Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=147 |
Распечатать |
Приступая к изложению взаимоотношений между Миром, Землей и Человеком, мы должны заранее принять то основное положение, что наши внешние органы чувств и стоящий с ними в связи рассудок мало могут помочь нам в исследовании этой области. Главная и существенная часть мира остается закрытой для них. Сначала придется повторить кое-что из старого, что некоторым из вас уже известно. Но это необходимо для цельности изложения. В прошлый раз мы коснулись земного развития в связи с развитием всей вселенной, начиная с того момента, когда Земля и Солнце составляли еще единое целое. Мы узнали, что в послеатлантическую эпоху человечество в своем познавательном и религиозном сознании постепенно повторило все то, что раньше переживала Земля. Теперь мы остановимся на самой Земле и ее обитателях. Видимый мир окружает нас в форме того, что принято называть четырьмя царствами природы: минеральным, растительным, животным и царством человека. Человек сверх материального тела имеет в себе еще невидимую духовную сущность. Оккультист различает в человеке тела: физическое, эфирное, астральное и организм “Я”. Это деление имеет значение и для представителей других царств природы, с тою только разницей, что последним членом — сознающим себя “Я” — обладает один лишь человек. Даже животные, ближе всего к нему стоящие, лишены этой способности. Каждое из них не имеет своего индивидуального сознания, но каждая группа животных образует одну общую групповую душу, групповое “Я”. Так, например, все медведи, все тигры, все львы имеют одно общее “Я”. Далее, человеческое “Я” сознает себя, как индивидуальность уже здесь, в физическом мире. Хотя оно само по себе и незримо, но имеет свое наглядное проявление в физическом теле каждого данного человека. У животных же все происходит совершенно иначе. Чтобы легче представить себе сущность их групповой души, возьмем такой пример. Предположим, что меня скрывает от вас стена, имеющая в себе целый ряд небольших отверстий; я вкладываю в них свои пальцы и начинаю ими двигать. Вы видите пальцы, видите их движение. И даже не видя меня, все же можете предположить, что пальцы двигаются не сами собой, но что есть какая-то сила, которая ими управляет. Другими словами, — вы предполагаете, что есть существо, которому принадлежат видимые вами пальцы. Отсюда уже вам станет яснее, что представляет собой душа животных. Поэтому мы можем утверждать, что в известном отношении всякое животное является для нас существом, заключающим в себе какую-то свою тайну, скрытую для нас. Это их групповое “Я”, которое не проявляется на физическом плане, и которого мы не видим. Та духовная индивидуальность, которая в человеке открывает себя в его физическом теле, у животного находится в мире астральном. Если мы проведем резкую границу между физическим и астральным миром, то по одну сторону ее, в мире физическом, будет находиться “Я” человека, по другую же сторону, в мире астральном, — групповое “Я” животных, например, львов. На физическом плане животное имеет только три своих тела — физическое, эфирное и астральное. От каждого животного в астральный мир как бы отходят отдельные нити. Там они соединяются и образуют общее групповое “Я”, индивидуальность группы, точно так же, как на физическом плане живет индивидуальный человек. Говоря, что взор ясновидящего различает в астральном мире групповые души, как самостоятельные существа, простирающие до пределов физического мира свои отдельные члены, мы даем только схему того, что существует на самом деле. Вы не должны оставаться при таком схематическом представлении, но должны стараться пережить все это, как действительность, как реальность. Для того чтобы войти в астральный мир, мы не должны переходить из одной области в другую. Ибо астральный мир всюду проникает мир физический, неразрывно связан с ним, и чтобы его узреть, нужно только открыть глаза. Ясновидящий человек, обладающий таким открытым зрением, увидит вдоль спины всякого высшего животного яркую светящуюся полосу. Таким образом он воспринимает групповое “Я” животных. Наша атмосфера несет в себе не только потоки физического воздуха, но вся она пронизана целой сетью астральных течений, среди которых ясновидящий привыкает различать вплетенные в них групповые “Я” животных.
