церковными символами скрывалась духовная реальность; от православной убежденности воззрения Лабзина отличались тем, что центр тяжести в них был смещен от символической оболочки в сторону этой реальности, переживаемой сердечным чувством, - тогда как видимая, исторически-конфессиональная сторона религии рассматривалась им в конечном счете как безразличная, обрядовые символы представлялись, так сказать, абсолютно прозрачными. Лабзин признавая, что в недрах любой «видимой» Церкви скрыта Церковь «невидимая», «истинная»; при этом внешние формы всех «видимых» Церквей были в его глазах равнозначащими и в этом смысле не существенными. В понимание Лабзина «истинная Церковь шире этих наружных делений и состоит из всех истинных поклонников в духе, вмещает в себя и весь род человеческий»8. Именно эта идея «вселенского», «универсального» христианства, вместе с соответствующим ему духовным путем - живым, сердечным общением каждого индивида с Христом, была усвоена Вит-бергом и легла в основу его проекта храма Христа Спасителя. Замысел Александра I Витберг истолковал именно в данном - масонском ключе, в духе проповеди Лабзина.
В своих воспоминаниях о Витберге Герцен рисует привлекательный образ своего друга, ставшего для него и наставником. Внешность Витберга словно призвана выразить масонский идеал человека: «Серьезная ясность и некоторая торжественность в манерах придавали ему что-то духовное (т.е., в понятиях Герцена, сходство с духовенством. - Н.Б.). Он был очень чистых нравов и вообще скорее склонялся к аскетизму, чем к наслаждениям; но его строгость ничего не отнимала от роскоши и богатства его артистической натуры»9. С романтическим восторгом встретил этот юноша манифест Александра: «Храм во имя Христа Спасителя! Идея новая; доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, какого-нибудь святого; но тут явилась мысль всеобъемлющая». Будучи изначально живописцем и даже никогда толком не изучая архитектуры, Витберг тем не менее загорелся идеей создать свой проект храма. Им руководили самые высокие мотивы: «Я пламенно желал, чтоб храм сей удовлетворил требованию царя и был достоин народа»10 - народа столь великого государства, каким всем виделась после победы над Наполеоном Россия, государства, наделенного к тому же некоей таинственной вселенской миссией. Мистик Витберг следовал велению «внутреннего голоса», обещающего успех его проекту; труд над ним, как уже сказано, Витберг переживал в качестве молитвенного служения Христу.
«Идея» храма Витберга
В разработке архитектурных форм храма Витберг шел от умозрительной идеи. Отчасти Герцен прав: в Витберге была некая холодность ума, сказывалось влияние века рационализма. Но сочетание дарований мистического и рассудочного - признак личности софийного склада. И в созвучии с масонскими представлениями, вопрос для Витберга стоял о храме не столько православном11, сколько об универсально христианском. Вот как мыслил Витберг о здании, которое ему хотелось воздвигнуть: «Надлежало, чтобы каждый камень его и все вместе были говорящими идеями религии Христа», чтобы храм этот, пронизанный смыслами, был «христианской фразой, текстом христианским»12 Но каким следует быть «чисто христианскому» храму? Витберг ссылается на новозаветное представление, уподобляющее человека храму, в котором обитает Святой Дух (I Кор.6,19). Он заключает отсюда, что храм Христа должен быть в некотором смысле изоморфен человеку. Конкретизируя это положение, Витберг опирается на антропологию, привычную для тогдашних кругов русского масонства.
Витберг рассуждает так: поскольку в человеке присутствуют три начала - тело, душа и дух, то общехристианский храм должен быть тройственным и, сохраняя при этом определенное единство, состоять из храма тела, храма души и храма духа. Три соответствующих момента Витберг выделяет и в земной жизни Христа: Спаситель принимает на Себя смертное тело в воплощении(Рождество); затем, в Преображении обнаруживается просветленность, какой может достичь человек благодаря чистоте его души; наконец, Воскресение Христово показывает духовное состояние тела. И поскольку храм должен быть посвящен Христу, каждый из трех составляющих его храмов, по Витбергу. надлежало связать с тремя данными моментами Его жизни.
Вдумываясь на протяжении многих месяцев в эту рациональную идею, Витберг пытался мало-помалу перевести ее на язык архитектуры. «Мысль моя ближе и ближе выражалась в красоте»13. Постепенно перед внутренним взором Витберга прояснились формы трех храмов. Заметим здесь, что в качестве места для постройки храма Христа Витберг избрал Воробьевы горы: в непосредственной близости от этого живописного места шло отступление из Москвы войск Наполеона.
Наталья Бонецкая
Примечания
1 Интересно наблюдать, как эта закономерность, после безликих советских десятилетий, в современной России начинает возрождаться: в качестве ведущей фигуры на первый план российской жизни в нынешнюю путинскую эпоху выступает - со всеми своими атрибутами - офицер госбезопасности, сменяющий собою фигуру «предпринимателя», типичную для эпохи Ельцина. Волчий лик «предпринимателя», погрязшего в коррупции и криминальных «разборках», вызвал ужас у рядового россиянина: реакция в российском сознании привела к тому, что ныне о КГБ/ФСБ с симпатией говорят даже в православных кругах - словно забыв, что русская земля была залита кровью христиан в XX в. благодаря деятельности именно этого ведомства.
2 А также в случае дьявольской пародии на храм - сталинского проекта дворца Советов (1930-е годы), - здания, которому предназначалось занять место храма Христа в центре Москвы.
3 Формах, в случае проекта Витберга материального во площения не получивших.
4 Герцен А.И. Былое и думы. Часть II, глава XVI («Александр Лаврентьевич Витберг»).
5 Записки АЛ. Витберга. - В издании. Герцен АИ. Собрание сочинений в 30 томах. Т.1. М., 1954. С.389-390.
6 Протоиерей Георгий Флоровсиий. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 115.
7 Мы имеем в виду играющую важную роль в мистическом опыте и писаниях Беме «Деву Софию».
8 Протоиерей Г. Флоровский. Пути русского богословия. С. 137.
9 Герцен А.И. Былое и думы. С 287.
10 Записки А.Л.Витберга. С.380.
11 Тем не менее, на протяжении своей работа по созданию проекта Витберг не раз советовался с видными духовными лицами - ради уверенности в том, что его идеи не противоречат православию.
12 Записки А.Л.Витберга. С.381.
13 Там же. С. 384.
(Продолжение в следующем номере)