Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=203
Распечатать

Герберт Зойферт. Михаил и железо



«По осени приглушается очарование чувств», — так отражается в Календаре души настроение сентября, когда, с одной стороны, человек вспо­минает о «летнем даре солнца», а с другой сторо­ны, начинает погружаться в себя: «теперь могу я себе принадлежать»*.

Летом я осознаю природу, стремлюсь к «бле­ску красоты мира», но одновременно теряю себя, и слова из Календаря души о «затуманенности чувств» или о том, что «мое Я грозит меня поки­нуть», что «в дурмане сна себя я покидаю» — напоминают о необходимости мобилизовать силы противостояния**.

Помимо Календаря души в многочисленных лекциях Рудольфа Штайнера указывается на возможность, а также необходимость сопережи­вания кругооборота года, внутреннего вживания в него с тем, чтобы найти в нем «источник истинно­го самопознания». Наибольшей кульминации эта мысль достигает в четырех Космических Имагинациях (GA 229), а в Имагинации Михаила нам открывается величественная картина борьбы Михаила с драконом, когда архангел Михаил выковывает себе меч из метеоритного железа и побеждает дракона Аримана.

Вживание в красоту летнего солнца и потерю себя Рудольф Штайнер сравнивает с процессом сульфуризации, серным процессом, который отделяется от Земли в «синеватых языках пламе­ни». Ариман хочет захватить это сознание приро­ды, овладеть нашим Я, похитить нашу собствен­ную сущность. И теперь, в начале осени, когда метеоритные дожди выпадают чаще, количество космического железа увеличивается, и воинство Михаила, собирая это космическое железо, как противовес процессу сульфуризации, выковывает из него меч, чтобы парализовать драконову власть Аримана.

Сила метеоритного железа может вызвать ос­вобождение от страха и ужаса, как говорит Ру­дольф Штайнер: действие Аримана через страх и ужас парализуется мечом метеоритного железа Михаила. Можно вспомнить шестую сцену из мистерии-драмы Рудольфа Штайнера «Страж порога», где Ариман говорит о том, как он посы­лает из бездны свою мощь:«...Она становится, однако, на этом пути у-ж-а-с-о-м !» Штайнер во время репетиций сам показал актерам, как мед­ленно и леденяще нужно прорычать слово "у-ж-а-с". Даже при воспоминании об этом много лет спустя у них волосы вставали дыбом.

Сейчас мы знаем, что с началом осени метео­ритные дожди из космоса усиливаются. На Землю ежедневно летят тонны железной пыли. Ее можно обнаружить в Гренландии, лежащей слоями. Таким образом, выбрасываемая из солнечных протуберанцев субстанция выпадает на Землю в виде измельченных частиц железа. Возникает вопрос: Откуда появились металлы? В случае железа на этот вопрос уже частично можно отве­тить.

Металлы рассказывают о судьбе Земли

О происхождении и действии металлов Ру­дольф Штайнер вдохновенно рассказывал в многочисленных лекциях (для членов Общества, врачей, рабочих Гетеанума). Планетарные перво-истоки металлов и их бесспорная связь с соответ­ствующими планетами указывают нам, что чистое, незамутненное влияние Солнца на Землю дало начало золоту, от чистого воздействия Сатурна возник свинец, действие Венеры дало медь, Юпитера — олово (см. GA 312). Наша Земля, находясь в планетарном состоянии Марса, осо­бенно сильно испытала его действие как «прино­сящего железо».

Мы знаем от Рудольфа Штайнера, что на бо­лее ранних стадиях Земля была окружена густым серным туманом, в этом парообразном серном одеянии Земли не могла развернуться жизнь в современном смысле, а затем, благодаря косми­ческому излучению железа, сера оказались свя­занной, образовались «матрицы пиритов», и Земля освободилась от тлетворного влияния серы. Свободно действовавший прежде сульфурный процесс благодаря железу был парализован, и на Земле стала возможна жизнь растений, животных и человека. В дни Михаила процесс преодоления серного влияния, происходивший в более ранних состояниях Земли в огромных масштабах, благодаря железу каждый год рит­мично повторяется.

Если рассматривать процесс образования ме­таллов подробнее, нам следует представить, как от планет исходят излучения, которые выявляют­ся в свете и цвете, затем уплотняются до газооб­разного состояния, становятся парообразными и, наконец, сжижаются. Рудольф Штайнер сообща­ет, что эти жидкие металлы изливаются через расщелины Земли и лишь позднее застывают. Ртуть еще и поныне пребывает в жидком состоя­нии и станет твердой много позже.

Процесс образования металлов с планет с трудом представляется современному естество­испытателю, но обратный процесс можно осуще­ствить в лабораторных условиях мы можем расплавить металл, затем нагреть его до парооб­разного состояния и выявить его цвет, например, зеленый цвет меди, вплоть до спектральной линии. По ее цвету можно установить присутствие металла: например, по желтому цвету можно определить наличие натрия.

В цикле лекций Штайнера "Облики мистерий" (GA 232), где много говорится о металлах и их происхождении, это сконцентрировано в следую­щем изречении:

Я думаю о металлах,
В них открывается сродство планетам,
Они свидетельствуют о судьбе Земли.

