Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=205
Распечатать

Георг Кюлевинд. Мое тело и я



Ощущение тела

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Бытие. 2, 25)

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сплели смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Бытие 3,7)

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?... И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Бытие 3, 9-11)

До грехопадения человек не стыдился своей наготы: нагим было его тело, не он сам. Через грехопадение он стал нагим, потому что почувст­вовал себя отождествленным с телом - он как будто погрузился в свое тело. Каждый маленький ребенок повторяет этот процесс, в наше время все раньше, сегодня - приблизительно в возрасте полутора лет. Это происходит тогда, когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице (я, моё, меня), имея в виду свое тело; до этого мо­мента его духовно-душевное существо говорит о своем теле во втором или третьем лице.

Ощущение, которое благодаря этому процессу возникает, называют «ощущением тела» или «опытом тела». Этот «опыт» требует более пристального рассмотрения, ибо он является опре­деляющим как в развитии сознания, так и в отно­шении владения телом.

Опыт воспринимающего внимания

Наблюдая телесные ощущения, можно заме­тить, что они не связаны с осязанием. Мы можем направить наше воспринимающее внимание на часть тела или определенное место, не ощупывая его, будь то поверхность тела или его внутренние органы, как это происходит в различных практиках (аутотренинг, Александр - техника, «випассана» и т.д.) или в случае заболевания определенной части тела. Чувство жизни, чувство равновесия, чувство движения охватывают различные аспекты тела без привлечения осязания.

Дальнейшие размышления показывают, что восприятия тела не осознаваемы, то есть они не содержат никакой информации о теле и его час­тях Например, через головную боль я ничего не узнаю о структуре или форме головного мозга, через боли в животе - о желудке и кишечнике, о том, как они выглядят и функционируют; благода­ря концентрации моего воспринимающего внима­ния на пальце я ничего не узнаю о костях, суста­вах и т.д. Даже когда я порежу палец, я пережи­ваю только боль, ничего другого. Если мы под знанием нашего тела понимаем наши анатомиче­ские знания, основанные на методах, применяе­мых нами по отношению к другим предметам, тогда мы должны задаться вопросом, познаём ли мы через так называемый телесный опыт именно тело или все же нечто другое, что с ним тесно связано. Для того, чтобы это выяснить, проделаем маленький эксперимент.

Поставим палец (предпочтительнее указа­тельный) вертикально и попробуем его почувст­вовать с воспринимающим вниманием. Если мы работаем с думающим вниманием, то мы ничего не узнаем, не почувствуем палец. Если же мы наблюдаем с воспринимающим вниманием, мы переживем приблизительно следующее: сначала мы ощутим «в» пальце пульсацию (о которой знаем, что это пульсация крови). Будет хорошо, если мы при этом забудем все свои анатомиче­ские познания и прежние восприятия. Продолжая наблюдения с еще более концентрированным воспринимающим вниманием, мы заметим, что пульсация исчезает, и у нас создается впечатле­ние, что палец становится намного толще и длин­нее, чем мы его знали; он обтянут как бы тугой повязкой из ощущения, которая не имеет четких границ в пространстве и расплывается в воздухе. Ослабив внимание к ощущению пальца, мы по­чувствуем разницу температур между пальцем и воздухом или напряженность в суставе, где палец «вырастает» из руки (причем «сустав», «рука» -это снова наше прежнее знание, а не фактический опыт. Мы не воспринимаем ни часть, ни форму, ни внешний вид пальца.

Я проводил этот эксперимент приблизительно с 300 людьми, с похожим результатом. Если его делать неверно, не с воспринимающим внимани­ем, можно прийти, конечно, к другому результату, а точнее, не прийти ни к какому результату.

Этот эксперимент мы можем распространить на все тело, констатируя вновь, что мы ощущаем не тело, но более или менее толстую «упаковку» ощущений. Можно сделать восприимчивыми и внутренние органы (как в практике «випассана» или при ощущении глубокого удовлетворения после еды).

Конечно, подобные переживания не совсем правильно называть телесным опытом. Я назы­ваю их «ощущением себя». Ведь ощущать можно только ощущения. То же самое с осязанием - все остальное происходит не из ощущения, а из его объяснения или из других источников (как, напри­мер, в случае пульсации в пальце).

Оболочка «ощущения себя»

С момента ощущения себя - когда мы начи­наем говорить о себе в первом лице - происходят три важнейших события. Оболочка «ощущения себя» отделяет человека от духовного и предос­тавляет ему возможность независимого от него существования; в ребенке постепенно проявляет­ся эгоизм: с этого момента ребенок сознательно управляет движениями своего тела, которые не являются движениями выражения.

До появления оболочки «ощущения себя» те­ло маленького ребенка движется с одной стороны благодаря телу ощущений, как реакция на внут­ренние и внешние восприятия (голод, холод, телесные и душевные состояния); с другой стороны - благодаря коммуникации (зрительный кон­такт, смех, прикосновения, разговор, также не вербальный). Через коммуникативные жесты (к ним относятся прямостояние и ходьба) тело охватывается духовно-душевным без ощущения себя. Прототипом этого процесса является речь. Она не сопровождается телесным переживанием. Мы не знаем, как движутся органы речи, влияют ли на них чувство движения и чувство жизни, они становятся подвижными из сверхсознания - зем­ное сознание влияет на содержание речи.

Эти чувства (частично также чувство равнове­сия) впервые начинают правильно функциониро­вать, когда развито ощущение себя. И тогда человек может осуществлять некоммуникацион­ные действия. Когда оболочка «ощущения себя» развита неправильно, человек неверно распоря­жается своим телом, «не чувствует его»; у него отсутствуют или снижены ощущения температуры тела или боли (как при раннем детском аутизме и некоторых других «задержках»).

Ощущение «себя» - ощущение наблюдающе­го, который сам является объектом внимания. Это первое Я-сознание человека; Рудольф Штайнер называет его часто «преждевременным», так как оно является только суррогатом истинного Я, или самосознания. Благодаря внимательности оно может стать самосознанием в человеке, достиг­шем возраста 21 года, в том случае, если он развивается здоровым образом. Обычно человек считает это «ощущение себя» своим существом Я. Это - та роковая ошибка, против которой выступали все эзотерические традиции, так как все они видели свою важнейшую цель в развитии истинного Я.

Мы путаем эгоизм и Я, тем более, что на ру­беже XIX столетия благодаря экономической теории эгоизм выдвигался как законная и желае­мая движущая сила в экономической жизни ранне­го капитализма. Несколько десятилетий спустя эгоизм получил философское обоснование, как фундамент человеческого бытия (например, у Макса Штирнера в его работе «Единственный и его собственность», 1844). Штайнер называет эту часть души «внутренней сущностью духа» («Теософия»).

Через ощущение себя или эгоизм идет путь к истинному Я. Оно необходимо человеку, как необходимо было грехопадение, чтобы стать шагом к свободе. Поэтому святой Августин назы­вает его «Felix peccatum Adae», «Адамов счастли­вый грех». Его последствия, как и все, что связано с Я - обоюдоостры, имеют двоякий смысл.

Георг Кюлевинд
Das Goetheanum №12/2001
Перевод с нем. Т. Гемельяровой

Продолжение следует.