Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=2 |
Распечатать |
В последние годы весь мир в наивысшей форме несет в себе отпечаток страха перед терроризмом. Душевные потрясения заключаются в трех факторах:
1. с трудом сохраняемое внутреннее равновесие;
2. невозможность соизмерения себя со скоростью происходящих событий;
3. неуверенность, связанная с неадекватностью нашего времени.
Существует ли возможность справиться с этим? В лекциях «Философия Фомы Аквинского» – особенно в третьей лекции – Рудольф Штейнер описывает, как в то время высокой схоластики человек был «бессилен в отношении отделения восприятия и мира идей».
Сегодня человек вообще несет большие потери в отношении «мира идей», но в его распоряжение предоставлены возможности для развития, т.к. мир идей, который требует познаний, оживает, если «само познание является процессом действительности». Этот процесс может привести к этическому индивидуализму, «который фактически построен, если этого и не говорится в «Философии свободы», на импульсе Христа в человеке».
В то время как в высокой схоластике благодаря Фоме Аквинскому были освещены, но не могли быть решены такие важнейшие вопросы: Как вступает Христос в человеческое мышление? Каким образом пронизывает Христос человеческое мышление? – то в михаэлическое время Рудольф Штейнер призывает к ответу на эти вопросы. Один из подходов к этому мы находим в работе «В начале времени Михаила», к которой мы обращались в последние годы. Михаил сегодня хочет «жить в человеческих душах, в которых образовываются мысли /…/. Он освобождает мысли из области головы; он открывает им путь к сердцу /…/. Время Михаила наступило. В сердцах начинают возникать мысли /…/».
В других местах Рудольф Штейнер характеризует это как «мышление сердца» или «сердечное мышление». Но ему предшествует серьезное ученичество, обучение обычной логике на физическом плане, «чтобы сделать из себя самого другого человека».
Ибо «в логическом мышлении прежде всего мы переживаем определенный род совести, некий род логической совести, и если мы этой логической совести обучаемся, тогда вообще получаем в своей душе определенное чувство ответственности перед истиной и неистиной, и без этого чувства ответственности перед истиной и неистиной не многое может произойти в высших мирах». Совесть нужно понимать и как основу непосредственного отношения к Христу, и как то, что берет начало в мышлении стремящегося к познанию Христа человеческого сердца.
Из различных высказываний Рудольфа Штейнера о мышлении сердца можно процитировать следующее: «Если тот, кто упражняется в мышлении сердца, хочет сообщить то, что он пережил, другим людям, он должен преобразовать это в логическое мышление. Логическое мышление – это не вещь в себе, оно лишь язык, которым о мышлении сердца сообщается в духовной науке /…/. Таким образом, если мы глубочайшие истины сердца слышим в форме мысли, мы должны привыкнуть также видеть в ней лишь форму, за которой мы смотрим на содержание».
Годами позже в «Педагогическом курсе для молодежи» (1922 г.), Рудольф Штейнер говорит: «Конечно, драгоценно, что у человека есть не только мысли, но и сердце. Но самое драгоценное, когда мысли имеют сердце. Однако это мы совершенно утеряли. Мысли, которые принесли с собой последние 4-5 столетий, мы не можем больше изживать; эти мысли должны получить также сердце».
В этом году мы отмечаем 80 лет со дня смерти Рудольфа Штейнера. В нашей работе мы хотим также обратиться к его большой деревянной скульптуре, «Представителю человечества», который выступает между двумя противоборствующими силами. Это художественное произведение, как знамение нашего времени, может служить и основой для медитации, особенно с учетом того, что оно осталось незавершенным. Мы предпримем шаги к его завершению в духовном смысле, если постоянно будем сознавать, каким образом открывался Рудольф Штейнер как мастер сердечного мышления, с теплой объективностью представляя суверенность Я Христа по отношению к человеческой недостаточности и непредвиденности времени.
Рекомендуемые тексты для работы:
1. «Антропософские руководящие положения» (ПСС 26): Рождественское рассмотрение: Мистерия Логоса. (З.Х. 1924)
2. «Философия Фомы Аквинского» (ПСС 74), лекции от 23 и 24 мая 1920 г.
3. «Макрокосмос и микрокосмос» (ПСС 119), лекция от 29 марта 1910 г.
4. «Духовные действующие силы в совместной жизни старого и молодого поколения» (ПСС 217), лекция от 3 октября 1922 г.
5. «Представитель человечества» Рудольфа Штейнера (скульптура из дерева)
Вирджиния Сиз
Das Goetheanum № 10/2005
Перевод с нем. М.К.