Антропософия - Антропософияhttp://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=14 |
Распечатать |
Рекс Рааб родился 7 апреля 1914 года в Лондоне. Уже в юности он очень интересовался архитектурой. В 1937 году закончил «Королевский институт британских архитекторов», после чего работал в разных архитектурных бюро. В 1935 году Рекс Рааб впервые увидел Гетеанум, который произвел на него столь сильное впечатление, что он решил навсегда посвятить себя антропософской архитектуре. Поселившись в Дорнахе, он стал учеником, а позднее и биографом скульптора Освальда Дубаха, одного из главных резчиков первого Гетеанума, немца, родившегося под Москвой, а также Карла Кемпера, одного из архитекторов Гетеанума, немца родом из Харькова. Многолетняя дружба с ними пробудили в Рексе Раабе интерес и любовь к России.
После второй мировой войны Рекс Рааб поселился в Германии, где работал как свободный архитектор. В это время им были построены многочисленные вальдорфские школы, храмы Общины христиан, лечебно-педагогические центры; ему также принадлежит архитектурное и скульптурное оформление внутреннего убранства целого ряда помещений второго Гетеанума и пространства вокруг него.
Кроме архитектуры Рекс Рааб занимался скульптурой и писал стихи на английском и немецком языках, а также был эвритмистом. Его перу принадлежит биография англичанки Эдит Мерион, помогавшей Рудольфу Штейнеру при создании Скульптурной группы, которой мы обязаны возникновением эвритмических фигур.
В последние годы жизни Рекс Рааб со свой женой, известной австрийской пианисткой Грете Шерцер, жил в Энгельберге под Штутгартом. Два очерка, предлагаемые читателю, были написаны им незадолго до смерти, последовавшей 18 марта 2004 года, всего за несколько месяцев до его 90-летия.
Некоторое время тому назад доцент одного немецкого университета рассказал мне, что архитектура с середины восьмидесятых годов прошлого столетия больше не преподается как строительное искусство. И не только в его университете. Определенные предметы и дисциплины, считавшиеся раньше обязательными при изучении архитектуры: учение о пропорциях, эстетика, история искусств, художественный рисунок, живопись, скульптура и многое другое – теперь отсутствуют или почти отсутствуют в учебном плане. Вместо этого студентам предлагают заняться вопросом оценки стоимости зданий, чтобы не уходить от реальности. Здание начинает рассматриваться как товар среди других товаров. Тем самым архитектура лишается того огромного значения, которое она может иметь для окружающего мира. При строительстве не учитываются такие ценности, как фантазия и качество. Темпы строительства ускоряются настолько, что человек почти не поспевает за ним и не может охватить его целиком.
Таковы существующие тенденции, но мы не хотим на них останавливаться, а обратимся к другим факторам, которые необходимо учесть и оценить по достоинству. Первым из этих факторов является духовная основа бытия, обладающая творческим характером, который не может быть подавлен. Дух тяжести может попытаться его подавить, но тогда ему предстоит встретиться с неожиданностями, соприкоснувшись с беспокойным и непрестанно стремящимся вперед человеком! Второй фактор состоит в том, что сегодня мы должны рассматривать духовные импульсы глобально, не в смысле экономической глобализации, но в смысле охватывающего весь мир космополитизма. Таким является импульс, ставший известным в мире как «строительный импульс Рудольфа Штейнера».
Для туризма наряду с природными достопримечательностями представляют интерес достопримечательности архитектурные. Недавно французская статистика выявила, что 70% человечества исключительно восприимчивы к красоте архитектуры. Можно предположить, что в прежние времена, когда человечество еще не было так испорчено воздействием цивилизации, это были все 100%. Достаточно вспомнить о большом числе посетителей Гетеанума, о том, что нередко уже первый взгляд на него может изменить человеческую судьбу.
