Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=216 |
Распечатать |
Уже в 90-х годах антропософский педиатр Хеннинг Кёлер опубликовал шокирующие выводы об отсутствии у молодёжи перспектив в современных общественных структурах, об угрожающем росте насилия в молодёжной среде, а также собственную теорию об «особенных детях», способности которых в нашей школьной системе не реализуются, но подавляются, потому что расцениваются как неадекватные.
Реакция на это выступление, в том числе и в вальдорфской среде, была противоречивой. В свете публикаций об индиго - детях, дискуссий о шокирующих результатах исследования школьного обучения и трагедии в Эрфурте, данные тезисы стали удручающе актуальными.
Интервью с Хеннингом Кёлером
Господин Кёлер, подтвердили ли Вашу точку зрения последние публикации на тему об индиго - детях в США?
Такой шаблонный подход не может быть продуктивным. В своих публикациях о качественном видоизменении одарённости я сознательно высказался очень осторожно. Можно наблюдать, как определенные способности исчезают из культуры и как всё больше и больше именно дети привносят то, что действительно необходимо. Но этого не замечают. Я нахожу это фатальным. По моему мнению, здесь кроется глубокий смысл.
В чем же заключается ущербность нашего общества и каковы пути ее преодоления?
Недавно я встретил высказывание одного философа, который пишет: «Наше время ни в чем так не нуждается, как в возрождении гения поэзии». Это не пустая фраза. Поэзия действительно исчезла из науки, из взаимоотношений, любви и даже из стихотворений. Всё захватил прозаический, прагматический дух. Конечно, у него есть свои преимущества. Но он стал слишком всеобъемлющ.
Сегодня появляется всё больше детей с задержкой развития, неконтактных, неразговорчивых, робких и застенчивых; они уклоняются от общественной жизни и им выносится приговор: «заторможенность внимания». Когда я встречаюсь с этими детьми как терапевт, следую принципу говорить о недостатках только тогда, когда у меня есть ясное представление о сильных сторонах данного ребёнка, я сразу же вижу его предназначение: это - гений поэзии, он - грезящий.
У этих детей высокие умственные способности, основанные на самоанализе, они являются прирождёнными психологами. Только их робость мешает понять это, и они, как неспособные, часто оказываются в спецшколах. Это не было бы так плохо, если бы там их значение оценили, но от этого мы далеки.
Можете ли Вы привести примеры таких скрытых способностей у детей?
Есть настоящие гении эмпатии, которые невероятным образом могут проникать в души других людей, даже чрезмерно. Эти дети - я называю их «душами-санитарами» - приходят в такое время, когда социальное тепло исчезает всё больше...
Будучи антропософом, я исхожу из того, что всё это не случайно. Как говорил Р. Штайнер, через детей в нашу жизнь вступает нечто, что в данное время требуется миру для его дальнейшего развития. Дети приносят исцеляющие силы. При этом они рискуют, потому что мы можем не понять этого и обездолить их!
Возьмите утверждение новой философии о «потери действительности». Есть дети - я называю их «стражами действительности» - которые учатся только на практике. Они обнаруживают высокий интеллект, когда делают что-то руками, всеми чувствами. Я знаю, к примеру, одного четвероклассника, которому трудно сложить пять и пять. Но если нужно что-либо отремонтировать, даже нечто сложное, то к нему обращается вся семья.
Считается, что дети чего-то не могут - при этом, возможно, речь идёт о глубоком внутреннем сопротивлении. Нам следует вслушиваться в них, если мы хотим развивать школу будущего. Они подсказывают нам, какой она должна выглядеть! Но их заталкивают в угол и причисляют к ущербным. Это же смешно.
Образование человека в школе необходимо, как никогда прежде!
Считаете ли Вы обоснованным волнение, вызванное исследованиями результатов школьного обучения?
Результаты этого исследования принесли Германии как плохое, так и хорошее. Начнем с хорошего. Оно состоит в том, что у наших детей имеются проблемы с чтением и письмом. Если в первый учебный год чтение и письмо не играют главную роль, то это даже неплохо для развития живого мышления. Очевидно, что у нас дети ещё не так интеллектуально выдрессированы, как в Японии или во Франции.
