Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=262 |
Распечатать |
III. Недостаток оболочек ощущения себя
В 1982 году я в первый раз был в Vidarasen, самом большом кэмпхилле Норвегии. Как-то раз вечером я читал лекцию для всех жителей деревни, на которой присутствовали и больные. Я говорил по-английски с переводом на норвежский. Как всегда, в текст лекции я вставлял остроты, и после произнесения первой же остроты случилось неожиданное: прежде, чем было переведено первое слово, половина слушателей громко засмеялась. Я огляделся: смеялись больные. Когда прозвучал перевод, засмеялись сотрудники. Это было так удивительно (очень немногие больные знали английский), что следующую шутку я произнес десять минут - спустя и опять был потрясен... Больные не понимали значения слов и по-норвежски, но они чувствовали: сейчас можно смеяться.
Я и некоторые из моих друзей повторяли этот опыт. Почти все больные имели ту способность, которая у «нормальных» людей отсутствует.
Феномен «ученый дурак» известен и описан в литературе, которая, впрочем, ничего не объясняет. Физически и умственно неполноценные люди, так называемые идиоты, аутисты могут обнаруживать особые сверхспособности, которые невозможно объяснить лишь «дефектом» мозга. Старейшие сотрудники кэмпхилла в анекдотической форме рассказывают о «ясно-чувствовании» больных. У людей с синдромом Дауна и ранним детским аутизмом оболочка ощущения себя отсутствует, слабо развита, «продырявлена» или неустойчива - и соответственно этому в них живёт эгоизм. Если бы оболочка полностью отсутствовала, проявлялись бы следующие симптомы:
1. Недостаточное ощущение тела, временное или продолжительное бессилие в отношении с телом, особая трудность с волевой моторикой;
2. Открытость в направлении сверхсознательных источников, креативность;
3. Открытость по отношению к другим людям, восприятие их мыслей и жизни чувств без «знаков» - «яснослышание»;
4. Недостаточность центра личности.
1. Ощущения тела
Лучшее описание детей с ранним аутизмом до появления «поддерживающей коммуникации»1 принадлежит, вероятно, Вальтеру Хольцапфелю.2 Он описывает, как здоровое и подчас очень красивое тело не используется аутистом, подобно тому, как «пианист игнорирует прекрасно настроенный инструмент и по непонятным причинам отказывается его использовать». Хольцапфель приводит множество примеров. Известно, что дети-аутисты почти не чувствуют физической боли и даже холода. Многие имеют трудности с направлением движений и движением вообще. «Они могут сами себя бить и ранить, не обнаруживая боли, тогда как изменение окружающего их мира причиняет им огромную боль». «Я ребенка лишается возможности в дальнейшем претворить его намерения, используя телесность».
Л.Б., аутичный молодой человек, пишет: «Я хочу также описать, что я не чувствую жизни в моем теле. Без ощущения своего тела я кажусь неприкрытым и безжизненным, сдающимся смерти уже сейчас. Несмотря на тяготы жизни, связанные с аутизмом, я все-таки не умираю. Я пытаюсь ощутить своим телом без оболочки границы мира. Оболочки должны быть вокруг тела, чтобы я умел действовать. Я мог бы больше уметь делать, но мое тело не выполняет того, что есть в моей голове. Я словно пленник в моем теле, который не может осуществлять движения. Участь аутиста - отрыв бытия от возможности действовать. Прикосновения и музыка помогают телу действовать»3. Дальше он пишет: «Желание и осуществление зависят от ощущения самого себя. Если я сам себя не ощущаю, я не могу уверенно двигаться благодаря приказаниям своего мозга. Воля присуща Я, которое без ощущения тела для человека почти потеряно»4.
Д.Ц., другой молодой аутист, пишет: «Возможно я никогда не чувствовал себя полностью в своем теле». «Это делает мое тело отделенным от моей воли. Это оно дергается, не я. Что я при этом испытываю? Я изумляюсь тому, что мое тело делает, пока не чувствую, что оно делает нечто разумное. Мое тело ждет того, чтобы я снова стал с ним единым. Мое Я часто бестелесно. Я парю и не нахожу контакта с землей. [...] Если я не чувствую почвы под ногами, моё тело непрерывно движется». «Основное препятствие я вижу в плохом ощущении тела и связанным с ним нарушением равновесия. Ибо если я не могу найти свой центр, это связано с равновесием. Равновесие необходимо и для того, чтобы пользоваться руками. Движущаяся рука постоянно нуждается в равновесии, как в исходной позиции, поэтому мне нужна определенная опора при письме». Подобные люди учатся через зрительное подражание. «Я пытаюсь точно определить, что я, например, должен делать с языком. Иногда это получается, но иногда и на следующий день я знаю только теоретически, к чему относится язык. Я не могу его поместить точно туда, где он должен быть. [...] Никому не приходит в голову, что свое тело, а также свой рот я не могу воспринять правильно».
Эти тексты очень ясно показывают, насколько слабо восприятие тела, которое периодически полностью отсутствует, и каковы последствия этого. В связи с этим можно лучше понять и индивидуальную агрессию и отторжение аутистов, когда другие прикасаются к их телу.
2. Открытость наверх
Сообщения о духовном опыте аутистов в литературе «New Age» («Новый век«) на мой взгляд нужно воспринимать с осторожностью: для сообщающих мысли аутистов общедоступны, так как они не защищены оболочкой ощущения себя. С другой стороны, подобные опыты сообщаются только в том случае, если окружение их заранее не отвергает. В.Хольцапфель, изучая аутизм, отмечает особый, «спорадический» интеллект этих людей, «едва затронутый традицией и культурой, чуждый условностей, странно чистый и оригинальный, родственный интеллекту истинных творцов».5 Ута Фрит, автор одной из основополагающих работ об аутистах, пишет: «Они, может быть, - оборотная сторона этого «нечто», содержащая в себе качество моральной интеллектуальной силы и чистоты, они так далеко удалены от нормального, что кажутся благородными, нелепыми и страшными всем остальным»6.