Далее, перед нами встает вопрос: имеют ли свое «Я’’ также и растения? Исследуя растение, ясновидящий находит следующее: на физическом плане оно имеет лишь физическое и эфирное тело. На поверхности земли мы видим ствол, листья и цветы растения. Астральное тело, которое животное имеет здесь, на земле, у растения отсутствует. Но из этого не следует, что последнее вовсе лишено свойств, сообщаемых астральным телом. Для ясновидящего оно все окружено и пронизано, точно лучами, астральными субстанциями, которые принимают ближайшее участие в процессе цветения и плодообразования. Кроме того растение имеет еще свое “Я”. Оно сокрыто глубоко в недрах Земли. В то время как “Я” животных как бы витают над поверхностью Земли, “Я’’ растений сосредоточено в центре Земли.
Когда ясновидящему открывается эта сторона жизни растений, самый вид Земли для него изменяется. До сих пор она казалась нам образованием чисто физическим; теперь же она предстает в виде цельного организма, наделенного своим “Я”, состоящим из “Я” всех растений и лежащим далеко в глубине ее. Земля одушевляется этим “Я”. И, подобно волосам, растущим на нашей голове и составляющим часть нашего тела, из Земли вырастают растения и образуют с нею одно органические целое. Если вы вырываете растение с корнем, то причиняете боль всей Земле, групповой душе растения. Это — факт, действительно существующий. Из этого не следует заключать, что всякое срывание цветка или плода также болезненно для Земли; наоборот; ясновидящий, наблюдая осенью за работой жнецов, видят проходящие во всех направлениях по лицу Земли потоки удовольствия. Не следует также сейчас же все подвергать моральной оценке и говорить: «неужели ребенок, без всякой пользы срывающий цветок, совершает меньший проступок, чем делают люди, заботливо пересаживающие растение с одного места на другое?»
Факт все-таки остается фактом, и раз вами затронуты корни, Земля страдает. Зато, если вы срежете одну лишь верхнюю часть растения, ей это только приятно. Ибо охотно она отдает то, что лежит на ее поверхности. Поэтому стаду, которое пасется на лугу, она с радостью отдает свою траву, как корова свое молоко сосущему ее теленку. Растение по отношению к Земле, которая его производит, соответствует молоку самки в животном мире. Все это реальность в оккультизме, не аналогия, но действительность, факт. Но для созерцания “Я” растений недостаточно одного астрального ясновидения; нужна другая, более высокая ступень, так как, в отличие от “Я” животных, “Я” растений лежит в области Девакана.
Наконец, перед нами встает вопрос о минерале, о том, что происходит в этом так называемом мертвом царстве? Имеет ли оно свое “Я” и другие высшие степени организации? Рассматривая оккультно любой камень, мы находим, что на физическом плане он имеет лишь свое материальное тело. Эфирное тело минерала окружает его, окутывает его со всех сторон; но оно начинается только у поверхности физического минерала и не проникает во внутрь его. Таким образом, всякое минеральное тело является как бы эфирной пустотой. Повторяется то же, что было уже в царстве растений с их астральными телами: там астральное извне облекает собою физическое и эфирное; — здесь эфирное извне облекает физическое тело. Но эфирное тело минералов надо искать на астральном плане. Это важно отметить — тот факт, что эфирная субстанция пребывает на астральном плане, дает вам представление о том, насколько сложно все существующее. В астральном мире не все астрально, точно так же, как физический мир не исчерпывается только физическим. Ведь и человек совмещает в себе на Земле, на плане физическом, все четыре начала: физическое, эфирное, астральное, “Я”. Ясновидящий видит эфирное тело минералов на астральном плане. Где же нужно искать само астральное тело минералов? Оно имеет с внешней стороны вид своеобразных лучей и наподобие игл пронизывает все эфирное тело минерала. Вы должны представить себе такие световые образования, которые все ширятся и растут и потом как бы проникают собою эфирное тело минерала. Тогда получится светящаяся астральная форма, которая в виде лучей исходит из каждого минерального тела. Эти лучи теряются в бесконечном пространстве. Ясновидящий, рассматривая, например, кусок горного хрусталя, увидит, прежде всего, физически заполненную часть пространства. Далее, он различит облекающее эту физическую форму светлое эфирное тело и, наконец, точно пронизывающие его насквозь, лучеобразные формы, исходящие из него и теряющиеся в безграничном пространстве. Представив себе это, вы постигнете, как едино и неразрывно связано между собою все, в физическом мире существующее. Нет такой точки в пространстве, которая была бы оторвана от остального. Наоборот, мы видим, как все сплетается и связывается тысячью и тысячью духовных нитей, пересекающих друг друга и идущих по всем направлениям. В своих поисках “Я” минералов мы должны идти следующим путем: от физического тела, окруженного светлой оболочкой эфирного, мы переходим к лучам астрального, изливающимся в пространство, как бы исчезающим в нем, как в огромной полой сфере. Каждый минерал вы можете рассматривать, как центр такой сферы, которые все взаимно пересекаются. Если более развитое ясновидение позволит нам подняться вслед за лучами в ту область, куда они вливаются, то мы очутимся среди лучезарных “Я” минералов. Только здесь, на высшем плане Девакана, увидит их ясновидящий, в то время как самые лучи астрального тела он воспринимает уже на низшем Девакане. Таким образом, сделав обзор различных царств природы, мы нашли: “Я” человека на физическом плане, “Я” животных на астральном, “Я” растений на низшем Девакане и “Я” минералов на высшем Девакане.