Наряду со строениями, оставляющими нас равнодушными, в мире существуют произведения строительного искусства, притягивающие нас, которые мы называем достопримечательностями. Среди них имеются и здания, инспирированные Антропософией: в северной и южной Америке, в южной Африке, Австралии, Новой Зеландии и Японии, не говоря уже о европейских странах, просто «населенных» такой архитектурой. Все эти строения воздействуют на современный мир.
Сколь бы различными по своему назначению, форме, материалу, цвету и т.д. они не являлись – если только они удались, – их посетитель обнаружит в них единство замысла и гармонию с окружающим, которые помогают ему объединить в своем представлении все их многообразные проявления. Привычное уже для зрителя однообразие заменяется разнообразием их назначения, мест их постройки, материалов и других особенностей. В них присутствует стремление достигнуть архитектонического выражения, которое сегодня можно встретить все реже и реже. Человек ищет и находит в своем окружении нечто, что может стать побуждением для него самого.
Если посетитель спросит у обитателей таких зданий об их ежедневных переживаниях, то он услышит, например, такой ответ: «Каким бы простым не казался наш дом, мы чувствуем, что он не только отвечает практическим требованиям, в нем мы имеем поддержку также и нашей душевной жизни». И в этом заключается причина того, что мы стараемся строить именно так, принося все необходимые жертвы и даже потратив на строительство больше времени. Уже сами цвета нашего здания являются существенной поддержкой для нашей работы. Цвета в нем использованы не произвольно, но выбраны так, что они действительно соответствуют практическому назначению каждого помещения. Даже если в этой области и не существует никаких догм, тем не менее есть подходящие и неподходящие цвета, и мы выбираем их, исходя из научной основы. В результате может возникать впечатление более красивого и дорогого строения, в то время как в действительности в финансовом отношении эти эффекты даже нельзя сравнить с его более дорогостоящими элементами: общими формами, использованными материалами.
Применение лессировочных красок, начавшееся с 1910 года, которому мы обязаны Рудольфу Штейнеру и которое постепенно распространяется по всему миру, образует важный аспект строительного импульса Рудольфа Штейнера. Причем для их использования нет необходимости в новой постройке; они могут с таким же успехом вызвать почти магическое превращение и старого здания.
В границах финансовых возможностей, которыми мы располагаем, мы стараемся, подобно тому как это имеет место при распределении цветов, придать всем пространствам форму, пропорции, высоту и т. д., которые являются наиболее целесообразными с точки зрения их использования. На детей они воздействуют даже сильнее, чем на взрослых с их притупленной восприимчивостью. А отсюда следует, что такие попытки правомерны и желательны также и во всех других случаях.
Если посетитель захочет узнать о стоимости нашего здания – это может быть жилой дом, школа, санаторий, клиника или какое-либо другое общественное строение, – то он, как правило, будет удивлен, узнав о достигнутой экономии средств. В этой области необходимо с помощью открытых и основательных разъяснений преодолеть целый ряд предрассудков, касающихся этого важного пункта.
Усиление воздействия архитектурного объекта может быть достигнуто посредством стенной или плафонной живописи, например, в школе. Рудольф Штейнер упоминал об этом уже в мае 1919 года, говоря о задачах народной педагогики. Семилетняя девочка, ставшая позже художницей, оглядываясь на свое пребывание в школе, вспоминала в особенно теплых словах о том, как она, глядя на роспись стены в классной комнате (образы из сказок), чувствовала себя «как в раю».
И если Рудольф Штейнер мог достичь такого воздействия при помощи столь простых средств, то сколь благотворным может стать для человечества тот факт, что все большее число людей проникнется твердым убеждением: строить иным образом просто невозможно!
Строительный стиль – это выражение стиля жизни в определенную эпоху. Он покоится на очень глубоком, духовном фундаменте, возникшем задолго до того, как были заложены первые камни многочисленных реальных фундаментов. Можно сказать, что подразумеваемый нами духовный фундамент – медитативного рода. Одно из эзотерических упражнений в древней Греции состояло в том, чтобы воспроизвести в мыслях снизу вверх видимую логику дорического храма.
