Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=152
Распечатать

Различные мировые тела и связь человека с ними (Штутгарт, 12 августа 1908 года).



Вчера мы указали на то, что после того, как сначала из первоначально единого космического целого отделилось Солнце, человек жил некоторое время лишенный духовных сил этого светила, и только после пришествия Христа на Землю духовные силы Солнца нашли себе на ней место. После того, как Христос соединился с Землей, человек стал быстро созревать через принятие Импульса Его. Материальный образ планеты всегда зависит от того, какие существа связаны с ней. Как Солнце унесло с собой тончайшие субстанции, потому что они были необходимы некоторым существам, обитавшим на нем, — подобно этому и субстанции Земли подвергнутся такому превращению, чтобы соответствовать тому, чем станет в отдаленном будущем человек, а также и другие существа Земли, которых он поведет за собою. По мере того, как человек будет все больше проникаться Принципом Христа и воспринимать в себя солнечные силы, нисшедшие вместе с Христом на Землю, он сам будет становиться все более подобным Христу, и тогда он пронижет всю Землю лучами Христа.

В чем состоит миссия нашей Земли? Если мы посмотрим на древнюю Луну в самом начале ее бытия, то мы откроем нечто замечательное в существах, бывших предшественниками нашего земного существа. Многим обладают они уже в самом начале старого лунного развития, но им не хватает одного, того, что мы находим теперь повсюду на нашей Земле. Силы, действовавшие на Луне, предшественнице нашей Земли, были в самом начале ее развития лишены мудрости, но по мере развития древней Луны мудрость проникала в населявшие ее существа. Поэтому мы называем древнюю Луну планетой Мудрости. Когда закончилось развитие Луны, мудрость жила во всем ее бытии. Затем Луна прошла через нечто вроде космического сна, и когда она вышла из Пралайи, то принесла с собой свою древнюю мудрость на Землю. Следствием этого было присутствие мудрости во всех существах Земли; мудрость лежит в основании всех явлении Земли. Возьмите любой цветок растения; чем внимательнее вы его будете рассматривать, тем больше вас поразит та глубокая мудрость, с которой сочетаются отдельные его части. Возьмите верхнюю часть берцовой кости человека; вы увидите, с какой высокой мудростью сплетаются в ней ткани, образуя опору для всей верхней половины человеческого туловища. Современное инженерное искусство не в силах применить подобную мудрость при постройке, например, своих мостов. Человек должен был принять в свою внутреннюю сущность эту мудрость, учиться ей, подобно неумелому, неопытному работнику. Какими удивительными кажутся нам различные открытия и изобретения, сделанные человеком! Например, искусство приготовлять бумагу приписывалось исключительно изобретательности человека. Вспомним, однако, что осы могли делать это уже давно, гораздо раньше человека. Конечно, не отдельная оса, но групповая душа ос создает в своем гнезде ткань, тождественную по своему составу с нашей бумагой. Групповые души давно уже достигли того, к чему человеческая мудрость еще только постепенно приближается. Но эта мудрость, присутствующая теперь во всех существах нашей Земли, проникла в них не сразу; она вливалась в эти существа в течение всего лунного бытия. В чем состоит миссия Земли? Подобно тому, как на древней Луне в основу бытия вошла мудрость, так на Земле все бытие должно проникнуться любовью. Наша планета есть планета любви. Поэтому на ней развитие началось с вкрапления любви, — сначала в самой ее низшей, несовершенной форме. В эпоху Лемурии, когда формировалось “Я” человека, началось, через разделение полов, развитие любви в ее низшей форме. Все дальнейшее развитие Земли состоит в постепенном, нарастающем облагораживании принципа любви, вплоть до полного его одухотворения. Как на Луне во всех существах была вкраплена мудрость, так на Земле, после того, как она достигнет своей цели, в основе всех вещей будет находиться любовь.