Минералы занимают здесь на Земле место как раз обратное тому, которое занимает человек. Действительно, “Я” человека заключено в нем самом, в его телесной оболочке. Каждый отдельный человек является как бы особым самоцентром. Где бы человек ни находился, его “Я” повсюду остается его центральной точкой. “Я” растений составляет уже более широкую окружность, центр которой совпадает с центром Земли; “Я” же минералов образуют, все вместе, окружность всей нашей планетарной системы. Поэтому “Я” минерала, в противоположность человеческому “Я” повсюду остается вне его, на периферии. После сказанного вам, вероятно, будут уже понятны некоторые свойства минерала, как душевного организма, составляющие его отличительную особенность. Если вы станете дробить минерал на куски, это вызовет в нем ощущение наслаждения. Целые потоки удовольствия изливаются из только что расколотого камня. Совсем другое имеет место, когда вы захотите снова соединить разделенные, разбитые куски камня. Для примера возьмем стакан теплой воды, в который опустим кусок соли. Пока соль растворяется, чувство удовольствия наполняет теплую воду — удовлетворение минеральных частиц при растворении. Если же вы начнете охлаждать воду с целью получить снова кристаллы, то этот процесс будет связан с болезненными для минерала ощущениями. Все эти факты всегда были открыты посвященным, и они говорили о них людям. Особенно важное значение имеет то, что говорил об этом один крупный посвященный. Мы ходим теперь по твердой Земле, но не всегда она была такой. Чем дальше продвигаемся мы обратно во времени, тем резче меняется ее вид: она становится все мягче, потом текучей и, наконец, превращается в состоящее из легкой парообразной материи тело. Вся твердая поверхность Земли, все минералы лишь постепенно выкристаллизовались из этой текучей массы. Такой процесс был необходим, чтобы человек мог ходить по Земле; Земля должна была дать ему твердую опору. Для этого она прошла через невыразимые муки охлаждения, пока не сложилось и не возникло минеральное царство, которое и стало почвой, попираемой ногами человека. Именно это говорит апостол Павел в словах: «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне». Это значит: в страданиях должна принимать свои твердые формы Земля, чтобы, поселившись на ней, человек мог быть принят в сыновность Божию. Из этого примера видно, как велики истины, сообщаемые нам посвященными. Постигая их, человек еще больше научается их уважать. Он не только не теряет былого отношения, когда он читал текст, не понимая истинного значения, но, наоборот, всякая строка священного Писания, освещенная для него светом истинной мудрости Антропософии, создаст в его душе глубокое и сильное переживание. В одном таком изречении: «Вся тварь земная стенает...» скрываются мировые тайны. Но эти истины принесут настоящую пользу человеку только в том случае, если они не остаются лишь в рассудке, а, проникнув в его чувство, делаются его переживанием.