Их «ясно-чувствование» можно ежедневно наблюдать в институте, с которым я сотрудничаю в Будапеште (они знают, например, кто войдет в дом через час, чего не может знать ни один сотрудник).
3. Открытость к людям
Хольцапфель пишет: «Чувствительность истеричного ребенка, которая дает ему возможность особенно близко воспринимать свое окружение, у аутичного ребенка возрастает до телепатических способностей. У таких детей можно иногда заметить, насколько пугающе точным образом они сопереживают душевное содержание своих воспитателей даже тогда, когда не обращают на них особого внимания. Они могут проявить определенные способности, например, в живописи, только в том случае, если в этой области у них есть особенно талантливый учитель. Об одном одиннадцатилетнем мальчике, который не говорил ни одного слова, его воспитатель сообщает, что он писал стихи на пишущей машинке, когда сидел на коленях своего высокоодаренного отца»2.
Упомянутый выше Л.Б. пишет: «Я своими ушами слышу разговоры далеких незнакомых людей, опасаясь, что подслушиваю слишком много их мыслей. Я хочу, чтобы меня поняли. Я беру на себя смелость слушать, чтобы узнавать людей. Я должен вас предостеречь, что слышу каждого человека в автобусе или классной комнате. Я своими ушами нахожусь в жизни этих людей, я живу с ними, испытываю их страдания и радости. Я хотел бы жить жизнью моих ближних, смягчать их страдания и радоваться их радостям в согласии с судьбами других людей»3.
Д.Ц. сообщает: «Я знаю, что могу слышать больше, чем другие люди, и знаю, что картины, которые я воспринимаю, часто не соответствуют реальности»4.
«Нарушения» в восприятии, причиной которых служит недостаток оболочки, приводят частично к избытку, а частично к недостатку или отклонению от нормального образования представлений.
4. Недостаточность центра
Так как у аутистов изначально не развивается эгоизм, для большинства из них трудно чувствовать «себя», того, «кто» проводит опыты.7 Это можно заключить из всех, теперь уже многочисленных, автобиографий аутистов. Для «нормальных» людей со всеми их чувствами и формами, которые для аутистов в большинстве случае непонятны (ревность, тщеславие, влюбленность, зависть и т.д.), эгоизм является первым переживанием «Я». Путь к редко переживаемому истинному Я лежит через ощущение себя, несмотря на то, что большинство людей в нем останавливаются. Так называемые «высоко функциональные» аутисты благодаря индивидуальной фиксации, формам и индивидуальным интересам развивают самость. Образ жизни в таких случаях направляется чаще всего логикой.
В этом рассмотрении речь идет не об аутизме, но о недостаточности ощущения себя. Эта недостаточность часто присуща и особо одаренным людям. По этой причине Эйнштейн, Ван Гог, Виттгенштейн, физик Фейнман и другие характеризуются биографами как люди, которым присущи формы аутизма.
Сегодня я убежден, что не только аутисты, но и каждый «больной», по выражению У.Фрит, имеют «другую сторону». Гельдерлин с полным основанием мог написать такие строки в своем десятилетия длящемся «Помешательстве»:
«Линии жизни разнообразны,
Они как дороги, как границы гор.
То, чем являемся мы здесь,
Там может Бог дополнить
Гармонией, вечной наградой и миром».
И часто сияет нечто «оттуда» в нашу земную жизнь.
Георг Кюлевинд
Das Goetheanum №21/2001
Пер. с нем. Т.Гемельяровой
Примечания
1. «Поддерживающая коммуникация» (содействующая коммуникация) «изобретена» Розмари Кроссли в Австралии. Она заключается в том, что пишущего за кисть, предплечье, или плечо кто-то поддерживает, и тот может печатать на компьютере, печатной машинке, писать на доске или показывать соответствующие буквы. В большинстве случаев необъяснимо, как и когда аутисты приходят к письму и чтению; часто пишущие не говорят вообще или говорят ограниченно. Часто непонятно, действительно ли написанное принадлежит писавшему или всё же поддерживающему его, происходит ли это благодаря движениям пальцев пишущего или через «бессознательное внушение». Это подозрение в целом обоснованно, так как для многих аутистов мысли окружения благодаря их ясно-чувствованию непосредственно открыты и, вследствие этого, пишущий находится под их влиянием. Сегодня, однако, установлено, что многое из написанного может принадлежать только аутистам (см. ниже следующие примеры), так как неаутичное окружение об этом ничего не знает. Благодаря глубоким исследованиям Социального Министерства земли Бавария («Поддерживающая коммуникация», март 2000 года) установлена актуальность этого метода при определенных условиях. Этот метод - спасение для неговорящих аутистоз, он меняет взгляд на аутистов и вообще на антропологию человека.
2. «Дети-аутисты - явление и причины». См.: «Раннийдетский аутизм», Штутгарт, 1981.
3. См.: «Учиться понимать аутичных людей», изд-во «Общества содействия больным аутизмом», вып. I, Штутгарт, 1999. Там же, вып. II.
4. Х.Аспергер «Аутичная психопатия в детстве»;
5. См.: У.Фрит «Аутизм и синдром Аспергера», Кембридж, 1944.
6. У.Фрит: «Аутизм - объяснение тайны», Оксфорд, 1989.
7. Из-за почти никогда не соответствующего, не понимающего обращения аутисты развивают вторичные черты, которые весьма сильно напоминают эгоизм. Чаще всего трудно различить, какие черты первичны, а какие вторичны; поэтому представления так различны.