Остановимся теперь на следующем планетном бытии, которое сменит собой нашу Землю, на будущем Юпитере. Когда на нем возродятся существа, которым назначено там обитать, то они будут воспринимать окружение своими внутренними, духовными силами. Как теперь мы восхищаемая мудростью, сокрытой в каждое камне, растении и животном, во всех окружающих нас существах и впитываем в себя эту мудрость, точно так же из всего бытия Юпитера, из всех существ его будет излучаться любовь, наследие развития Земли. Подобно тому, как мы наблюдаем какое-либо существо и черпаем оттуда мудрость, так существа Юпитера будут радоваться потокам любви, стремящимся отовсюду. Но эта любовь, которой предстоит развиваться на Земле, может совершать свое развитие только в том случае, если земные “Я” станут в известное взаимоотношение друг к другу. Правильное развитие может начаться только при том условии, если будет разорвана групповая общность душ, если одно существо сможет противопоставить себя другому; только таким путем истинная любовь сможет начать свое развитие. Там же, где “Я” связаны групповой душой, не может быть истинной любви. Одно существо должно быть отделено от другого, быть самодовлеющим, и любовь должна стать свободным даром. Только благодаря обособлению существ, наступившему в царстве человека, где “Я” предстало перед другим “Я” как самостоятельная единица, стала возможной любовь, как свободный дар одного “Я” другому “Я”. На Земле должен царить и развиваться индивидуализм, совместное, но независимое существование обособленных друг от друга существ. Представим себе мысленно отдельные существа, связанные одной групповой душой; групповая душа управляет ими, ведет их. Может ли кто-нибудь сказать, что сердце любит желудок? Нет, но оно тесно связано с желудком. Точно так же связаны группы животных в групповой душе, которая мудро ведет их. Лишь после того, как будет побеждена эта групповая связь, когда одно отдельное “Я” предстанет перед другим отдельным “Я”, тогда любовь может быть взаимно предложена, как свободный дар симпатии. К этой миссии человек мог быть подготовлен лишь постепенно. Поэтому, прежде чем стать вполне индивидуальным, он проходит как бы через некоторую подготовительную школу. Прежде чем он окончательно получит свое “Я”, мы видим, как направляющими его существами он объединяется в группы, родственные по крови и которые любят друг друга в пределах этого кровного родства. Это было для человечества великим подготовительным временем. Мы уже заметили, что любовь не была еще свободным даром, но была направляема космической мудростью; мы видели, как вступают люциферические существа, которые слиянию людей в единство народа или родовое единство, основанное на силе крови, противопоставляют свою могучую, освобождающую силу; все, что содействует самостоятельности человека, исходит от люциферических существ. Таким образом, человек мало-помалу созревает к принятию высшей любви, к принятию Принципа Христа, того Принципа, который передает в словах: «Кто не оставит отца, мать, сына или дочь и не возьмет креста своего и не последует за Мною, тот недостоин Меня». Это нельзя понимать в повседневном значении, но так, что прежнее кровное родство через принятие Принципа Христа, должно преобразоваться в новые формы единения, которые, помимо всех материальных основ, будут идти от одной души к другой, от человека — к человеку. Христос дал Импульс к тому, чтобы люди полюбили друг друга. Все больше проникаясь христианством, человечество будет одухотворяться в любви. Любовь будет становиться все более душевной и духовной. И человек увлечет за собой также и низшие существа Земли, преобразует этим всю Землю. В далеком будущем он изменит всю материю Земли и подготовит ее к соединению с Солнцем. Христос, как духовное Солнце, дал импульс к тому, чтобы некогда Земля и Солнце снова воссоединились в единое целое. Таким образом, путь мирового развития таков: сначала Солнце телесно отделяется от Земли; затем вниз нисходит мощный Импульс Христа, и этим дается толчок к воссоединению Земли и Солнца, чтобы перейти на высшую ступень бытия. Такова миссия человека на Земле, и только на Земле можно найти такого человека.

Рассмотрим далее царство растений. Когда взор ясновидящего направляется в мировые пространства и исследует там другие планеты нашей солнечной системы, то он находит на них растения, сходные с царством растений на Земле; наше растительное царство представляет собою нечто, распространенное во всей солнечной системе. Но, с другой стороны, каждая планета обитаема человеческими существами особого рода. Между растением и Солнцем существует внутреннее сродство, поэтому бытие растения тесно связано с бытием Солнца и со всеми планетами, принадлежащими к этой солнечной системе. Обратившись к тому состоянию Земли, когда она была еще солнечной планетой, мы найдем там человека на стадии растения, состоящим из физического и эфирного тел. Человек занимал тогда ступень растения; окружающие нас растения остались верными Солнцу и до сих пор ясно показывают нам свои отношения к Солнцу. Рассмотрим одно такое растение в свете мудрости розенкрейцеров. Тогда мы увидим, что своим корнем оно укрепляется в Земле. Это орган, который оно направляет к центру Земли, то есть к своему “Я”; органы своего оплодотворения оно направляет к Солнцу. Там оно принимает в себя чистый солнечный луч. Теперь представим себе человека, как опрокинутое растение. Его органы оплодотворения направлена к Земле, а корень — голова — направлен в мировое пространство. Животное стоит посередине. Поэтому в духовном смысле говорят: когда душевная субстанция мира проходила через различные царства, она прошла через бытие растений, животных и человека. Платон выражает это в величественном образе; душа мира распята на кресте мировой телесности. Человек прошел через бытие растения, он был раньше обращен к центру Земли; спинной хребет животного имеет горизонтальное направление; человек теперь представляет собою полную противоположность растению; таким образом возникает крест:

Душа мира распята на кресте, — вот глубокое эзотерическое значение креста. В нашем растении мы видим перед собой существо, стремящееся к Солнцу, оставшееся до известной степени связанным с ним, а потому имеющее направление обратное человеку. Животные формы частью одинаковы, частью же различны на различных типах планетного существования; и здесь также животное стоит посередине между растением и человеком.