Тор Хейердал(1) описывает в своей книге «Аку, аку», что на протяжении одиннадцати поколений на острове Пасхи не существовало никакой возможности придать вертикальное положение одной из огромных монолитных каменных фигур. В течение этого времени потомки жреческой касты, которая совершала в прошлом такие мистериальные деяния, воспроизводили установку каменной фигуры только в духе, посредством соответствующей медитации. А затем случилось так, что властитель острова Пасхи, бывший наследником и хранителем этой тайны, пообещал Хейердалу поставить в вертикальное положение монолит длиной в четыре с половиной метра и весом в шестнадцать тонн, что затем и было совершено им и несколькими мужчинами перед удивленными глазами скептически настроенного европейца в течение нескольких часов с помощью небольших камней и круглых бревен так, как будто они делали это каждый день. Столь мощным может быть действие медитации.
Подобным упражнениям в наше время соответствует внутренняя жизнь с формами семи капителей первого Гетеанума. Так Освальд Дубах,(2) резчик по дереву, особенно много и в различных местах работавший над формами первого Гетеанума, после его пожара каждый день, вплоть до своей смерти в 1950 году, проводил перед своим внутренним взором формы этого Здания.
Занятие капителями и другими формами и элементами Здания – дело не одних только специалистов в изобразительном искусстве. В 1907 году Рудольф Штейнер издал книгу с иллюстрациями «Изображения оккультных печатей и колонн»,(3) снабдив ее характерным текстом, предназначенным для самой широкой публики, чтобы как можно больше людей могло пробудиться от встречи с этим несущим силы жизни миром форм и духовно подготовить новую художественную культуру.
По этой причине я написал более детальное и снабженное большим числом иллюстраций исследование «Семь капителей колонн как откровение несущих сил».(4) Работать с этими формами – целое духовное приключение, полное неожиданностей и радости. Даже тот, кто не считает себя художником, не должен бояться заняться этим, потому что архитектура существует для всех.
Как известно, Рудольф Штейнер сказал в одном из эзотерических уроков, данном в утренние часы 7 марта 1914 года в Штутгарте,(5) что когда наступит 2086 год, то повсюду на холмах Европы будут возведены здания, посвященные заботе о духовной жизни, похожие на двухкупольное здание в Дорнахе.
Может показаться, что в настоящий момент ничто этого не предвещает. Но и об этом было сказано. Разрушение культуры, которое произойдет на рубеже двух тысячелетий, ослабеет к середине этого столетия. Тогда на подготовку времени, когда можно будет беспрепятственно работать, останется еще 36 лет!
Сегодняшняя жизнь показывает, что за 36 лет может произойти многое. И если время будет использовано соответствующим образом, то люди, которые будут тогда жить, охотно употребят его на подготовку этого будущего. И они это наверняка сделают, если мы, по крайней мере, уже сейчас не упустим ни единого шанса, чтобы осуществить внутри себя новое, отвечающее Духу нашего времени, строительное искусство. Однако это не должно оставаться лишь внутренней работой, если представляется возможность хотя бы самого скромного осуществления «строительного импульса Рудольфа Штейнера»!
Рекс Рааб
Энгельберг, 25 февраля 2004 г.
1. Тор Хейердал (Thor Heyerdahl), норвежский зоолог и этнолог, ставший известным благодаря своим путешествиям на плоту через Тихий и Атлантический океаны.
2. Освальд Дубах (Oswald Dubach), скульптор и художник. Родился под Москвой в 1884 году. Участвовал в строительстве первого Гетеанума.
3. Рудольф Штейнер «Изображения оккультных печатей и колонн. Мюнхенский конгресс Троицына дня 1907 года и его последствия», Библ. 284/285.
4. Опубликовано в: «Goetheanum Baublätter» № 2.
5. Опубликовано в: Рудольф Штейнер «Пути к новому строительному стилю», Библ. 286.