Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=229 |
Распечатать |
(Рольф Шпекнер, Кристиан Штамм «Тайна Экстернштайна)
Что побуждает тысячи людей из года в год посещать Экстернштайн? Очевидно у них есть непреодолимая тяга к странной группе скал в горах «Тевтобургский Лес». И действительно, созерцание каменистых глыб порождает в восприимчивой душе несомненное чувство, что это место в целом - как место природных святилищ и творений людей - скрывает в себе много тайн, завесу над которыми можно приподнять. В свое время там побывал Гете и записал свое впечатление от этого посещения неподражаемым образом: «Их исключительная необычность порождает благоговение перед прошлыми временами». В своем исследовании об Экстернштайне он занимался исключительно рельефами выбитых крестов христианского происхождения, но указал и на важность этого места в древней истории. Можно довольно легко, без особой силы воображения, разглядеть на отвесах скал лица и фигуры, свидетельствующие об очень ранних воздействиях человека германских времен. В пещерах и гротах находятся помещения, которые в кельтский период служили для наблюдения за положением солнца и светил. И наконец, здесь есть свидетельства средневекового христианского искусства.
Рольф Шпекнер уже много лет занимается исследованиями этого места с точки зрения духовной науки. Совместно с фотографом Кристианом Штаммом он издал свой замечательный труд об Экстернштайне, где представлен итог его неустанных изучений (Rolf Speckner, Christian Stamm: "Das Geheimnis der Externsteine. Bilder einer Mys-terienstatte" Verlag Urachhaus, Stuttgart 2002). Рольф Шпекнер обобщил в своей научной работе так много материала, что даже знаток данного вопроса откроет для себя в книге много нового. Здесь есть карта местности, подробные планы с сопутствующими описаниями. В книге рассматриваются как отдельные характерные камни, которые можно разглядеть с выбранной для наблюдения скалы, рассматривая их в природном окружении, так и вся композиция в целом, а также детали и подробности рельефов, скульптуры, пещеры и многое другое. Наконец, он вновь возвращается в то место ландшафта, которое побудило его к размышлению.
Шпекнер определяет Экстернштайн, включая окружающий его скальный ландшафт, прежде всего как германское и кельтское святилище, место мистерий и оракулов, а также, в первую очередь благодаря монументальному каролингскому рельефу выбитого креста 9-го столетия, как место посвящения эзотерического христианства. Тщательное исследование, сделанное автором, не разочаровывает читателя. Более того, после прочтения возникает настроение имагинативного переживания изложенного материала. И у читателя возникают вопросы: Как мог бы протекать праздник солнцеворота? О чем спрашивали оракула? Как это происходило? Как осуществлялось посвящение?
Читателю предоставлена возможность самому провести эти события перед своим внутренним взором и собрать их в единое целое. Фотографии К.Штамма, которыми богато оснащена книга, также позволяют это сделать благодаря чудесной игре света и тени. Впечатляет осведомленность Рольфа Шпекнера в разбираемой им теме. И хотя своим исследованием источников он совершенно отчетливо указывает на духовные корни этого места, в окончательных выводах он сдержан и формулирует их в виде вопроса: «Действительно ли в мистериальном средоточии камней Экстернштайна мы имеем дело с центральным святилищем кельтского Запада и всего германского Севера? Действительно ли это то место, откуда был доступен Асгард?»
Даниель Хартман
Das Goetheanum №40/2002
Перевод с нем. О. П.