Если мы перейдем к минеральному царству, то увидим в форме кристалла, в образующих его энергиях нечто, уводящее нас за пределы нашей солнечной системы в пространство мира. Если мы обратимся к формам минерального царства, преимущественно к кристаллам, обладающим свойством прозрачности, то должны будем уйти с ними в бесконечную даль, где мы сможем получить представление о том, что творится в мире далеко за пределами нашей солнечной системы. Самое абстрактное, имеющее наименее определенную сущность и вместе с тем составляющее основу нашего бытия, — минеральное царство, — имеет универсальное космическое существование; наоборот, чем выше стоят существа других царств, тем более они приспособлены к условиям известной нам солнечной системы и самой Земли. Рассмотрим этот вопрос применительно к человеку. Если бы человек был приспособлен только к тем силам, которые царят на Земле, он был бы навеки осужден на связанность с нею; он никогда не мог бы стать гражданином мира и не мог бы судить ни о чем, выходящем за пределы Земли. Поэтому, хотя в своем внешнем облике он приспособлен к условиям Земли, но благодаря своим высшим силам он становится причастным тем высоким существам, которые связаны с нашей Землей. То, что ограничивает человека Землею, относится только к его телесности; заложенные в него духовные силы уводят его прочь от Земли. В доатлантическую эпоху человек начал с образного сознания и лишь впоследствии научился воспринимать внешние предметы в предметном сознании. Это предметное сознание, представляющее нам мир так, что мы воспринимаем в нем краски, звуки, запахи и вкусы, возникло и дифференцировалось из органа, представлявшего собою род фонаря, — из гипофиза (шишковидной железы). Это сознание исключительно присуще Земле; все наши ощущения: окраска окружающих нас вещей, доносящиеся до нас звуки и т.д. — все это имеет исключительно земное бытие, и если бы вы имели перед собой существа других планет, то не смогли бы с ними объясниться. Если бы вы стали говорить им о красном цвете, они бы вас не поняли; на других планетах они имеют другие способы восприятия веществ и предметов. То, что мы называем чувственным восприятием, пригодно для одной только нашей планеты, Земли.

Мы уже видели, что чувственное восприятие до момента своей дифференциации было внутренне связано с оплодотворением. Подобно тому, как исключительно земным является вид нашего чувственного восприятия, точно такой же земной характер представляет собой и та форма оплодотворения, какую мы имеем теперь. Перейдем теперь к другой способности человека, — к памяти. Если бы человек не имел способности удерживать воспринятые им образы, то он был бы совсем иным существом. Все виденное исчезало бы тотчас же, как только человек отворачивал бы свой взор. То, что теперь дает человеку способность удерживать в себе образы, память, человек имел еще на древней Луне, ибо это та же самая способность, которая там давала ему возможность наблюдать свое окружение в образах. Он не мог тогда видеть внешние предметы, как теперь, но когда он приближался к какому-либо предмету, то в его душе вставал астральный образ, подобный живому сновидению, который известным образом был связан с самим предметом; человек имел тогда не предметное, но образное сознание. Теперь человек входит в контакт с предметами; он распростирает над ними образы; последним остатком этой способности являются образы воспоминаний. Зато этот образ воспоминаний имеет гораздо больший круг применения, чем одно только восприятие внешних предметов. Если вы наблюдаете несколько одинаковых внешних предметов, то вы потом подводите их под одно общее понятие. Существует множество кусков мела, но вы всех их определяете одним общим понятием — мел. Таким образом человек приходит к общим понятиям, которые неприменимы ни к одному из внешних существ в отдельности. Он может внутренне перерабатывать свои представления. И если бы вы вступили в общение с существами, обитающими на других планетах, через посредство таких представлений, не относящихся к видимым предметам, то вы могли бы легче понять друг друга. Образное сознание, которое имел человек прежде, чем он стал воспринимать внешние предметы, и которое было смутным ясновидящим сознанием, и имагинативное сознание, которое разовьется впоследствии, оба они гораздо шире дневного сознания. Когда человек путем оккультного развития достигнет образного сознания, так что он не будет обречен на восприятие только внешних предметов, но сможет различать излучения человеческой ауры, тогда он в образах увидит вокруг себя душевно-духовное бытие, тогда пред его духовными очами выступят образные символы всего живущего в мире.