Плохо то, что слишком низка социальная компетентность, мало идей и слишком мало личной ответственности и творческих способностей. Это почти не обсуждается. Речь все время идет не о том: то, что действительно плохо - забывается. Да, наши дети ещё не подлежат абстрактному, чисто интеллектуальному обучению, как в других странах. Но вместо использования творческих ресурсов, которые оказываются высвобожденными, вместо социальных упражнений и практически ориентированного обучения не делается совсем ничего. Понимание и осознание недостатков -само по себе благо, но только тогда, когда имеются позитивные устремления к их исправлению. Но этого не происходит. И мы имеем отрицательный результат во всех смыслах.
Нами совершенно не осознаётся, что школа сегодня в первую очередь должна быть местом социального обучения, где появляются идеи, изучаются законы природы, которые иначе преподать невозможно! Общее образование человека нужно сегодня школе, как никогда прежде. И уже имеются некоторые начинания. Из сотрудничества с Институтом Корчака возникает некоего рода ремесленная школа, где обучается молодёжь, от которой всюду отказались. Там много практических социальных упражнений и искусств.
Не противоречит ли это тому, что, например, требуется в хозяйстве?
Это возможное благо для всего машинного мира, который приобретает все больше вещей. Менеджеру нужны гибкость, творчество, интуиция. Хороша ли у менеджера орфография, не играет роли. Мое мнение таково, что самое ужасное в сегодняшнее время - это полное оскудение в творческом.
Каждый ребёнок имеет свой собственный темп
Какое значение имеет род преподавания для преодоления проблем в чтении и правописании; видите ли Вы в этом взаимосвязь?
Исходя из моего опыта, существует большое число так называемых детей-легастеников, которые бывают готовы по-настоящему осваивать приемы письма и счета только к десятому году жизни. Если до этого времени они не будут окончательно травмированы чтением и письмом, то может произойти прорыв. Я считаю, что не менее 60% так называемых легастеников могли бы это доказать, если бы их правильно направляли и давали им осмысленное побуждение к учению. Если пробудить их фантазию творческой стороной в работе руками, в социальном, то они смогли бы «учиться жизни».
Нечто иное происходит у детей с недостатками в тонкой моторике и координации. В этом случае нельзя говорить о запаздывании в развитии, нужно просто терпеть, ибо ребёнок таков, каков он есть. Если есть объективные затруднения, нужно попробовать их устранить. Ребёнку нужно помочь, чтобы он увереннее управлял своими руками, своим телом, чтобы он лучше находил равновесие, а потом посмотреть, как научить его читать, писать или считать. В принципе нужно отнестись с уважением к тому, что каждый ребёнок имеет свой темп и самостоятельно устанавливает приоритеты.
Каково Ваше мнение о проблемах концентрации и поведения, с которыми всегда борются учителя и родители?
Речь идет об ADS (синдром недостаточной внимательности) или ADHS, в отличии от так называемой легастении и дискалькулии. По моему мнению, ADHS относится к строению человека. Всё, что по этому поводу пишут, можно объяснить совсем иначе, и намного лучше. Я приведу только один пример: вегетативные расстройства здоровья с повышенной реакцией известны в медицинской литературе уже давно. Картина симптомов потрясающе точно соответствует ADHS. То же самое относится и к нарушениям концентрации и беспокойным состояниям вследствие аллергии: переход к вегетативной нестабильности будет плавным. Или совсем простой пример, который описывают исследователи стрессов. Дети под воздействием стресса ведут себя точно так, как так называемые ADS - дети, и в химических реакциях мозга происходят такие же изменения, которые не являются причиной, а лишь сопровождают это состояние.
Следующую важную проблему я вижу в том, что возрастающую неадекватность поведения вследствие тяжёлых условий жизни, травмирующих переживаний или жестокого обращения можно спутать с ADS. Некоторую часть составляет также, я осмелюсь сказать, «добрый старый» психосиндром раннего детского возраста экзогенного происхождения (минимальное поражение мозга за счет кислородной недостаточности при рождении или других осложнениях).
И многие, очень многие дети получают диагноз ADS, потому что они полностью разочарованы и школой, и условиями жизни, потому что их способности не замечаются, а их потребности не учитываются.
Нет мира, в котором дети чувствовали бы себя родными...
Что можно сказать в этой связи про жизненные условия современных детей?
