Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=229
Распечатать

Даниель Хартман. Святилище Экстернштайна



(Рольф Шпекнер, Кристиан Штамм «Тайна Экстернштайна)

Что побуждает тысячи людей из года в год по­сещать Экстернштайн? Очевидно у них есть непреодолимая тяга к странной группе скал в горах «Тевтобургский Лес». И действительно, созерцание каменистых глыб порождает в вос­приимчивой душе несомненное чувство, что это место в целом - как место природных святилищ и творений людей - скрывает в себе много тайн, завесу над которыми можно приподнять. В свое время там побывал Гете и записал свое впечат­ление от этого посещения неподражаемым обра­зом: «Их исключительная необычность порождает благоговение перед прошлыми временами». В своем исследовании об Экстернштайне он зани­мался исключительно рельефами выбитых кре­стов христианского происхождения, но указал и на важность этого места в древней истории. Можно довольно легко, без особой силы воображения, разглядеть на отвесах скал лица и фигуры, свиде­тельствующие об очень ранних воздействиях человека германских времен. В пещерах и гротах находятся помещения, которые в кельтский период служили для наблюдения за положением солнца и светил. И наконец, здесь есть свиде­тельства средневекового христианского искусства.

Рольф Шпекнер уже много лет занимается ис­следованиями этого места с точки зрения духов­ной науки. Совместно с фотографом Кристианом Штаммом он издал свой замечательный труд об Экстернштайне, где представлен итог его неус­танных изучений (Rolf Speckner, Christian Stamm: "Das Geheimnis der Externsteine. Bilder einer Mys-terienstatte" Verlag Urachhaus, Stuttgart 2002). Рольф Шпекнер обобщил в своей научной работе так много материала, что даже знаток данного вопроса откроет для себя в книге много нового. Здесь есть карта местности, подробные планы с сопутствующими описаниями. В книге рассматри­ваются как отдельные характерные камни, кото­рые можно разглядеть с выбранной для наблюде­ния скалы, рассматривая их в природном окруже­нии, так и вся композиция в целом, а также детали и подробности рельефов, скульптуры, пещеры и многое другое. Наконец, он вновь возвращается в то место ландшафта, которое побудило его к размышлению.

Шпекнер определяет Экстернштайн, включая окружающий его скальный ландшафт, прежде всего как германское и кельтское святилище, место мистерий и оракулов, а также, в первую очередь благодаря монументальному каролинг­скому рельефу выбитого креста 9-го столетия, как место посвящения эзотерического христианства. Тщательное исследование, сделанное автором, не разочаровывает читателя. Более того, после прочтения возникает настроение имагинативного переживания изложенного материала. И у читате­ля возникают вопросы: Как мог бы протекать праздник солнцеворота? О чем спрашивали оракула? Как это происходило? Как осуществля­лось посвящение?

Читателю предоставлена возможность самому провести эти события перед своим внутренним взором и собрать их в единое целое. Фотографии К.Штамма, которыми богато оснащена книга, также позволяют это сделать благодаря чудесной игре света и тени. Впечатляет осведомленность Рольфа Шпекнера в разбираемой им теме. И хотя своим исследованием источников он совершенно отчетливо указывает на духовные корни этого места, в окончательных выводах он сдержан и формулирует их в виде вопроса: «Действительно ли в мистериальном средоточии камней Экстерн­штайна мы имеем дело с центральным святили­щем кельтского Запада и всего германского Севе­ра? Действительно ли это то место, откуда был доступен Асгард?»

Даниель Хартман
Das Goetheanum №40/2002
Перевод с нем. О. П.