Итак, видимое физическое тело растения облекается сверху невидимыми астральными субстанциями. Чтобы понять все существенное значение данного факта, необходимо уяснить себе, в чем, собственно, состоит роль астрального тела. Было время, когда Земля и Солнце составляли одно целое. Человек жил уже и тогда, но в совсем других условиях, чем теперь. Он обладал смутным ясновидящим сознанием; весь его организм соответствовал окружающей обстановке. Наш глаз теперь устроен так, что он «видит» падающий на него луч света. В ту же эпоху, когда Земля и Солнце образовывали одно целое, человек воспринимал световые лучи как бы изнутри, в их духовной сущности. Эта истинная природа луча тождественна с природой нашего астрального тела. Тот свет, который мы видим, есть только внешнее проявление невидимого астрального света, приходящего к нам от Солнца. Астральное тело растения, незримым пламенным венцом окружающее его вершину, стоит в непосредственной связи с солнечным светом. Человек может иметь желания только потому, что он имеет в себе астральное тело. У растения астральное тело находится вне его; поэтому вне его находятся и его чувства, его желания и воля. К чему стремится это астральное тело растения? Оно стремится вобрать в себя душу солнечного луча, а вместе с ней и ее высшее чистейшее “Я” и передать затем все это центру Земли. Деятельность “Я” растений состоит именно в этой передаче Земле духовной сущности Солнца. Таким образом происходит совместная работа духовного начала, растительного мира и Солнца, духовные силы, присущие Солнцу, поистине проникают в Землю, благодаря астральному телу, окружающему цветок растения и жаждущему солнечных лучей; это астральное тело растении принимает в себя лучи Солнца и дает им проникнуть до центра Земли. То, что вызывается к жизни Солнцем на поверхности Земли, представляет собой лишь одну сторону процесса, другая сторона которого заключается в описанной выше духовной работе растений. После этого вы уже сможете понять, как все эти факты смогут проникнуть в повседневную жизнь: вы сможете себе представить человека отдаленного будущего, который в каждом растении будет переживать это томление растения по Солнцу. На более высокой, духовной ступени развития с полным сознанием человек будет обладать той способностью, которая животному дана теперь бессознательно и благодаря которой оно, бродя по пастбищу, из целого ряда трав выбирает только для себя годные. Конечно, у животного это объясняется инстинктом. В будущем человек совершенно сознательно сумеет выбирать нужные для себя растения и в своем выборе будет руководствоваться не внешние вкусом и желанием, а той живой связью, которая к тому времени установится между ним и растением. Ибо он будет знать, что примет в себя все то, что растение впитало, как живую силу Солнца. Еда перестанет быть низшей функцией и получит глубокое внутреннее значение. Под видимым, физическим покровом принимаемой пищи он сумеет рассмотреть ее невидимое духовное содержание. В наше переходное время, когда людям так мало известно о живой связи между ними и миром, необходимо должны были появиться всякие суррогаты пищи. Почему во все времена посвященные говорили о необходимости молитвы перед принятием пищи? Потому, что при еде человек принимает в себя, помимо физической пищи, также и нечто духовное.
Достигнув обладания истинной мудростью, человек тем самым изменит весь свой мир ощущений и чувств. Он будет вполне сознательно относиться к своим поступкам; ибо он познает истинную природу и сущность того, что он соединяет с собой в форме физической пищи. Вот до каких подробностей мы можем проследить практическое и жизненное значение Антропософии для будущего.
Подходя к миру с таким настроением, в нашей Земле мы видим не только небесное тело, освещаемое лучами Солнца, но живое существо, через посредство растительного покрова принимающее в себя душу Солнца. А все остальное пространство мира пронизано лучистыми “Я” минералов. Все оживает, все одухотворяется.