Я не хочу здесь высказать своих пессимистических взглядов в отношении нашей культуры. Но нужно всё же отметить, что дети растут сейчас в тяжёлых жизненных обстоятельствах. Дело не в том, что в Германии много жестоких родителей -это было бы слишком простым объяснением. Но общественное развитие ориентировано только в одном направлении, которое отрицательно влияет на детей. Коммерциализация и технократия всех жизненных областей, власть средств массовой информации, индустрия развлечений, возрастающий социальный холод, уход от природы, отравление окружающей среды... Все это не может создать мир, в котором дети будут чувствовать себя, как дома.
Сегодня все они, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, испытывают постоянные стрессы. Им негде играть. У них нет пространства для движения. Их жизнь регламентирована и слишком строго контролируется. Рядом с ними - разочарованные родители, подчас находящиеся в стрессовом состоянии. Организмы детей ежедневно атакуются ядами. И при всём этом они должны быть послушными, прилежными и внимательными!
Что же представляет из себя ADS? Я уверен, что этому можно дать совершенно иную трактовку, если привлечь разработки исследователей стресса, медиков - экологов, социальных психологов и психиатров, то есть если рассмотреть вопрос более широко. Вместо этого невропатологи остаются один на один с этой проблемой. Так не должно быть!
Разрешите теперь ещё раз вернуться к Вашему тезису 90-х годов о проблемах молодежи. Уже тогда Вы говорили об увеличении насилия...
Тогда меня упрекали в том, что я кричу, как Кассандра. Уже в первом издании книги «Юность в разладе» („Jugend in Zwiespalt") я писал о нарастающем насилии молодых людей. Я писал: «Если развитие пойдёт в том же направлении, нам придётся пережить эскалацию юношеского насилия, по сравнению с которой левый террор семидесятых годов покажется детской игрой. Потому что в обществе, в котором происходят дебаты о будущем человечества, где каждый думает только о сексе и деньгах, возникает ожесточённая атмосфера».
Что изменилось с тех пор?
Для юношества обострился личностный конфликт. Оно сталкивается с магией унификации, и я спрашиваю себя, кто же, собственно, стоит за этой тенденцией? В семидесятые годы слово «нормально» было ругательным словом, которое, как пренебрежительное, нельзя было говорить молодому человеку. Сегодня все совсем по-другому, теперь это большой комплимент. Страшно быть ненормальным. Это действительно культурно-социологический феномен. Но в душе каждый молодой человек сегодня хочет знать: «Кто я в отличие от всех других? Что я принёс в мир, чего нет у других?» Точно так же, как в шестидесятые или семидесятые годы. Далее возникает связанный с предыдущими новый вопрос: «Достоин ли я любви?» Ибо сила любви включает в себя неповторимость индивидуальности.
Опасно, если больше не мечтают...
Перейдём к Роберту Штайнхойзеру, одержимому из Эрфурта. Как Вы объясняете то, что открывается через этого молодого человека? Не следует ли написать новый «Тревожный знак» для родителей, подобный тому, что Вы опубликовали в своей книге «Юность в разладе»?
Из того, что было опубликовано, у меня создалось впечатление, что у этого молодого человека совершенно не было перспектив в жизни. Я имею в виду внутреннюю бесперспективность, которая ведёт к большой ранимости и травмам. Все это скрывается под раскованностью поведения, как у Штайнхойзера. К тому добавились ежедневные унижения в школе.
Меня глубоко потрясли детские снимки Штайнхойзера: нежный, впечатлительный ребёнок, который, возможно, принадлежал к тем, которых я обозначил как «души-санитары», которые стремятся принести в мир исцеляющие силы.
На что должны обратить внимание родители, чтобы предотвратить подобную катастрофу?
Я считаю очень опасной сонную и безучастную небрежность, которая становится хроническим явлением. Когда по каждому поводу говорят: «Мне на это наплевать». Когда больше не мечтают, не строят планов. Хорошим знаком этого серого, индифферентного расположения души, которое в действительности надевает личину спокойствия на рану, является озлобленность по отношению к действительности. Это опасно, на это нужно обращать больше внимание.
Я не имею сейчас в виду типичную подростковую небрежность. Я подразумеваю состояние внутреннего опустошения, за которым кроется страх. Он может перейти в ярость. Существование в состоянии разочарования является благоприятной почвой для насилия.
