Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=215 |
Распечатать |
Много путей ведет в Вифлеем
С приближением Рождества наши сердца ожидают того, что может настроить их особым образом. Не только рождественские истории — много путей ведет в Вифлеем. Обратимся к двум старым легендам, двум духовным дарам, и поразмыслим о них.
Сегодня тоже появляются истории, которые можно назвать легендами. Они берут начало в современном дневном сознании, и хотя в них есть и добрая воля, и религиозное чувство, но редко заключено в них то волшебство, которым проникнуты старые, подлинные легенды. Что же такое «подлинная» легенда? Предваряя итог моего исследования, можно сказать: подлинные легенды - не те, в которых будто бы заключена истина, они и в правду истинны. Но для повседневного сознания подчас трудноразличимо, в какой плоскости лежит эта истина. Если мы действительно хотим ее понять, перед нами стоит плодотворная задача проникновения в легенду. Рассмотрим первый пример.
Купленный родник
Несколько столетий тому назад в Западной Европе, во Франции или Испании, жил очень благочестивый дворянин. Странствуя вдали от родины, пришел он однажды к маленькому домику, окруженному садом, в котором журчал родник. Гангольф - так звали того благочестивого человека - увидел, что люди, которые здесь жили, очень бедны, и захотел им помочь. Он спросил одного из них, не может ли тот продать ему родник. Хозяин сада согласился. Гангольф дал ему денег и пошел своей дорогой. Он шел долго, много недель, может быть месяцев, и пришел к себе домой. На всем его пути парило над ним маленькое облако. Когда он, наконец, смог отдохнуть в собственном саду, спустилось облачко и стало родником, который зажурчал в его саду.
«Купленный родник» - подлинная легенда. Повседневное сознание никогда не пришло бы к такой абсурдной идее, как покупка родника. Но именно потому, что эта идея так необычна, она притягательна для рассудка и вызывает всевозможные вопросы. Хотел ли Гангольф быть милосердным лишь из деликатности? Вместо того, чтобы дать милостыню, он купил нечто, что не мог взять с собой. Или этот необыкновенный человек обладал способностью соединяться с эфирной силой маленького источника так, что тот мог следовать за ним? Может быть, он заключил договор не только с хозяином, но и с нимфой родника?
«Так не бывает!» - говорит нам наше повседневное сознание. Но мы спрашиваем себя, не был ли путник святым, не была ли его вера такой, которая, следуя Библии, перемещает горы? Тогда и родник ему по плечу...
Может быть, истина легенды заключена в форму притчи? Встречаются ли в нашей жизни подобные ситуации? Не обновляем ли мы силы своей души благодаря живописи, музыке, чтению или игре? Не сопровождает ли и нас по пути домой облачко, остающееся с нами в течение дней, а то и недель? В нашем собственном саду оно может стать даже источником новой инициативы. Не хочет ли истина, заключенная в легенде, направить наше внимание на те тонкие процессы, на те «облачка», которые мы редко замечаем, но которые распространены в мире и несут с собой эфирные силы поистине творческих событий?
Легенда никогда не дает окончательного ответа, так как она неисчерпаема.
Обратимся к другой легенде, действие которой разыгрывается в Восточной Европе, в России.
Священник
Однажды группа проповедников, проезжая через небольшие города и деревни с инспекцией, дабы посмотреть, как служат священники во вверенных им церквях и монастырях, прибыла, наконец, в отдаленное местечко на берегу большого озера. Священник, который служил в приходской церкви, удивил инспекторов. Он не знал почти ничего. Ни истории церкви, ничего подобного... Он едва знал содержание Библии; спотыкаясь, он с трудом мог прочесть пару коротких молитв, вероучения не знал вообще. Инспектора были глубоко разочарованы. Они сосредоточились на том, чтобы, по крайней мере, растолковать ему вероучение. Большего нельзя было сделать. Потом взошли они в лодку и поплыли по озеру, все еще сокрушаясь и качая головами. Берег был уже довольно далеко и вокруг была только вода, когда они услышали чей-то голос. Жестикулируя руками и громко крича, по воде шел священник, догоняя их. Поравнявшись с лодкой и приветствуя высоких господ, он сказал, что опять забыл конец вероучения и просил их о любезности еще раз его повторить.
Он стоял на воде, преисполненный смирения. Инспектора забыли о своей миссии. Они были так потрясены, что упали перед ним на колени.
По моему мнению, это тоже подлинная легенда. Наше повседневное сознание не смогло бы придумать ничего подобного. Здесь не ставится вопросов, поучение ясно, но сердце глубоко тронуто, и долго еще остается с нами чудесная атмосфера этой истории.
Инспектора экзаменуют простого священника, а находят святого, чье простодушие имеет большую силу, чем ученость. Однако здесь возникает вопрос. Должна ли сила сердца приобретаться за счет интеллектуальности? И сегодня тоже? Это старая легенда. И если мы не находим ответа, в котором нуждаемся, то истина этой легенды напоминает нам о той части действительности, о которой мы с нашим умным рассудком так легко забываем.
Те, кто благодаря Рудольфу Штайнеру смогли многому научиться, конечно, спросят: не должны ли объединиться оба духовных течения: королей и пастухов, не должны ли голова и сердце сообща выявлять подлинную истину, исполняясь подлинной мудрости, указывая путь к исцелению мира? Нам открыта широкая возможность для создания подлинных новых легенд.
Хелла Краузе-Циммер
Das Goetheanum №51-52/2001
Перевод с нем. М.К.