Естествознание — цель Земли

Рудольф Штайнер ставит перед нами опреде­ленную задачу. «Человек в древние времена общался не только с растениями, камнями, жи­вотными, но и с элементарными духами... Ныне это переживание стихийных духов утрачено. Человек должен достичь нового вида сознания для общения с природой. Природные существа говорили когда-то через душу человека, они были нашими воспитателями... А сегодня мы должны вернуть им то, что они нам когда-то дали. Мы сможем это сделать лишь тогда, когда мы будем искать образное в существах природы. Эти при­родные существа должны достичь определенной цели Земли вместе с человеком. Они смогут осуществить это лишь тогда, когда человек соот­ветственно вернет им то, что должен» (GA 220).

Нам нужно изменить наше воззрение на при­роду в смысле Имагинации Михаила: «Привести осознание природы к осознанию себя», или, как было сказано выше, проникнуть в природу духом!

Матрицы пиритов

При рассмотрении возникновения металлов был показан способ освобождения земного окру­жения от серы, близкий процессу возникновения «матриц пиритов». Это следует понимать бук­вально: пирит возникал из области действия сил, вызывающих соединение субстанций, в данном случае железа и серы. Процесс минерализации, вещественный процесс происходил затем в сфере Земли. Это осуществляется и до сих пор. С одной стороны, например, в области Тихого океана, из поднимающейся сквозь расщелины магмы образуются пириты и другие руды, с другой стороны, и это нам особенно интересно, постепенно высвобождающаяся сера абсорбирует благодаря тонко распыленному железу.

Сера становится свободной при разложении белка органических субстанций. Животные, зато­нувшие в море, дают при разложении серу, кото­рая тут же связывается с железом, содержащимся в морской воде. Мы знакомы с чудесными окаме­нелостями морских звезд, рыб, раковин, когда мельчайшие кристаллы пирита во всех деталях воспроизводят форму морской звезды.

Сера, высвобождающаяся при сгорании, из-за присутствия в воздухе воды становится серной кислотой, и мы сталкиваемся с проблемой ки­слотных дождей. Сколько серы накопилось бы на земле, в воде, в воздухе за миллионы лет только от умерших существ! Мы не смогли бы жить на Земле, если бы благодаря постоянно идущему процессу образования пиритов железо не освобо­ждало бы от серы земной организм.

Железо освобождает Землю от яда

Это исцеляющее действие железа, служащего противоядием, осуществляется и в отношении других ядовитых субстанций, например, фосфора. Фармацевты используют фосфорное и мышьяко­вое железо (Ferrum phosphoricum, Ferrum arsenicosum) в лечебных препаратах, таким обра­зом железо не только освобождает от ядовитого действия фосфора и мышьяка, но и переводит их в разряд лечебных средств.

Наисильнейший яд, циан, углеродо-азотистое соединение, благодаря железу становится неядо­витым ферроцианидом. И еще немного о субстан­ции. Пирит всегда сопровождает залежи золота, металла Солнца, которое действует в гармониза­ции процессов между железом и серой как фер­мент.

Общеизвестным фактом является действие железа в крови человека. Без гемоглобина, крас­ных кровяных телец, кислород вдыхаемого возду­ха не достигал бы кровеносных сосудов, без железа мы страдаем анемией.

Помимо месторождений пирита — соединения железа с серой — встречаются месторождения других химических соединений железа: окись трехвалентного железа и углекислое железо. Эти три железных руды полностью отличаются своим внешним видом: оксид железа черный, пирит имеет золотистый блеск, сидерит (карбонат железа) бледно-коричневый без металлического глянца.

Здесь можно вспомнить «Калевалу», в кото­рой описываются три дочери богов, дарящих мяг­кое, твердое и хрупкое железо, каждое разного цвета. Затем Ильмаринен выковывает железо, пригодное людям, и закаляет его, превращая в сталь. В воду для закалки пчела приносит мед — так возникают инструменты и земледельческие орудия. Но шершень, подстрекаемый змеей, добавляет в воду яд — и тогда появляются кин­жал и меч.

Добродетели железа

Слово «добродетель» возникло от словосоче­тания «делание добра». Для чего пригодно желе­зо? Когда его употребляют во благо и во вред? Огромная прочность и твердость — его главные признаки, поэтому железо применяют всюду, где необходимы его достоинства: в орудиях труда, деталях машин, приборах, стальных опорах и т.д. Как принадлежность бога войны Марса, железо, как прежде, так и сейчас, служит для создания оружия — для убийства. Нож или топор в мирной жизни расчленяют материю для наших нужд, оружие разлучает тело с жизнью. Но железо может и охранять: шлем, доспехи, броня защи­щают жизнь человека, сейф сохраняет сокрови­ща. Только себя железо сохранить не может: оно ржавеет, вода и кислород разрушают его, и о древнеримском мече напоминает лишь ржавый песок, в котором он лежал.

Там, где необходимы крепкие связи, мы ис­пользуем гвозди и болты. Цепи и стальные тросы удерживают суда на причале, но цепи могут стать и кандалами. Не связывают ли железнодорожные рельсы друг с другом города, не соединяют ли мощные стальные опоры мостов оба берега реки?

О человек,
ты формируешь железо для службы себе,
ты выявляешь ценность материала
о многих своих творениях...

Так начинается изречение, которым Рудольф Штайнер завершает Имагинацию Михаила. Это понадобится нам в дальнейшем рассмотрении.

Герберт Зойферт
Перевод с нем. О.П.

 

* Рудольф Штайнер. «Календарь души». 23, 25, 27 недели.
** Там же. 7,12,14 недели.

Окончание следует.