Такие проявления в подростковом возрасте могут и не вызывать тревоги. Молодые люди временами меланхолически закрываются в себе, потом снова сильными выходят во внешний мир и ищут развлечений, отвлечений, рассматривая жизнь, как большую игру. Важно, что это происходит периодически по лемнискате: временами углубление в себя сменяется экспансией, самоотдачей, в зависимости от темперамента центр тяжести смещается.
Если же какая-либо сторона превалирует, то возникает опасность затяжного процесса. Нельзя просто наблюдать, как молодой человек месяцами обособляется, почти не вступает в контакт с другими людьми и с родителями, а вместо этого общается с машинами, попадая в некий синтетический мир привидений. Но нельзя также наблюдать, как молодой человек в течение долгого времени только разбрасывается наружу и не выносит встречи с самим собой в тишине, страдая от собственной неуверенности и страха.
Совершивший покушение в Эрфурте ушел от реальности и погрузился в мир иллюзий компьютерных игр. Если такое длится более полугода, то должно быть воспринято родителями, как тревожный симптом. Тогда нужно принимать меры, необходимо быстро, не боясь конфликта, обращаться за консультацией.
В подростковом возрасте нужно делать прорыв...
Вернёмся к повседневной ситуации многих семей, когда нет ещё угрожающих признаков. Какие ошибки, которых можно избежать, делают родители по отношению к молодым людям?
Типичных ошибок, собственно, нет. Гораздо большее кроется в непонимании подростка, его ситуации. Полагают, что подростковый период протекает лучше всего, когда нет конфликтов.
Нельзя и не должно обойтись без конфликтов! Многие родители думают, что наступает конец воспитания. Можно почивать на лаврах. «Я и мой ребёнок должны стать близкими друзьями». Родители хотят стать наперсниками, хотят, чтобы их посвещали в интимнейшие обстоятельства жизни.
Я должен предостеречь от такой иллюзии. Родители должны знать, что так не будет, тут должен быть разрыв, прежняя связь должна дать трещину. Старое прекращается. Не нужно быть обиженным и травмированным, если не становишься сразу сердечным другом своего выросшего ребёнка.
Я советую пребывать в благородной сдержанности. Мы должны быть тактичными и уважать тайны молодёжи. Это не имеет ничего общего с безразличием. К ребенку я проявляю тот же серьёзный интерес и глубокое внутреннее внимание, как к хорошему другу, чьей судьбой я напряженно интересуюсь и кому я сопереживаю. Ему ведь я не буду долго надоедать.
Так вести себя с молодыми людьми тяжело. Кто-то этого не сможет и отвергнет такую возможность!
Это тоже маленький путь ученичества. Нужно каждый вечер находить четверть часа времени и обращаться душой к молодому человеку почти в молитвенном настроении. Кроме того, можно предлагать поговорить по душам и напомнить, например, «по пятницам вечером у меня есть для тебя время». Но и тогда все проблемы не решатся. Нужно говорить о своём желании быть рядом. Они иногда изумляются. В любом случае не надо обижаться, если они не откликаются на предложение. Нужно некоторое время оставлять предложение в силе, независимо от ожидаемого отклика.
Как далеко нужно отстранять себя в этом?
Я имею в виду не фальшивую уравновешенность. Речь идёт о том, чтобы действительно вести себя, как взрослые. В связи с этим предложением можно регулярно выделять время для разговоров или других совместных действий. То, что не привязано к обстоятельствам, выражает социальную зрелость, которую молодые ожидают от нас - но ещё не мы от них. Они это замечают, хотя и не подают вида.
Часто важно просто присутствовать, присутствовать без ожиданий. Это хорошо, когда кто-то есть рядом! И не следует забывать ежедневного маленького внутреннего обращения, заинтересованного обращения к ребёнку. «Кто ты? Что тебе нужно?» Такие внутренние усилия не пропадают даром и передаются ребенку!
В остальном же нужно быть прямым и неизменным! Открытым и серьёзным! Если на душе у тебя горько, или ты сердишься, этого не надо скрывать - конечно, в допустимых границах. Для молодых людей нет ничего более разочаровывающего, чем хитрость и тактические манёвры со стороны взрослых. Взрослые тоже имеют право иногда быть в гневе!
Интервью взяла Корнелия Унгер-Ляйстнер
Info3 - №9/2002
Перевод с нем. А.К.