За этим следует высшая ступень сознания. Бессознательно человек обладал ею на Солнце и имеет теперь во время сна. Это сознание глубокого сна без сновидений. Когда человек спит, он так же не лишен сознания, как не лишено сознания и растение. Оно и днем сохраняет то сознание, которое человек имеет во сне. Это только низшая ступень сознания; вещи ускользают от его внимания; оно не может схватить их глазами. Но развивая в себе определенные силы, он поднимается до возможности сознавать все окружающее во время сна без сновидений. Это состояние сознания выше образного; растение имеет его только как сонное. Если вы поднимаетесь до сознания растения, но при этом пронижете его светом дневного сознания вашего “Я”, то вы достигнете в оккультном развитии ступени инспирации, или инспиративного сознания. Такое сознание проявляется не только в образах: это звучащее сознание. Человек вступает в духовный мир звуков. О нем упоминает Пифагор в своем учении о гармонии сфер. Весь мир проявляет свое существо в звуках, и когда ночью человек засыпает и его астральное тело и “Я” выходят из физического и эфирного тел, то гармонии и мелодии музыки вселенной пронизывают это астральное тело; тогда оно возвращается в свое духовное бытие и стремится восстановить истощенные силы при помощи музыки сфер. Ночью человек погружается в звуковые волны музыки сфер; и воспринимая проникающие его звуки, он чувствует себя утром сильнее и крепче. Если человек доведет до своего сознания этот факт, то этим он достигнет инспирации, а вместе с тем и возможности познавать все, находящееся в пределах нашей солнечной системы. Между тем, как своим обычным представлением человек познает только факты и явления Земли, а имагинация открывает ему доступ к существам отдельных планет, путем инспирации он вступает в связь со всей солнечной системой в ее совокупности. Это всегда было известно в определенных кругах. Это знал и Гете, который сам бессознательно был посвященным. Поэтому в своем прологе к «Фаусту», разыгрывающемся на небе, он влагает в уста ангелов слова:

Звуча в гармонии вселенной
И в хоре сфер гремя как гром,
Златое солнце неизменно
Течет предписанным путем.

Мы видим, что Гете знал о том, что тайны солнечной системы раскрываются в звуках, и всякий, достигший инспирации, может познать эти тайны. Что это выражение не было для Гете случайным, подтверждается его словами во второй части «Фауста»:

Звуча для духовного слуха
Рождается новый день.

«Духовный слух» — это слух ясновидящего, который воспринимает гармонию сфер солнечной системы; если бы вы могли воспринять солнечную энергию, льющуюся на земные растения, которые наверху заканчиваются цветком, с облекающим его астральным телом, если бы вы могли духовно воспринять эти силы, которые таинственно впитываются цветком, то вы восприняли бы их как небесную музыку, доступную только духовному слуху. Духовные звуки проникают в цветок. В этом заключается тайна, определяющая развитие растения: каждый отдельный цветок является выразителем звуков, образующих его и влияющих на характер и форму плода. Солнечные звуки воспринимаются растением и действуют в нем как дух. Вы, вероятно, знаете, каким образом во внешнем мире при помощи звуков можно создавать формы. Припомните опыт с хладниевыми фигурами, в котором в слое пыли на тонкой пластинке через посредство звуков образуются различные фигуры. Подобно тому, как пыль подчиняется физическому звуку, точно так же цветок и плод ловят духовный звук Солнца и впитывает его. Этот звук скрывается в семени, и когда из семени возникает растение, то этот уловленный и впитанный солнечный звук придает ему его форму. Ясновидящее сознание озирается вокруг на весь наш растительный мир и видит повсюду в цветах, пестрым ковром покрывающих поверхность Земли, отражение солнечных звуков; таким образом оправдываются слова Гете: «Солнце звучит по-прежнему». Но верно также и то, что эти устремленные и впитанные растением звуки появляются снова, когда из семени вырастает новое растение; в растительных формах звучат солнечные звуки, отражение музыки сфер в пространстве.

Далее идет следующая, наивысшая ступень сознания, — интуиция; она позволяет человеку как бы проникать в сущность вещей. В инспиративном сознании человек также погружается в вещи, отожествляет себя с ними. Оно приводит человека к тому, что он ощущает свое единство с Землей, в центре которой находится “Я” растений. Но он может слиться с любым существом. Тогда он узнает нечто, выходящее за пределы солнечной системы. Тогда взор его расширяется до пределов мирового сознания: интуиция выводит его за пределы данной солнечной системы. Минеральное царство представляет собой нечто, дающее нам в своем образовании такую основу, которая простирается далеко за наше обычное бытие. Наш теперешний человеческий облик есть облик земной, физический, но человек может подняться от обычного земного сознания к планетарному сознанию в имагинации, к сознанию планетной системы — в инспирации и к мировому универсальному сознанию в интуиции.