Но мы можем пойти и дальше. Четыре царства природы не исчерпывают всего существующего. Они только представляют собой мир, открытый для физического восприятия. Но в эпоху Атлантиды люди жили, окруженные существами, самым плотным телом которых было эфирное. То, что живет в легендах народов, Зевс, Аполлон, были действительными, живыми образами для древних Атлантов. Поэтому от человека мы направляем свои взоры вверх и там найдем еще три высшие царства. Имена их в духе христианской эзотерики:
1) Ангелы (непосредственно примыкающие к царству человека). Их называют также Духами Сумерек. 2) Архангелы (Духи Огня) и 3) Архаи (Духи Начал, или Духи Личности). Эти три царства направляют жизнь и судьбу человека, подобно тому, как возделывает растения хлебопашец, занимаясь обработкой своего клочка земли. В чем состоит это участие высших духовных сил? Теперешний человек слагается из “Я”, астрального, эфирного и физического тела. Дальнейшее его развитие совершается, прежде всего, путем его личной работы над собой: но мы пока еще не можем совершенно свободно распоряжаться всем нашим существом. Подумайте только, как часто бываем мы рабами своих страстей, другими словами, своего астрального тела. Однако в этом далеко не все люди одинаковы: одни совершенно отдались во власть своих астральных сил, другие же в значительной мере от них уже освободились. Как велико расстояние, отделяющее дикаря, пожирающего своего собрата, от культурного европейца наших дней и еще больше от такой высоко одухотворенной личности, как Шиллер или Франциск Ассизский! Вы видите постепенную градацию освобождения от власти астрального тела. И придет время, когда “Я” достигнет полного очищения и астральная материя окончательно просветится. Тогда возникнет новый элемент человеческого существа: МАНАС, который будет не чем иным, как переработанным через посредство “Я” астральным телом. Наше астральное тело состоит из двух частей: того, что уже переработано и отошло под власть “Я”, и того, что еще не переработано и находится вне этой власти. Последняя часть содержит в себе низшие наклонности и стремления. Вытесняя их отсюда, “Я” подсоединяет к астральному телу различные силы. Но чтобы это последнее вообще могло устоять и не разрушиться под напором враждебных низших сил, оно должно получать постоянную помощь со стороны благих духов. Эти духи, которые управляют низшей частью астрального тела человека, пока он сам еще не достиг господства над нею, суть Ангелы. Каждый человек стоит под защитой такого духа. Мысль об Ангелах-хранителях вовсе не сказка для детей. Их роль и значение в судьбе человека огромны. Мы знаем, что каждый из нас проходит через многие воплощения. Когда-то, в определенном пункте развития Земли, данный человек начал свое индивидуальное существование. Потом он умирал, чтобы затем, через некоторое время снова воплотиться; и так — много раз; окончание перевоплощений лежит в далеком будущем, когда человек сделается уже полным господином своего астрального тела. На ангелов возложена задача вести человека из одного воплощения к другому. Они служат как бы внутренним идеалом, к которому человек должен стремиться, тем идеальным существом, образ которого он примет впоследствии, освободившись от своих страстей. С одинаковым правом мы можем сказать, что, поднимая свой взор, человек видит вверху собственное высшее “Я”, с которым он должен сравняться, или — что он видит своего ангела, свой великий прообраз.
При дальнейшем духовном развитии человек работает над превращением своего эфирного тела в Будхи. Сознательно он начнет это делать лишь в будущем, а бессознательно делает это теперь. Тем более он нуждается в помощи со стороны высших существ для переработки своего эфирного тела, и он получает ее от Архангелов. Но эфирные тела людей не отличаются такой определенной индивидуальностью, как тела астральные. И хотя каждый человек на основе своего астрального тела имеет свои личные пороки и добродетели, но в области наших эфирных тел существует единообразие, выражающееся в особенностях целого народа или расы. Поэтому при работе над своим эфирным телом человек не имеет отдельного помощника и покровителя. Архангелы — это духи целого народа или расы.
То, что вы сейчас узнали, для большинства кажется абстракцией; но для всякого, обладающего способностью проникать в духовные миры, является вполне конкретным фактом. Если кто-нибудь говорит о душе или о духе народа, — то смотрит на это, как на отвлеченное представление. Оккультист же видит перед собой живую душу народа, составляющую тело Архангела. Вся история Земли от народа к народу направляется сменяющими друг друга Архангелами.
Кроме того, есть еще нечто, не зависящее от особенностей данной расы или народа. Это дух времени, дух эпохи. Он существует как реальность и является телом высших духовных существ, которые в христианской эзотерике носят название «Духов Начал».
Таким образом, мы видели, что Земля окружена атмосферой духовного, покоится в лоне духовного мира. На своей минеральной поверхности она несет мир растений, животных и человека. Извне же она охвачена сферами высших духовных существ, одни из которых направляют развитие индивидуального человека, другие — целого народа и третьи, наконец, накладывают свой отпечаток на эпохи истории.
В сегодняшней лекции мы попытались представить духовный облик нашей Земли и мира и отношение к ним человека. И теперь мы уже с большей пользой сможем следить за историей развития их дальнейших отношений.